Социальное (пространство и время)

5. Онтологическое

9.Какой закон диалектики выражает направленность и основные тенденции развития посредством возникновения новых форм материального бытия? .

1.Закон единства и борьбы противоположностей

2.Закон перехода количественных изменений в качественные

3.Закон тождества

4.Закон противоречия

Закон двойного отрицания

' .

10.Какой закон диалектики характеризуется понятиями «качество», «количество», «мера», «скачок»?

1. Закон единства и борьбы противоположностей

Закон перехода количественных изменений в каче-

Твенные

3.Закон тождества

4.Закон противоречия

5.Закон двойного отрицания

ТЕМА 2.2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

1. Философия, какой эпохи рассматривает природу и самого человека как творения Бога?

1. Возрождение

2. Античность

Средневековье

4.Новое время

5.ХХ век

2 философия, какой эпохи рассматривает природу как ис­точник красоты, радости и вдохновения?

Возрождение

2. Античность

3.Средневековье

4.Новое время

5. XX в.

3. Как называется гармоничное развитие природы и обще­ства, обеспечивающее стабильное развитие окружающей чело­века среды?

1.Эволюция

2.Прогресс

3. Революция

4. Интеграция

Коэволюция

4. Какое природопользование характеризуется присваиваю­щей экономикой?

1.Аграрное

2.Индустриальное

3.Материальное

4.Денежное

Архаичное

5. Какое природопользование характеризуется урбанизаци­ей, ростом механизации, массовостью?

1. Аграрное

Индустриальное

3.Материальное

4.Денежное

5.Архаичное

6. Как называется та часть земной природы, которая вовле­чена в сферу человеческой деятельности и составляет необходи­мое условие существования и развития общества?

1.Природа

Географическая среда

3.Геологическая среда

4.Пространство

5.Реальность

7.Какая географическая школа указала на существование естественного закона, регулирующего численность населения в зависимости от обеспеченности продуктами питания?

1.Социальный детерминизм

2.Географический индетерминизм

Мальтузианство

4.Геополитика

5."Океаническая концепция"

8.Какая географическая школа связывает развитие человеческого общества с освоением водных ресурсов?

1.Социальный детерминизм

2.Географический индетерминизм

3. Мальтузианство

4. Геополитика

Океаническая концепция»

9.Какая географическая школа отрицает какое-либо влия

ние географической среды не генезис общества?

1.Социальный детерминизм

Географический индетерминизм

3.Маяьзузианство

4.Геополитика

5.«Океаническая концепция»

10.Какая географическая школа полагает, что социальная!

среда определяет характер естественной среды?

Социальный детерминизм

2.Географический индетерминизм

3 .Мальтузианство

4.Геополитика

5 .«Океаническая концепция»

ТЕМА 3.1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

I. Какой раздел философии занимается вопросами человека?

1.Онтрология

Философская антропология

3.Гносеология

4.Социальная философия

5.Этика

2. Как называется процесс выделения человека из мира животных?

1.Революция

2.История

3.Культура

Антропогенез

5. Креационизм

3. Какая теория предполагает происхождение человека от высших приматов?

1.Теория творения

2.Теория относительности

Эволюционная теория

4.Трудовая теория

5.Синергетическая теория

4. Какая теория рассматривает труд как первопричину ло­щения человека?

1.Теория творения

2.Теория относительности

3.Эволюционная теория

Трудовая теория

5. Синергетическая теория

5. Какая теория утверждает, что человек сотворен Богом, Богами.

1.Теория относительности

2.Эволюционная теория

3.Трудовая теория

4. Синергетическая теория

Теория творения

6.Кто является автором трудовой теории происхождения человека?

1.Платон

2.К. Маркс

3.Ф. Ницше

Энгельс

5. И. Кант

7.В какую эпоху человек рассматривается как часть Космоса, микрокосм:

1. Новое время

2. Эпоха Возрождения

3. Эпоха Просвещения

Античность

5. Средние века

8.В какую эпоху человек представляется как образ и подобие Бога:

1.Новое время

2.Эпоха Возрождения

3.Эпоха Просвещения

4.Античность

Средние века

9.В какую эпоху основной характеристикой человека признается разум:

1.Новое время

2.Эпоха Возрождения

Эпоха Просвещения

4.Античность

5.Средние века

10.Какой подход актуализирует индивидуальное человеческое существование в его принципиальной несводимости к каким-либо знакам и схемам?

1.Натурализаторский

2.Социологизаторский

Экзистенциальный

4.Биологизаторский

5.Феноменологический

ТЕМА 3.2. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

ФИЛОСОФИИ

1. Что составляет ядро сознания?

1.Память

2.Мозг

3.Воля

4.Знания

Самосознание

2.Способность мозга запечатлевать, сохранять и воспро­изводить информацию - это:

Память

2.Мозг

3.Воля

4.Знания

5.Самосознание

3. Осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов, поведения, интересов, своего положения в обществе-это:

1.Память

2.Мозг

3.Воля

4.Знания

Самосознание

4. Кто «открывает» мир бессознательного?

Фрейд

2. К. Маркс

3. Ф. Ницше

4.Ф. Энгельс

5.И. Кант

5.Какое направление философии трактует сознание как материальный процесс, а его содержание связывает с химическим составом продуктов питания человека?

1.НКФ

2.«Вульгарный материализм»

3.Скептицизм

Феноменология

5. Герменевтика

6.Какая форма отражения представляет собой свойство жизни организма, которое заключается в отражении воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и избирательной реакции?

1.Сознание

2.Психика

3.Чувственность

Раздражимость

5. Чувствительность

7.Какая форма отражения представляет собой способность иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздейству­ющих на организм?

1.Сознание

2.Психика

3.Раздражительность

4.Раздражимость

Чувствительность

8.Какая форма отражения представляет собой способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них своеобразно сво­им потребностям?

1.Мозг

Психика

3Раздражительность

4.Раздражимость

5.Чувствительность

9.Основателем феноменологии является:

1. Фрейд

Э. Гуссерль

Ф. Ницше

4.Ф.Энгельс

5.И.Кант

10.Направленность сознания это -

Внимание

2. Интуиция

3. Интерес

4.Интенциональность эпохе

ТЕМА 4.1. ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1.Какой раздел философии занимается проблемами позна­ния?

1.Онтология

2. Этика

Гносеология

4.Социальная философия

5. Философская антропология

2.Исторически первой формой решения проблемы познава­емости мира является:

1.Оптимизм

2.Гносеологизм

3.Позитивизм

Скептицизм

5.Рационализм

3.Крайнейней формой скептицизма является?

Агностицизм

2.Гносеологизм

3.Позитивизм

4.Скептицизм

5.Рационализм

4. Какие ступени выделяют в познании?

1.Чувственную и бесчувственную

2.Рациональную и иррациональную

Умственную и рациональную

4.Опытную и доопытную

5.Рациональную и эмоциональную

5.Какая форма мышления, отражает существенные свой­ства, связи и отношения предметов и явлений?

1.Суждение

2.Умозаключение

Понятие

4.Модус

5.Закон

6.Какая характеристика истины предполагает ее независи­мость от индивидуальных предпочтений человека?

Объективность

2.Процессуальность

3.Диалектичность

4.Историчность

5.Конкретность

7.Единство относительной и абсолютной истин есть

1.Объективность

2.Процессуальность

Диалектичность

4.Историчность

5.Конкретность

8.Важнейшим критерием истины в марксизме является:

1.Полезность

2.Базис

3.Надстройка

Практика

5.Отчуждение

9.Автором онтологической концепции истины является:

1.Ж.-П. Сартр

2.И. Кант

3.К. Маркс

М. Хайдеггер

5.Платон

10. Какая концепция истины полагает, что абсолютной ис­тины не существует, истина относительна?

1.Классическая

Плюралистическая

3.Экзистенциальная

4.Онтологическая

5.Марксистская

ТЕМА 4.2. НАУКА, ЕЕ КОГНИТИВНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС

1. Особая форма познавательной деятельности, направлен­ная на выработку новых системно организованных объективных и аргументированных знаний о мире это:

1.Наука

2.Искусство

3.Мифология

4.Религия

5.Культура

2. Сущность, какой функции науки заключается в формиро­вании определенной картины мира и определении мировоззрения человека:

1.Методологической

2.Прогностической

3.Культурологической

Мировоззренческой

5.Интегративной

3. Укажите, какая функция науки сводится к объединению отдельных достоверных знаний в целостную систему:

1.Методологическая

2.Прогностическая

3.Культурологическая

4.Мировоззренческаая

Интегративная

4. Укажите, какая функция науки направлена на выявление сущности и закономерности функционирования и развития природ­ных и социальных явлений:

1.Методологическая

2.Прогностическая

Гносеологическая

4.Мировоззренческая

5. Интегративная

5. Укажите, какая функция науки позволяет на основе выяв­ленных закономерностей изученных явлений объяснить перспективные тенденции развития природы и общества:

Методологическая

Прогностическая

3. Культурологическая

4.Мировоззренческая

5.Интегративная

6.Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком это:

1.Гипотеза

Проблема

3.Теория

4.Аксиома

5.Сомнение

7.Выберите, какая форма знания, содержит предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве:

Гипотеза

2.Проблема

3.Теория

4.Аксиома

5.Сомнение

8.Целостная, непротиворечивая, обобщенная система зна­ний, раскрывающая существенные связи и отношения между эле­ментами исследуемой реальности и описывающая их посредством системы законов это:

1.Гипотеза

2.Проблема

Теория

4.Аксиома

5.Сомнение

9.Идеальная знаковая модель исследуемой реальности, построенная на основе совокупного научного знания - это:

1.Теория

2.Гипотеза

Научная картина мира

4.Индукция

5.Гипотеза

10.Обобщенная характеристика конкретного историческо­го типа методологических средств и норм научного познания - это:

1.Теория

Стиль научного мышления

3.Научная картина мира

4.Индукция

5.Гипотеза

ТЕМА 5.1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В

ФИЛОСОФИИ

1.Центральным понятием социальной философии является понятие:

1. Бытие

Общество

3.Природа

4.Познание

5.Религия

2.Назовите черты общества как сложноорганизованной саморазвивающейся системы:

1.Нелинейность развития

2.Интегративность

3.Самодостаточность

4.Альтернативность развития

Все перечисленное верно

3. Областью философского знания, изучающей специфичес­кие особенности общества и его структуру, факторы социальной динамики, является:

1.Онтология

2.Гносеология

3.Аксиология

Социальная философия

5. Философия техники

4.Назовите автора концепции социального действия:

1.О. Тоффлер

2.Д. Белл

3.К. Ясперс

4.О. Конт

М.Вебер

5.Основным оппонентом натуралистической исследователь­ской программы является:

Наши рекомендации