Московское психологическое общество: цели основания, направления деятельности, этапы развития.
Психология собиралась из частиц, содержащихся во многих науках, и Соловьев предложил объединить все это в какое-то единое целое.
15 июля 1884 г. был утвержден Устав Психологического общества. Первое заседание – оно имело организационный характер – состоялось 24 января 1885 г. На нем Троицкий был избран председателем Психологического общества. И в 1885году было учреждено московское психологическое общество (МПО), работающее до 1922. Основателем был М.М. Троицкий, он привлек всех преподавателей Московского университета к созданию этого общества.
Идея создания психологического сообщества заключалась в том, чтобы объединить всех тех людей из различных естественнонаучных и гуманитарных наук, занимающихся психологией, в единое целое. Заседания проводились в Московском университете. На заседаниях поднималась проблема разногласий, разобщенности в разработке психологии. Психология должна разрабатываться как междисциплинарная наука.
Организация МПО была следующей: заседания проходили 2 раза в месяц, на которых проходили различные дискуссии по поводу психологических и философских проблем. Издавались также труды: наиболее интересные доклады на заседаниях и важные иностранные философские трактаты.
Следующая важная сторона деятельности МПО – создание первого психологического журнала «Вопросы философии и психологии». Журнал издавался в 1899 – 1918 годах. Этот журнал является важнейшим источником изучения психологии в этом периоде времени.
С 1885 до 1887 председателем МПО был М.М. Троицкий. Затем с 1887 по 1898 год председателем был Грот, этот период являлся расцветом психологического общества.
В обществе выступал Л.Н. Толстой, он поднимал важные вопросы психологии и пытался донести всем важность изучения психологии и ее продвижения. Помимо того, в развитии МПО сильно помог Соловьев: он написал очень важный доклад о вере «О причинах упадка средневекового миросозерцания». В этом докладе он рассмотрел вопрос о положении церкви и религии в жизни человека. Но его запретили публиковать, так как доклад был рассмотрен как угроза христианству, и был опубликован спустя 10 лет, после смерти Соловьева.
После смерти Грота председателем стал Лопатин, одновременно он являлся и редактором журнала. Преобладала нравственная тематика и этические проблемы. «Теоретические взгляды должны иметь нравственный смысл» - вот основная идея Лопатина, как и Грота.
После смерти Лопатина возглавил МПО И.А. Ильин с 1920 по 1922 год. Ильин – очень крупный мыслитель, в качестве диссертации он защитил работу о философии Гегеля, причем вместо того, чтобы получить просто магистра, он получил докторскую степень. Журнал перестал выходить в 1918 году, но остались заседания, которые, впрочем, начали превращаться в философские.
В 1922 году – Ильин и большая группа людей (философы) получили обвинение в контрреволюции, т.е. из-за несогласия с новым режимом России, и получили наказание: приговор к ссылке из страны без права возвращения в страну. Они были высланы на «философском пароходе».
Ильин активно действовал за границей как представитель своей отчизны – различные доклады, лекции среди иностранного общества. Основной проблемой, которую разрабатывал Ильин, была проблема духовной личности, а термин «личность» ввел американский психолог У.Джемс.
В МПО были заложены традиции отечественной психологической науки: высокая философская и теоретическая культура в исследовании, внимание к вопросам методологии и мировоззрения; здесь началась идея комплексного, междисциплинарного подхода к психологии.
Существует преемственность между МПО и созданием Московского психологического института. Создатель этого института Челпанов сохранил все устои, мысли и культуру МПО и воплотил их в институте.
28. Роль Г.И.Челпанова в становлении университетского психологического образования и в развитии психологических исследований. Вехи биографии в связи с общественными условиями.
С приходом в университет Г.И.Челпанова (1862 – 1936) в развитии психологии произошли принципиальные сдвиги: он сформировал и возглавил здесь крупную научную школу. Впервые его имя появляется в списке преподавателей историко-филологического факультета университета в 1891 году.Для вступления в должность профессора, в соответствии с университетским Уставом 1884 г., было необходимо иметь степень доктора. Докторскую диссертацию на тему «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности»Челпанов защитил в 1904 г. в 1907 г. перешел в Московский университет.
Челпанов проводил практические занятия по психологии в созданном им в 1897 г. философско-психологическом семинаре, который он называл «Психологической семинарией» в Киевском университете. С 1907 г. работа Семинария продолжалась на кафедре философии Московского университета, которую Челпанов занял в 1907 г. после смерти С.Трубецкого. С 1912 г. занятия в Семинарии были перенесены в Психологический институт.
Выдающаяся роль Челпанова в развитии университетской психологии заключается в создании Психологического института и разработанной им системы психологического профессионального образования. Институт стал крупным центром теоретической и экспериментальной психологии. Тематика ведущихся в нем научных исследований была разнообразной и разноплановой. В начале 1914 г. под редакцией Челпанова вышел из печати первый том Трудов Психологического института. В него вошли результаты экспериментальных исследований сотрудников института в области памяти, новых методов изучения реакций, а также материалы об Истории института, описание его устройства, организации занятий, отчет о деятельности Семинария при Московском университете за 1907- 1913 гг.
В 1917 г. Челпановым было предпринято издание специального психологического журнала. Его первый том под названием «Психологическое обозрение» вышел в двух книгах, в 1918 г. также в двух книгах вышел второй том, и на этом издание прекратилось . Журнал был призван отражать основные направления работы Психологического института, давать информацию о состоянии мировой и отечественной науки.
Официальное открытие Института состоялось под председательством ректора Московского университета профессора М.К.Любавского 23 марта 1914 г. С речью «О задачах Московского психологического института» выступил Г.И.Челпанов. Он произнес слова искренней благодарности Сергею Ивановичу Щукину, на благотворительные пожертвования которого был построен и оборудован институт.
Созданную Челпановым систему университетского психологического образования отличали высокий теоретический уровень подготовки в сочетании с культурой в области проведения экспериментальных исследований. Это достигалось посредством включения в психологическую подготовку как теоретических курсов по психологии, логике, философии, так и практических занятий по экспериментальной психологии.Таким образом, в начале ХХ века в Московском университете развернулась активная учебно-научная и организаторская деятельность Челпанова, под руководством которого преподавание психологии получило здесь значительное развитие.
За многолетнюю педагогическую и организаторскую деятельность в 1917 г. Челпанову было присвоено звание заслуженного профессора Московского университета.
29. Психологический институт имени Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете: основание, задачи, направления работы
23 марта (5 апреля) 1914 г - торжественное открытие Психологического института им. Л.Г.Щукиной при Императорском Московском университете. В организации института важную роль сыграл крупнейший отечественный предприниматель и меценат Сергей Иванович Щукин (1854—1936), пожертвовавшего 120000 рублей на его строительство и оборудование. Он нередко участвовал в заседаниях Московского психологического общества, был избран его почетным членом. Им были выдвинуты 2 условия при передаче денег ректору университета: назвать институт именем его покойной жены — Лидии Григорьевны и поручить его организацию и руководство персонально Г.И.Челпанову, наиболее достойному этой миссии.
С 1910-1911 Челпанов проехался по наиболее крупным немецким и американским психологическим научным центрам для организации передового психологического учреждения в России. Уже к началу 1911 г.был разработан проект здания, а всего через 10 месяцев в тихом университетском дворе возвышался трехэтажный особняк. В следующие полгода институт был оснащен самым современным оборудованием, превосходившим по совершенству западные образцы. С сентября 1912 г. (за два года до официального открытия) началась регулярная работа института.
Первый этаж был целиком учебным. Здесь находилась большая аудитория на 300 человек, библиотека и кабинет директора, располагавшийся в одном из помещений теперешней библиотеки. Двери между вестибюлем и лестницей по идее Челпанова разделяли институт на собственно учебную и учебно-научную части. Они открывались для участников занятий в психологическом практикуме, располагавшемся на втором этаже, где помимо малой аудитории имелись специальные экспериментальные комнаты. Третий этаж отводился исключительно для занятий наукой.
Во «Временных правилах о Психологическом институте при императорском Московском университете», утвержденных 10 апреля 1912 г. Министерством народного просвещения, институт квалифицировался как «учено-учебное учреждение университета, имеющее целью научную разработку психологии и распространение знаний в этой области». Это определило программу работы института — лекции по общему курсу психологии, лабораторные занятия, семинары по теоретической и экспериментальной психологии. Студенты, желавшие работать в институте, избирали тему для самостоятельного исследования.
Тематика научно-исследовательской работы первоначально касалась преимущественно теоретических вопросов: психо-физическая проблема, вопрос о предмете психологии, проблема личности и т. п. Основное место занимала общая психология, поскольку Г.И. Челпанов видел в ней базу, необходимую для развития других областей психологической науки, и отводил ей роль консолидирующей силы, способной сохранить единство психологии в период, когда стало общепризнанным ее значение для целого ряда смежных наук (педагогики, философии, медицины и др.) и начиналось интенсивное изучение ее специфических проблем.
Предметом экспериментальной работы в Институте были память, мышление, сравнение как своеобразный акт, связывающий элементарные и высшие умственные процессы, эмоции, представление, волевые. Интенсивно исследовался процесс ощущений. Цикл исследований по изучению реакций проводил К.Н. Корнилов.
Большое значение придавал Г.И. Челпанов вопросу о методах исследования, в связи с чем он подробно проанализировал значение экспериментального и аналитического методов в психологии.
Результаты интенсивной исследовательской работы получили отражение в двух крупных сборниках работ и в журнальных публикациях. Развитие психологической науки, усиление ее значения побудили Г. И. Челпанова организовать специальный психологический журнал «Психологическое обозрение» (начал выходить в 1917 г., в 1918 г. прекратил существование из-за недостатка средств), где публиковались результаты теоретических и экспериментальных исследований.
Реализуя учебно-научные задачи Института, Г.И. Челпанов регулярно пополнял его новейшей психологической аппаратурой и литературой. В самом институте было налажено изготовление некоторых видов аппаратуры. Очень рационально был составлен план и формы практических занятий со студентами. Результаты экспериментальной работы и способы работы с аппаратурой обсуждались на собрании участников практикума. На этой основе вносились уточнения в методику дальнейшей работы. В результате такой работы Г.И. Челпановым было создано пособие для студентов по экспериментальной психологии.
30. Развитие психологии в университете в 20-е годы ХХ века в связи с общественно-историческими условиями и реорганизацией университета.
В 1917 году произошла Октябрьская революция – смена общественного устройства.
В 1919 г. в связи с потребностями нового общества в развитии прикладных направлений в Институте было создано отделение Прикладной психологии(зав. В.М.Экземплярский) с подотделами – практикум по индивидуальной психологии, практикум по психологии труда, практикум по экспериментальной педагогике. В 1920 г. при филологическом факультете, образовавшемся в 1919 г. после выделения исторического отделения из состава историко-филологического факультета, был учрежден Кабинет этнической и социальной психологии (зав. Г.Г.Шпет).
Г.И. Челпанов после революции оставался директором Психологического института, руководителем психологических кадров. Структура сохранилась, но изменились условия проведения занятий и заседаний в Институте. В архиве Челпанова есть письма (1920), в одном из них он пишет своему ученику Щербине: «уровень студенчества понижается, научных занятий наладить нельзя – потому что все служат. Совсем нет книг. Но все же кое-что в университете делалось: наш факультет совсем вытеснили из нового здания, и все занятия теперь приютились в Психологическом институте».
В1921 году началась реорганизация университета: был упразднен историко-филологический факультет и создан факультет общественных наук. И студенты первого факультета были переведены в ФОН (создан в 1919). К этому факультету и был присоединен психологический факультет. В это же время было опубликовано обращение к русским ученым, в котором объявляется: свобода науки и научного исследования запрещаются, все должно быть в рамках партийного учения. Складывается новая ситуация в области методологических требований к науке. Ставится задача построить новую теорию в психологии с опорой на основные положения диалектико-материалистической теории: учения Маркса, Энгельса.
Челпанов попал под подозрение, что он по-старому мыслит развитие психологии, и наметились расхождения между его взглядами и взглядами властей. Корнилов писал очень много писем насчет деятельности Челпанова: что, мол, он идеалист, вразрез идет с философией Маркса и ставит вопрос, стоит ли вообще оставлять такого человека директором.
Ноябрь 1923 – Челпанов был уволен с поста директора, а также отстранен от профессорства. И директором Психологического института становится Корнилов. С уходом Челпанова ушли и многие преданные ему сотрудники. Обновился состав Психологического института: Корнилов привлек Выготского, Лурию, Леонтьева и других сотрудников для работы. Были созданы особые секции (их было 6), проводились рабочие научные конференции сотрудников института. Во время научных конференций Выготский представлял массу докладов по анализу мировой психологии и развитии теоретической концепции Корнилова. Основное место в работе Института стала занимать научно-исследовательская работа. Институт получил название Московского института экспериментальной психологии.
В 1921Корнилов выдвинул программу построение новой психологии – реактологию, представляющую собой подробное изучение реакции. Однако Выготскому, Лурии и другим психологам не нравилась эта концепция, так как психология направлялась совершенно в другое русло, отходила от психики и сознания. Они вводили другие идеи: «Развитие человека идет за счет присвоения ценностей культуры, а если человек не усваивает этот опыт – человек остается полуживотным», то есть разработка концепции культурно-исторической психологии, которая стала называться культурно-исторической концепции Выготского-Лурии-Леонтьева. Эта теория является базовой для психологического факультета до сих пор, и именно по этой теории идет развитие нашего факультета. Примерно в это же время было раскритиковано направление Корнилова в одном из заседаний, и Корнилов был сдвинут с должности.
1931 г. – исключение историко-философского факультета, включавшего отделение психологии, из состава МГУ. Вплоть до начала Великой Отечественной войны исследования и преподавание по психологии в университете практически прекращаются. С 1931 по 1941 год психология была представлена в МГУ только в рамках Лектория Университета. Сложившаяся система подготовки психологических кадров перестала функционировать. Московский университет приостановил подготовку профессиональных психологов. Прекратились исследования по психологии, преемственность в развитии психологической науки в Университете прервалась на целое десятилетие.
31. Развитие психологии в структуре воссозданного философского факультета в годы Великой Отечественной войны под руководством С.Л.Рубинштейна. Создание кафедры психологии и двух отделений по подготовке психологов.
В России была поставлена задача научного обоснования образования и научного обоснования производства для создания новой экономической базы. Это побудило создать две новых дисциплины – педология (наука о ребенке, как его воспитывать и т.д.) и психотехника (наука об изучении труда как деятельности, профессии, психологические требования и так далее. Получилось так, что педология включила в себя некоторую часть психологии, что поставило под вопрос существование второй. Возникли важные вопросы сопоставления этих двух дисциплин с психологией. Вообще психология стояла на месте, происходил поиск путей для ее дальнейшего развития. В сложившейся в 20-х – 30-х гг. ситуации прямых выступлений или скрывающихся под лозунгом перестройки психологической науки косвенных тенденций, объективно направленных на ликвидацию психологиив качестве первостепенной выступила задача сохранения психологии как науки.
На этом фоне становится особенно понятной значительность развиваемой в конце 20-х - начале 30-х гг. Л.С. Выготским культурно-исторической теории как учения о развитии высших психических функций. Однако Выготского сильно критиковали идеологи. С начала 30-х гг. в психологии как развитие культурно-исторической теории Выготского его единомышленниками и соратниками (А.Н.Леонтьев) начинает разрабатываться проблема деятельности, провозглашается переход от изучения абстрактно взятых психических функций к изучению участия психики и сознания в реальной жизни человека.
В это время появляется С.Л. Рубинштейн, работающий заведующим кафедрой в Ленинградском институте. С.Л.Рубинштейн выдвигает положение о формировании человека в процессе деятельности. Вышедшая в 1935 г. книга С.Л.Рубинштейна «Основы психологии» явилась первой работой, написанной с позиций принципа деятельности и представлявшей «попытку дать целостную систему психологии». Он изложил по-новому целостную систему мировой психологической науки и наметил новые пути дальнейшего развития психологии на основе марксизма.Проблема деятельности получила дальнейшую разработку в его книге «Основы общей психологии» (1940) и последующих работах.За эту книгу он получил высшую государственную премию.Исключительный вклад Рубинштейна заключается в том, что он отстоял важность психологии, написал книги-учебники по ней и не дал исчезнуть психологии в стране.
Университет был эвакуирован в Среднеазиатский университет в Ашхабаде. По приказу правительства был воссоздан Философский факультет (в 1941 году 25 декабря), а также филологический и экономический. Произошло воссоединение Психологического института с Философскимфакультетом. С этого времени в университете начинается процесс восстановления научной работы в области психологии, а также преподавание психологии.
По приказу были организованы специальные психологические лаборатории - госпитали. Научный состав лабораторий полностью комплектовался из сотрудников Университета. В них солдаты проходили реабилитацию. В этих госпиталях работали психологи и восстанавливали солдат. Два из этих госпиталей были оснащены психологами из Психологического института. Именно здесь развернулись научные исследования, в основу которых были положены идеи решающей роли деятельности в становлении нарушенных функций.
С1 октября 1942 в Московском университете была организована кафедра психологии. Она вошла в структуру философского факультета.Заведовать этой кафедрой и стать директором Психологического института предлагают С.Л. Рубинштейну. ). Возобновилась подготовка психологов и проведение научных исследований: Рубинштейн подобрал штат психологов из сотрудников Психологического института ( Леонтьев, Лурия, Эльконин, Гальперин и другие). Необходимо было создать на кафедре отделение для набора психологов, которое возникло в 1943 году.
В 1946 году правительство ввело преподавание психологии и логики в школах, а так же было создано отделение психологии, логики и русского языка. Развернулись и научные исследования по восстановлению высших психических функций, по мышлению, истории психологии и другим вопросам. Главной теоретической базой была теория С.Л. Рубинштейна: в основе была идея решающей роли деятельности. «Человек вне деятельности – это абстракция», - говорил Рубинштейн. Он выдвинул принцип единства сознания и деятельности, что привело к созданию школы Рубинштейна.
Произошла крайняя политизация и идеализация науки, преследования инакомыслящих и увольнение их с должностей. По университету прокатились дискуссии, затрагивающие разные науки, области культуры; навязывались обсуждения трудов Сталина по различным проблемам.
В 40-е годы началась борьба с космополитизмом (недостаточное развитие отечественной науки и преувеличение зарубежной науки). Космополитов, «пропагандирующих» зарубежную науку и, мол, недостаточно развивающих свою, увольняли и всячески критиковали.
В 1949 году Рубинштейн был подвергнут огромной критике, освобожден от всех должностей, но остался профессором кафедры Психологии. После заведующим кафедрой стал Теплов.
В 1951-1979 всей университетской психологией стал руководить А.Н. Леонтьев. Он организовал научные исследования по нескольким направлениям: психофизиологии (Е.Н. Соколов) по изучению нейрофизиологических основ психических процессов, нейропсихологии (А.Р. Лурия) по диагностике нарушений высших психических функций. Возникает и инженерная психология по исследованию психологических проблем, связанных с обслуживанием общественных систем (В.П. Зинченко). Общей психологией заведовал А.Н. Леонтьев; был и Гальперин, создавший общепсихологическую концепцию на факультете; Зейгарник создала патопсихологию.
После 1941 восстановилась линия развития психологии в Московском Университете, прерванная в 30-е годы, и психология продолжает развиваться до сих пор.
32. Направления научных исследований в университетской психологии военных лет и в 50-е годы.
В 1946 году правительство ввело преподавание психологии и логики в школах, а так же было создано отделение психологии, логики и русского языка. Развернулись и научные исследования по восстановлению высших психических функций, по мышлению, истории психологии и другим вопросам. Главной теоретической базой была теория С.Л. Рубинштейна: в основе была идея решающей роли деятельности. «Человек вне деятельности – это абстракция», - говорил Рубинштейн. Он выдвинул принцип единства сознания и деятельности, что привело к созданию школы Рубинштейна.
Произошла крайняя политизация и идеализация науки, преследования инакомыслящих и увольнение их с должностей. По университету прокатились дискуссии, затрагивающие разные науки, области культуры; навязывались обсуждения трудов Сталина по различным проблемам.
В 40-е годы началась борьба с космополитизмом (недостаточное развитие отечественной науки и преувеличение зарубежной науки). Космополитов, «пропагандирующих» зарубежную науку и, мол, недостаточно развивающих свою, увольняли и всячески критиковали.
В 1949 году Рубинштейн был подвергнут огромной критике, освобожден от всех должностей, но остался профессором кафедры Психологии. После заведующим кафедрой стал Теплов.
В 1951-1979 всей университетской психологией стал руководить А.Н. Леонтьев. Он организовал научные исследования по нескольким направлениям: психофизиологии (Е.Н. Соколов) по изучению нейрофизиологических основ психических процессов, нейропсихологии (А.Р. Лурия) по диагностике нарушений высших психических функций. Возникает и инженерная психология по исследованию психологических проблем, связанных с обслуживанием общественных систем (В.П. Зинченко). Общей психологией заведовал А.Н. Леонтьев; был и Гальперин, создавший общепсихологическую концепцию на факультете; Зейгарник создала патопсихологию.
После 1941 восстановилась линия развития психологии в Московском Университете, прерванная в 30-е годы, и психология продолжает развиваться до сих пор.
33. А.Н.Леонтьев – основатель и первый декан факультета психологии. Первоначальная структура факультета и его дальнейшее развитие. Деканы факультета психологии.
В 1966 г. был организован факультет психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, деканом которого стал А.Н.Леонтьев. Одновременно он заведовал кафедрой общей психологии факультета. В то время в школе Леонтьева разрабатываются едва ли не все проблемы психологической науки с позиций психологической теории деятельности. Сам Леонтьев в своих поздних работах затрагивает в основном теоретико-методологические проблемы психологии - «философию психологии», а также вопросы истории психологии, проблемы психологии искусства, психологии личности и др. Под руководством Леонтьева разрабатываются также проблемы эргономики и инженерной психологии, проводятся экспериментальные исследования восприятия и др.
К концу 60-х гг. А.Н.Леонтьева начало беспокоить то, что разработка категориального аппарата теории деятельности остановилась, а «деятельностным подходом» называют зачастую совсем не то, что заслуживало бы такого названия. И в 1969 г. на квартире А.Р.Лурии состоялась знаменитая дискуссия о теории деятельности.
В школе А.Н.Леонтьева проблемы развития психики рассматриваются в рамках всех возможных его видов. В рамках филогенетических исследований существеннейшим вкладом школы А.Н.Леонтьева в психологическую науку является концепция возникновения чувствительности и стадий развития психики в филогенезе. В рамках антропогенетических исследований Леонтьев, опираясь на марксистскую теорию трудового происхождения сознания, рассмотрел возможные условия его возникновения - 1) коллективность и 2) орудийная опосредствованность трудовой деятельности человека. В социогенетических исследованиях основной идеей является мысль Леонтьева о необходимости рассмотрения отношения между значениями (значениями-для-других) и личностными смыслами (значениями-для-меня) и механизмов «означения смыслов» и «осмысления значений». В рамках онтогенетических исследований основным вкладом А.Н.Леонтьева и его школы в психологию являются следующие идеи и проблемы. 1) Идея ведущей деятельности как деятельности, которая определяет психическое и личностное развитие на той или иной возрастной ступени и подготавливает возникновение новых типов ведущей деятельности в последующие периоды. 2)Учение об интериоризации как возможном механизме усвоения ребенком опыта человечества. 3) Разведение понятий «индивид» (природный субъект) и «личность» (социальный субъект) и рассмотрение развития личности как нетождественного развитию индивида процесса.В функционально-генетических исследованиях проблема соотношения процессуальных и образных аспектов психического разрабатывается в рамках едва ли не всех традиционных проблем психологии (т.е. проблем ощущения и восприятия, памяти, внимания, мышления и т.п.) как в рамках нормы, так и патологии.В рамках школы Леонтьева по-своему решается и одна из «вечных» проблем психологии –психофизиологическая. Психофизиологическая проблема решается в школе Леонтьева в форме так называемой антиномии-проблемы - психическая деятельность и невозможна без физиологической деятельности, и в то же время не сводится с ней, поскольку - в отличие от физиологической - является предметной по своему характеру деятельностью, ориентирующей субъекта в мире.
После смерти А.Н.Леонтьева (21 января 1979) деканом факультете был назначен профессор А.А.Бодалев, представитель Ленинградской психологической школ, выпускник отделения психологии философского факультета Ленинградского университета.Его установкой было не мешать продолжению дела Леонтьева. Он способствовал воплощению результатов научных исследований сотрудников и учеников А.Н.Леонтьева в монографии и докторские диссертации.
Как руководитель, в своей деятельности Бодалев считал важным обеспечить в работе факультета правильное соотношение трех ее сторон: теоретической, экспериментально-эмпирической и прикладной. Он организовал при факультете Центр психологической помощи семье.В 80-е годы важнейшей темой становится психология личности в различных контекстах: в связи с проблемами диагностики, восприятия человека человеком с изучением структур и динамики смысловых образований личности, с анализом личности в структуре внутрисемейных отношений. Разрабатывались социально-психологические проблемы исследования личности. В область исследований включается проблема общения, социально-психологического тренинга. На кафедре социальной психологии основной темой исследований становится проблема социального восприятия. В 80-е гг. продолжаются научные исследования в области теории деятельности, ее категориального аппарата; изучаются отдельные виды деятельности: трудовая, учебная, совместная деятельность. С позиций теории деятельности продолжается теоретическое и экспериментальное изучение познавательных процессов, сознания. Интенсивно разрабатывались вопросы изучения психической деятельности животных в онто- и филогенезе, в том числе и их прикладные аспекты.
В 2000 г. деканом факультета психологии избран и в 2005 г. переизбран на новый срок профессор А.И.Донцов. Он продолжил работу по совершенствованию и развитию структуры факультета В 2003 г. были организованы две новые кафедры: методологии психологии (зав. - докт психол. наук Ю.П.Зинченко) и психогенетики ( зав. – докт. психол. наук М.С.Егорова). В 2004 г. кафедры педагогики и методики преподавания в высшей школе и педагогики и педагогической психологии преобразованы в новую кафедру психологии образования и педагогики (зав. – профессор С.Д.Смирнов). В этом же году создана кафедра экстремальной психологии и психологической помощи (зав. – доцент М.Ш.Магомед-Эминов); лаборатория по изучению личности в экстремальной стрессовой жизненной ситуации преобразована в научно- учебный центр психологической помощи.
С 2006 г. обязанности декана исполняет профессор Юрий Петрович Зинченко.