Категория бытия, небытия. Их трактовка в различных философских учениях.

Философия средних веков. Патристика. Учение Августина.

Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание. Этим четко определенным содержанием и направленностью средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.
В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V—XV вв.

Патристика (от лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Философия патристики внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

Патристику можно условно разделить на несколько периодов:

1) Апостольский период(до середины II века) - время деятельности апостолов-евангелистов.

2) Апологетика (середина II века - начало IV

3) Период зрелой патристики(IV-VI)В этот период выделяливосточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним.

Августин Аврелий (354 - 430), христианский теолог и философ, внес неоценимый вклад в разработку проблемы времени. В своем учении он следовал неоплатонизму, но старался по-новому подойти к старым идеям, исходя уже не из объекта, а из субъекта, из самодостоверности человеческого мышления. Особенно ясно психологизм Августина проявился в его учении о времени. Время у него выступает как коррелят (т.е. взаимная связь, взаимная зависимость) помнящей, созерцающей и ожидающей души. Если сравнить эти суждения Августина с идеями Аристотеля о том, что прошлое познается с помощью памяти, настоящее—в опыте, а будущее познается за счет привлечения воображения, то окажется, что и Августин, по сути, пишет о тех же свойствах души, с помощью которых познаются различные модусы времени.

Августин, акцентируя духовный аспект восприятия времени, считал, что время существует лишь в духовом мире человека, который склонен разделять время на прошлое, настоящее и будущее. Он пишет, что в собственном смысле правильнее было бы вести речь о трех временах: это настоящее прошедшего, настоящее настоящего, настоящее будущего. Настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – это непосредственное созерцание; настоящее будущего – это ожидание [1, кн. 11, гл. XX, с. 297]. Время хотя и связано с движением, но не совпадает с движением и движущимся (об этом писал Аристотель), скорее оно принадлежит душе, поскольку структурно связано с памятью, интуицией и ожиданием.

Вопросы, теория познания в учении Канта.

Вопрос этики. Кант разработал всеобщий закон нравственности, так называемый категорический императив (обязательное поведение), суть его сводится к следующему: каждый человек независимо от его положения в обществе должен поступать так, чтобы его поступок могли бы совершить и все другие.

Вопрос права

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей. Считал необходимостью уничтожение всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом.

Вопрос долга

Нравственное достоинство "приписывается Кантом лишь тому, кто преследует не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни, безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести"

Теория познания:

Познание мыслится Кантом как рассудочное оформление чувственной материи, а полученный итоговый результат познания описывается формулой: «знание (опыт) = чувственная материя + рассудочная форма».

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и рели­гии, должно предшествовать исследование возможностей челове­ческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания.

Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и не переходимые границы досто­верного знания. Кант счи­тал, что за основу нужно взять метод крити­ческого философствования, состоящий, в исследовании приемов самого разума. Кант различал воспринимаемые, человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), со­ставляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств – у людей возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая ра­зумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого со­знания сущность вещей — «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. В ограниченности человеческого познания, Кант видел определенный нравственный смысл: если бы человек был на­делен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

Категория бытия, небытия. Их трактовка в различных философских учениях.

Категория бытия - фундаментальная философская категория, которая служит для обозначения всего, что существует. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Отдельные вещи и явления возникают и исчезают, уходя в "небытие", а мир в целом сохраняется (существует). Уже античные философы пытались понять, насколько реально и действительно бытие по отношению к небытию.
Бытие - интегральная характеристика мира, утверждающая целостность мира, через его существование.
По способу существования бытие разделяется на два мира:
- мир физических состояний (материальный, природный);
- мир психических состояний (сознание, духовность...)

Уровни бытия:
- существовавшее в возможности (потенциальное бытие);
- существующее в действительности (активное бытие).
Каждая из форм бытия имеет свою специфику и развитие и существует по своим собственным специфическим законам, однако имеют одну основу - материю. Однако это не значит, что понятие бытие и материя тождественны. Материя отражает лишь объективно существующую форму бытия.

Трактовки:

1)Трактовка бытия в античности.
В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы досократики (VI-IV вв. до н. э.). Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Часть досократиков рассматривали бытие как единое, неподвижное и неизменное, самотождественное, другие как непрерывно изменяющееся, становящееся. Досократики различали бытие «по истине» и бытие «по мнению», формулируя понятия сущности и существования. Вместе с этим была сформулирована концепция небытия, как противопоставления бытию, которое являлось отсутствием, отрицанием бытия.
Категория небытия, как недоступная для мысли идея, тождественная категории «ничто» впервые появилась в учении Парменида (ок. 540-470 гг. до н.э.) об истинном пути мышления. Небытие противопоставляется бытию вообще, в то время как ничто — многообразию различных нечто.

2)Средние века
Важнейшей темой христианской онтологии (учение о бытии) была тема отношения бога и сотворённого им мира. Важнейшим источником знаний об основах Бытия являлась Библия, где основой для символического истолкования бытия было учение о творении мира через Слово: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…». Согласно средневековой философии, подлинным бытие обладал только бог (ему приписывали те черты, которыми античные философы наделяли бытие) – он вечен, неизменен, самотождественен, независим и является источником для всего сущего. В средневековой философии проводилось различение бытия или существования (экзистенции), и сущности (эссенции).

Небытие - это зло, оно не является сущностью. Так, дьявол, с точки

зрения средневекового мышления, это небытие прикидывающееся бытием. Зло

живет благом за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром. В

этом выражается оптимистический мотив средневекового сознания.

3)Эпоха Возрождения

Философы эпохи Возрождения рассматривают бытие как реальность, противостоящую человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил.
С развитием механики (17-18в) в трактовке бытия исходным является понятие тела и природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некий механизм.

Парменид впервые в истории философии пытается доказать тезис о несуществовании небытия. Небытие не существует потому, что «небытие невозможно ни познать, ни в слове выразить». Иначе говоря, «то, что не есть, невыразимо, немыслимо”.

4) Новое время

Новое время акцентировало внимание как раз на подвластности бытия человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится причиной "инфляции" понятия бытия – оно воспринималось как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре - просто как философская иллюзия. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов бытия с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Реабилитация понятия бытия в философии 20 в. связана с именем Хайдеггера. Он говорит о новом условии усмотрения бытия (отличного от существования) - о поэтическом мышлении. Бытие - вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека).

Философия нового времени не смогла воздать должного категории небытия. Бергсон в противоречии с основами философии понимал небытие как несостоявшееся бытие чего-либо.

Наши рекомендации