Психологические идеи в научном творчестве М.В. Ломоносова. Биография М.В. Ломоносова.

Университет как социально-культурный феномен. Университетская идея.

Важнейшие особенности университета, среди которых – представленность в нем практически всех областей знания, что создавало уникальные возможности для сотрудничества и взаимодействия сосредоточенных в нем научных сил и тем самым способствовало развитию научной мысли и преподавания, своеобразно преломились в развитии университетской психологии.

2. Основание Московского университета: общественно-исторические условия, эпоха Просвещения и университет; основатели; первоначальная структура университета; торжественное открытие.

25 (17) января 1755– открытие Московского Университета, середина 18 века в эпоху Просвещения. В эту эпоху происходило развитие наук, искусств, промышленности, процветал культ Разума – человеческий разум способен на все, нет ничего выше этого разума. Это безграничное познание.

Специфика этой эпохи конкретно для России заключалась в тотальных преобразованиях общества, принятых Петром I (преобразования экономической сферы, культуры, быта и так далее). Все эти преобразования шли для устранения патриархальных традиционных форм и приближения к Европе, то есть «вырубить окно в Европу».

До Петра I, в конце 17го века, в России имелась Славяно-Греко-Латинская Академия, готовившая государственных служащих и «духовников», так как в ней преподавалось богословие.

В 1724 году в Санкт-Петербурге была открыта Академия наук по образу европейских академий. При Академии было две гимназии, которые бы готовили будущих академиков. Гимназии обучали только дворян и разночинцев, однако дети крепостных тоже могли обучаться, но с разрешения помещика.

И так как Россия замыслила быть как Европа, должен был открыться и Университет, так как в Европе их было огромное количество. Россия нуждалась в образованности и престиже, который мог дать только университет.

Тремя основными, главными создателями Университета считаются: Елизавета Петровна, её фаворит – граф И.И. Шувалов и М.В. Ломоносов.

Летом 1754 года М.В. Ломоносов пишет Шувалову деловое письмо, в котором подробно описывает свой план устройства университета. Он пишет, что в университете должно быть три факультета: юридический, медицинский и философский; также Ломоносов убрал из предметов богословие, которое раньше считалось необходимым предметом.

Шувалова относят к одному из создателей Университета потому, что именно он захотел возвести Университет в Москве, причем в центре. Причиной тому были постоянная суета, политические интриги в бывшей столице России – Санкт-Петербурге.

Открытие Московского Университета было огромным торжеством для всех москвичей.

С 1940 года Московскому Университету присвоено имя М.В. Ломоносова.

3. Устав Московского университета

Возникший Устав 1804 года содержал в себе следующую структуру Университета: факультет нравственных и политических наук, кафедра философии, факультет физических и математических наук, включавший в себя все естественные науки (физика, астрономия, биология, химия и даже агрономия); факультет медицины и факультет словесных наук.

Устав 1835 года содержал другую структуру. Стало 3 факультета: медицинский, юридический и философский с двумя отделениями: словесным (позже историко-филологических).

Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. Университетский устав 1863 года отражал общий курс правительства на проведение реформ, призванных ускорить развитие страны. Рост промышленности, торговли, сельского хозяйства, преобразования в сфере управления, суда, армии требовали повышения уровня и расширения университетского образования. По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов. На четырех факультетах университета — историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском — учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам.

Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения и науки, просуществовал лишь до 1884 года. После убийства в 1881 году народовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль над преподаванием.

19 марта 2007 г. Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся МГУ (Советом Ученых советов — Конференцией МГУ) был принят Устав федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова».

Новый Устав МГУ разработан на основе Устава МГУ 1998 года (принятого Советом Ученых советов — Конференцией МГУ 2 ноября 1998 года) и закрепляет за Московским университетом все права и свободы, предусмотренные тем Уставом. Более того, в новый документ включено положение о том, что полномочия учредителя университета от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации. Данная норма Устава МГУ, учитывающая особенности учреждения Московского университета высшей публичной властью России середины XVIII века — императрицей Елизаветой Петровной, роль Московского университета в развитии образования, науки и культуры России, а также его положение как особо ценного объекта национального наследия России, определяет правовой статус МГУ как учреждения, учредителем которого является Российская Федерация, а полномочия учредителя осуществляются непосредственно Правительством России.

В Уставе указано, что «в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1992 г. № 48 “О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова” Университет имеет статус самоуправляемого государственного высшего учебного заведения России, осуществляющего свою деятельность на основе законодательства Российской Федерации и собственного устава».

Новый Устав МГУ подтверждает право Университета получать финансирование из федерального бюджета отдельной строкой. Он предусматривает исчерпывающий, но при этом максимально широкий (по сравнению с другими федеральными государственными учреждениями высшего профессионального образования, подведомственными Правительству России) перечень видов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, право на осуществление которых принадлежит МГУ. Данное обстоятельство имеет особо важное значение в связи с необходимостью интенсивного развития инновационной составляющей в деятельности университета.

Уставом закреплено право МГУ использовать находящееся в его оперативном управлении имущество для осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, право самостоятельно выступать стороной по сделкам, направленным на передачу имущества Университету. Как отметил ректор МГУ академик В.А. Садовничий, "утверждение Устава МГУ специальным Постановлением Правительства РФ является признанием авторитета Московского университета, созданного трудом всего коллектива МГУ"

Совет Ученых советов МГУ в соответствии с Уставом решает стратегические вопросы деятельности университета, выбирает ректора. Общее руководство университетом осуществляет Ученый совет МГУ, в состав которого входят ректор и проректоры, деканы факультетов и директора институтов, выборные представители от научно-педагогических работников факультетов и институтов (по 2–4 человека в зависимости от численности работающих), по одному представителю от студентов и аспирантов каждого факультета; 5 членов Ученого совета выбирается от инженерных и вспомогательных служб университета.

Ученый совет МГУ решает важнейшие вопросы научной и учебной деятельности, международных связей, утверждает структуру и бюджет, присваивает звание профессора, утверждает заведующих кафедрами, рассматривает планы социального и экономического развития университета. Заседания Ученого совета МГУ проводятся не реже одного раза в месяц.

Университет и общественная жизнь.

Так как здание, отведенное для обучения, было непригодно для обучения, стали сниматься комнаты на Моховой улице у дворян. Наконец, в 1793 году было построено здание Московского Университета по проекту Казакова, но в 1812 году здание целиком сгорело, так как в качестве основного материала использовалось дерево. Оно было восстановлено архитектором Жилярде в 1819 году.

В 1830 году построено еще одно здание Московского Университета.

Все это стало называться университетским городком.

С самого начала профессора читали лекции для всех желающих, дабы привить вкус к науке. Например:

Психологические идеи в научном творчестве М.В. Ломоносова. Биография М.В. Ломоносова. - student2.ru В 1772 году в 200-летие Петра I С.М. Соловьев читал лекции публично в Благородном Собрании Колонного зала

Психологические идеи в научном творчестве М.В. Ломоносова. Биография М.В. Ломоносова. - student2.ru 1880 год, открытие памятника Пушкину. Произошло заседание, посвященное этому событию, там же и читали лекции.

При Университете начали возникать научные сообщества, включая в себя не только сторонников Московского Университета, но и других людей. Например, в 1885 году было создано психологическое сообщество, в которое входили Л.Н. Толстой, А.А. Фет и другие.

При Университете также открывались музеи: исторический музей, политехнический музей, зоологический музей и так далее. Но впоследствии музеи отделились от Университета.

Некоторые деятели Московского Университета создавали центры культурного и научного назначения. Например, в середине 19-го века Строганов открыл бесплатную школу рисования, которое позже стало называться Строгановским училищем.

Помимо этого в студенческой среде Университета не утихали беседы о возможном дальнейшем развитии будущего России. В связи с мнениями возникали славянофилы, западники и другие сообщества.

Университет воспитывал элиту, ум, формировал будущих «строителей» российского общества, а общество в свое время финансово поддерживало Московский Университет (финансирования купцов, помещиков и так далее).

Непосредственно Психологический институт был создан в 1912 году с помощью мецената Щукина.

7. Развитие психологических знаний в русле естественных наук. Профессор К.Ф. Рулье и основание зоопсихологии.

В естественных науках выделился профессор Московского Университета Максимович, первый директор ботанического сада.

В эти же годы действовал на медицинском факультете Мудров и его ближайший ученик Пирогов.

А также К.Ф.Рулье, ученый-естествоиспытатель, биолог, заведующий кафедрой зоологии основал зоопсихологию как университетскую область научного знания. Ученики Московского Университета (1840 - 1850 годов) называли это время «эпохой Рулье». 1814 – 1858

Нижний Новгород, из простой семьи французских эмигрантов (отец простой сапожник, мать – повитуха, но высшего уровня). Сначала он учился в Новгороде, в 1825 года Рулье поступает в Медико-хирургическую академию и заканчивает ее в 1930 году, получив специальность лекаря. Затем он работал в течении трех лет военным врачом в полку.

В 1836 году Фишер предложил Рулье быть помощником профессора, и Рулье читал лекции о зоологии, минералогии, а также заведующий кафедрой истории. Защитил научную диссертацию о геморрое и впоследствии был приглашен работником в МУ, где становится заведующим кафедрой зоологии.

В 1841 он выступил с первой публикацией, называющейся «Сомнения в зоологии как в науке», где он показал плачевное состояние этой науки за рубежом, и поставил задачу разработку зоологии как науки, ее методов и основных понятий. «С этого времени вся моя профессиональная деятельность была ничем иным как выражение того труда, как удовлетворение этого требования» - как говорил сам Рулье.

Области деятельности Рулье

• Исследования в области зоологии

• Пропагандистская деятельность в области популяризации науки

• Преподавание

Написал много трудов, например «Общая зоология».

Он задолго до Дарвина развивал эволюционные идеи, он отвергал учение о неизменности видов и говорил о необходимости зоологии и зоопсихологии для изучения данного вопроса с физической и психической стороны. А также сформулировал понятия изменчивости и наследственности как важнейшие в биологии.

Факты в науке, опора на опыт – важнейший компонент развития науки. Но факты должны быть объяснены и расшифрованы.

Один из его учеников назвал его зоологом-мыслителем. То есть, это изучение целостного организма во взаимодействии его в окружающей средой – что он называл зообиологией. А затем поведение и психология животных – зоопсихология. Зоопсихологию он отличал от антропологии и всего того, что связано с человеком.

В 1854 году он создал журнал «Вестник естественных наук». Создан для общедоступного развития научных сведений из всех новостей естествознания, то есть популяризации науки. Также имелись публичные лекции Рулье, где он показывал условия возникновения жизни на земле, рассматривал развитие животных и растений под влиянием различных условий (органическая доисторическая жизнь) и историческую эпоху во время появления человека.

Школа Г.И. Челпанова

Главные функции были образовательными, но и в то же время новаторскими: подготовить и выпустить высококвалифицированных психологов, хотя раньше их специально никто не выпускал.

Проводились научные исследования, но они были традиционными, поэтому школа начала испытывать трудности. После – произошла перестройка, и школа прекратила свое существование: Челпанова уволили, ученики разбрелись.

Школа Л.В. Выготского

Основана на культурно-исторической теории Выготского. Человек обучается за счет культурного развития – овладения средствами, накопленными в процессе развития культуры. Это присвоение происходит путем превращения внешних средств во внутренние.

Школа социальной психологии

Вопросы социального познания, социальных явлений. Исследования начала Г.М. Степаненко.

Школа С.Л. Рубинштейна

Создал концепцию деятельностной психологии, но она была создана параллельно концепции Выготского. Психика естественным образом не образуется, она образуется из деятельности. Человек проявляется в деятельности и в ней же и формируется. Это принцип единства сознания и деятельности.

Школа А.Н. Леонтьева

Школа Б.В.Зейгарник

Клиническая реальность, на исследование которой направлены работы этой школы – нарушения психики при различных психических заболеваниях. Б.В.Зейгарник поставила перед собою задачу именно экспериментального исследования нарушений психической деятельности, а область знания, развитию которой она посвятила свою жизнь, называла экспериментальной патопсихологией. Расширение феноменологического поля патопсихологии.

18. Развитие факультета психологии под руководством деканов: А.А. Бодалева, Е.А. А.И. Донцова. Биографические сведения о деканах.

После смерти А.Н.Леонтьева (21 января 1979) деканом факультете был назначен профессор А.А.Бодалев, представитель Ленинградской психологической школ, выпускник отделения психологии философского факультета Ленинградского университета.Его установкой было не мешать продолжению дела Леонтьева. Он способствовал воплощению результатов научных исследований сотрудников и учеников А.Н.Леонтьева в монографии и докторские диссертации.

Как руководитель, в своей деятельности Бодалев считал важным обеспечить в работе факультета правильное соотношение трех ее сторон: теоретической, экспериментально-эмпирической и прикладной. Он организовал при факультете Центр психологической помощи семье.В 80-е годы важнейшей темой становится психология личности в различных контекстах: в связи с проблемами диагностики, восприятия человека человеком с изучением структур и динамики смысловых образований личности, с анализом личности в структуре внутрисемейных отношений. Разрабатывались социально-психологические проблемы исследования личности. В область исследований включается проблема общения, социально-психологического тренинга. На кафедре социальной психологии основной темой исследований становится проблема социального восприятия. В 80-е гг. продолжаются научные исследования в области теории деятельности, ее категориального аппарата; изучаются отдельные виды деятельности: трудовая, учебная, совместная деятельность. С позиций теории деятельности продолжается теоретическое и экспериментальное изучение познавательных процессов, сознания. Интенсивно разрабатывались вопросы изучения психической деятельности животных в онто- и филогенезе, в том числе и их прикладные аспекты.

В 2000 г. деканом факультета психологии избран и в 2005 г. переизбран на новый срок профессор А.И.Донцов. Он продолжил работу по совершенствованию и развитию структуры факультета В 2003 г. были организованы две новые кафедры: методологии психологии (зав. - докт психол. наук Ю.П.Зинченко) и психогенетики ( зав. – докт. психол. наук М.С.Егорова). В 2004 г. кафедры педагогики и методики преподавания в высшей школе и педагогики и педагогической психологии преобразованы в новую кафедру психологии образования и педагогики (зав. – профессор С.Д.Смирнов). В этом же году создана кафедра экстремальной психологии и психологической помощи (зав. – доцент М.Ш.Магомед-Эминов); лаборатория по изучению личности в экстремальной стрессовой жизненной ситуации преобразована в научно- учебный центр психологической помощи.

С 2006 г. обязанности декана исполняет профессор Юрий Петрович Зинченко.

19. Современное состояние факультета психологии: направления подготовки, кафедры и научно-исследовательские лаборатории. Филиалы факультета психологии МГУ.

В 90-е годы XX в. в контексте новых социальных условий, в которых оказалась страна, на факультете начался трудный процесс критического переосмысления прошлого опыта его развития. Он происходил вместе с возрастанием требований, которые общество стало предъявлять к психологии. В сложное время перестройки люди возлагали надежды на психологическую помощь, что повлекло за собой повышение социального статуса психологии.

Большое разнообразие объектов исследований: нейронные механизмы психических процессов (Г.Г.Аракелов, Е.Н.Соколов и другие сотрудники кафедры психофизиологии), самосознание личности (В.В.Столин), самооценка (Л.В.Бороздина), механизмы волевой регуляции действия человека (В.А.Иванников), структура и механизмы творческой деятельности (И.П.Калошина), личность ( Д.А.Леонтьев, функциональные состояния Н.Н.Данилова, А.Б.Леонова ) психологические пути восстановления высших психических функций и методы восстановительного обучения больных с нарушениями речи (афазия) и интеллектуальной деятельности, возникающих при локальных поражениях мозга (Л.С.Цветкова), психология профессионального обучения (З.А.Решетова). Широкий круг теоретических и прикладных проблем разрабатывается на кафедре социальной психологии: психология социального познания, психология малых групп и коллективов (А.И.Донцов , Е.М.Дубовская) этнопсихология (Т.Г.Стефаненко), деловое общение (Ю.М.Жуков), психология организаций ( Т.Ю.Базаров) психология СМИ (Н.Н.Богомолова). Важные направления исследований составляют нейролингвистический анализ порождения речи в норме и патологии (Т.В.Ахутина), изучение изменений личности и психосоматических феноменов в норме и патологии у больных хроническими соматическими заболеваниями (В.В.Николаева), условия и психологические механизмы становления познавательных процессов и их функционирование в реальной (трудовой, игровой, учебной) деятельности (А.И.Подольский), теоретические и экспериментальные исследования внимания. Исследование субъективных способов презентации мира в сознании субъекта (Е.Ю.Артемьева [7]) и категориальной структуры сознания (В.Ф.Петренко [122] дали начало новой области психологии – психосемантики. Исследования в этой области, к сожалению, прерванные преждевременной смертью (1987) Е.Ю.Артемьевой, получили плодотворной развитие в работах В.Ф.Петренко и его сотрудников [123]. На методологическом, теоретическом и конкретно-эмпирическом уровнях в них рассматриваются проблемы содержания индивидуального и общественного сознания. Выявлены его категориальная структура, социальные представления, стереотипы и установки у различных групп населения – социальных, профессиональных, этнических сообществ людей.

Университет как социально-культурный феномен. Университетская идея.

Важнейшие особенности университета, среди которых – представленность в нем практически всех областей знания, что создавало уникальные возможности для сотрудничества и взаимодействия сосредоточенных в нем научных сил и тем самым способствовало развитию научной мысли и преподавания, своеобразно преломились в развитии университетской психологии.

2. Основание Московского университета: общественно-исторические условия, эпоха Просвещения и университет; основатели; первоначальная структура университета; торжественное открытие.

25 (17) января 1755– открытие Московского Университета, середина 18 века в эпоху Просвещения. В эту эпоху происходило развитие наук, искусств, промышленности, процветал культ Разума – человеческий разум способен на все, нет ничего выше этого разума. Это безграничное познание.

Специфика этой эпохи конкретно для России заключалась в тотальных преобразованиях общества, принятых Петром I (преобразования экономической сферы, культуры, быта и так далее). Все эти преобразования шли для устранения патриархальных традиционных форм и приближения к Европе, то есть «вырубить окно в Европу».

До Петра I, в конце 17го века, в России имелась Славяно-Греко-Латинская Академия, готовившая государственных служащих и «духовников», так как в ней преподавалось богословие.

В 1724 году в Санкт-Петербурге была открыта Академия наук по образу европейских академий. При Академии было две гимназии, которые бы готовили будущих академиков. Гимназии обучали только дворян и разночинцев, однако дети крепостных тоже могли обучаться, но с разрешения помещика.

И так как Россия замыслила быть как Европа, должен был открыться и Университет, так как в Европе их было огромное количество. Россия нуждалась в образованности и престиже, который мог дать только университет.

Тремя основными, главными создателями Университета считаются: Елизавета Петровна, её фаворит – граф И.И. Шувалов и М.В. Ломоносов.

Летом 1754 года М.В. Ломоносов пишет Шувалову деловое письмо, в котором подробно описывает свой план устройства университета. Он пишет, что в университете должно быть три факультета: юридический, медицинский и философский; также Ломоносов убрал из предметов богословие, которое раньше считалось необходимым предметом.

Шувалова относят к одному из создателей Университета потому, что именно он захотел возвести Университет в Москве, причем в центре. Причиной тому были постоянная суета, политические интриги в бывшей столице России – Санкт-Петербурге.

Открытие Московского Университета было огромным торжеством для всех москвичей.

С 1940 года Московскому Университету присвоено имя М.В. Ломоносова.

3. Устав Московского университета

Возникший Устав 1804 года содержал в себе следующую структуру Университета: факультет нравственных и политических наук, кафедра философии, факультет физических и математических наук, включавший в себя все естественные науки (физика, астрономия, биология, химия и даже агрономия); факультет медицины и факультет словесных наук.

Устав 1835 года содержал другую структуру. Стало 3 факультета: медицинский, юридический и философский с двумя отделениями: словесным (позже историко-филологических).

Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. Университетский устав 1863 года отражал общий курс правительства на проведение реформ, призванных ускорить развитие страны. Рост промышленности, торговли, сельского хозяйства, преобразования в сфере управления, суда, армии требовали повышения уровня и расширения университетского образования. По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов. На четырех факультетах университета — историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском — учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам.

Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения и науки, просуществовал лишь до 1884 года. После убийства в 1881 году народовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль над преподаванием.

19 марта 2007 г. Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся МГУ (Советом Ученых советов — Конференцией МГУ) был принят Устав федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова».

Новый Устав МГУ разработан на основе Устава МГУ 1998 года (принятого Советом Ученых советов — Конференцией МГУ 2 ноября 1998 года) и закрепляет за Московским университетом все права и свободы, предусмотренные тем Уставом. Более того, в новый документ включено положение о том, что полномочия учредителя университета от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации. Данная норма Устава МГУ, учитывающая особенности учреждения Московского университета высшей публичной властью России середины XVIII века — императрицей Елизаветой Петровной, роль Московского университета в развитии образования, науки и культуры России, а также его положение как особо ценного объекта национального наследия России, определяет правовой статус МГУ как учреждения, учредителем которого является Российская Федерация, а полномочия учредителя осуществляются непосредственно Правительством России.

В Уставе указано, что «в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1992 г. № 48 “О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова” Университет имеет статус самоуправляемого государственного высшего учебного заведения России, осуществляющего свою деятельность на основе законодательства Российской Федерации и собственного устава».

Новый Устав МГУ подтверждает право Университета получать финансирование из федерального бюджета отдельной строкой. Он предусматривает исчерпывающий, но при этом максимально широкий (по сравнению с другими федеральными государственными учреждениями высшего профессионального образования, подведомственными Правительству России) перечень видов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, право на осуществление которых принадлежит МГУ. Данное обстоятельство имеет особо важное значение в связи с необходимостью интенсивного развития инновационной составляющей в деятельности университета.

Уставом закреплено право МГУ использовать находящееся в его оперативном управлении имущество для осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, право самостоятельно выступать стороной по сделкам, направленным на передачу имущества Университету. Как отметил ректор МГУ академик В.А. Садовничий, "утверждение Устава МГУ специальным Постановлением Правительства РФ является признанием авторитета Московского университета, созданного трудом всего коллектива МГУ"

Совет Ученых советов МГУ в соответствии с Уставом решает стратегические вопросы деятельности университета, выбирает ректора. Общее руководство университетом осуществляет Ученый совет МГУ, в состав которого входят ректор и проректоры, деканы факультетов и директора институтов, выборные представители от научно-педагогических работников факультетов и институтов (по 2–4 человека в зависимости от численности работающих), по одному представителю от студентов и аспирантов каждого факультета; 5 членов Ученого совета выбирается от инженерных и вспомогательных служб университета.

Ученый совет МГУ решает важнейшие вопросы научной и учебной деятельности, международных связей, утверждает структуру и бюджет, присваивает звание профессора, утверждает заведующих кафедрами, рассматривает планы социального и экономического развития университета. Заседания Ученого совета МГУ проводятся не реже одного раза в месяц.

Психологические идеи в научном творчестве М.В. Ломоносова. Биография М.В. Ломоносова.

Среди многих трудов Ломоносова нет ни одного психологического, однако, он рассматривал вопросы психологии в контекстах научных трудов, деловых записках, отчетах и литературных произведениях.

Поднял вопросы об ощущениях человека, связав их с природой корпускулярной теории (корпускулы действуют на нервные окончания).Он задался вопросом о том, как человек ощущает и воспринимает цвета. И в одном из контекстов «О свете» он поднимал этот вопрос.

В связи с практическими задачами ораторского искусства - Ломоносов делает предметом специального анализа страсти. Анализ включает подробное описание многочисленных страстей, особенностей их внешнего выражения , причин возникновения, классификацию, а также советы (правила) по воспитанию страстей.

В «Российской грамматике» Ломоносов развивает идеи о языке и речи, которые рассматриваются в связи с большими философскими вопросами - о связи языка и мышления, языка и общения, о соотношении слов и вещей в контексте споров о природе универсалий.

Наиболее богато психологическими идеями сочинение Ломоносова по риторике. Он говорил, что слово человека предполагает не только воздействие на ум или сознание человека, но и воздействие на внимание человека, его чувства, захватывать человека целиком.

Михаил Ломоносов родился 8(19) ноября в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии). С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН.

В 1748 Ломоносов основал при АН первую в России химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

Открытия Михаила Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере.

Михаил Ломоносов описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы.

Михаил Ломоносов так же автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в., один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств (1763). Похоронен в Санкт-Петербурге в Некрополе 18 в.

5. Известные деятели Московского университета. Две-три характеристики подробнее (по выбору).

Физико-математический факультет: В.А. Вагнер ( исследования инстинктов животных, автор книги о биопсихологии), А.Н. Северцов ( «Эволюция и психика»; то есть в процессе эволюции сложились две формы приспособления животных организмов к окружающей среде. Это изменение органов тела животного и места его обитания и изменение поведения в ответ на внешние события и влияния (рефлексы, инстинкты и разумные формы поведения).

Юридический факультет:

К.Д. Кавелин.Исследования русского законодательства с развитием общества. При исследовании юридических вопросов он столкнулся с вопросами личности, взаимосвязи личности и общества. Он сделал вывод о том, что в России личность крайне неразвита, забита. «В психологии лежит ключ ко всем областям знания» - говорил Кавелин.

В 1855году написал сочинение с названием «Записка об освобождении крестьян», где утверждал, что крестьянин должен быть свободным. Эта записка понесла за собой тяжелые последствия: Каверина отстранили от преподавания в Университете. 1872год – Каверин создал свою программу развития психологии как самостоятельной науки и посвятил этой программе целую книгу под названием «Задачи психологии». Душевные особенности человека (мысли, чувства, воля, воображение и т.п.) воплощаются в продуктах его творчества; человек – творческое существо, создающее свою реальность вокруг себя. Психология должна учитывать, что человек живет, помимо природной, в культурной среде, и с помощью психического зрения можно сделать продукты творчества предметом анализа для изучения человека. Книга была с интересом воспринята, но не получила развития из-за того, что Каверин не смог связать свою идею с каким-нибудь методом.

Медицинский факультет: А.А. Токарский(очень интересовался гипнозом, проникновением в состояние измененного сознания и его изучением), Н.Н. Баженов (Он искал в творчестве различных писателей некоторые патологические черты – патография), В.П. Сербский(основатель судебной психологии и психиатрии), П.Б. Ганнушкин (основатель малой психиатрии, внес большой вклад в индивидуальное различие людей: параноиков, истериков), Г.И. Рассолимо (детский невропатолог, разработал методику психологического обследования детей – психологические профили Рассолимо), И.М. Сеченов(врач-физиолог, внес огромный вклад в изучение рефлексов).

С.С. Корсаков– основатель Московской психиатрической школы.

Он начал свой курс психиатрии с изучения элементарных знаний по психологии, так как знакомство с психологическими знаниями имеет определяющее значение в подготовке врачей-психиатров. А также он показал, что психиатрия приносит свой вклад в психологию.

«Об алкогольном параличе» - докторская диссертация. Он описал в ней особые проявления нарушения психики – нарушение памяти, заключающееся в том, что больные – крайне забывчивы на события недавнего прошлого. Они знают о том, что было давно, но не помнят то, что с ним произошло недавно. Эта болезнь получила название синдром Корсакова.

«К психологии микроцефалов» - (людей, у которых слаборазвит головной мозг

Наши рекомендации