Философское учение И. Канта.

Иммануил Кант (1724-1804)

Родоначальник немецкой классической философии. Профессор и ректор Кенигсбергского университета. Кроме вклада в философию: крупный ученый в области естественных наук:

космогония, физическая география, антропология и др.

А. Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы, понятия)

Два периода в творчестве И.Канта:

1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.).

2. Критический (после опубликования работы «Критика чистого разума», 1781).

Пытается выяснить пределы возможностей человеческого разума.

Основные задачи философии:

- Что я могу знать? (гносеология.Ответ в книге «Критика чистого разума»);

- Что я должен делать? (этика.Работа «Критика практического разума»);

- На что я смею надеяться? (Религия.работа «Религия в пределах только разума»).

Основные рассматриваемые проблемы:

- проблема познаваемости мира и границы человеческого познания;

- нравственность человека

Основные понятия:

вещь для нас (явление), вещь в себе (сущность), категорический императив.

Б. Гносеология Канта

Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания, а также изучить границы познания.

Учение о «вещи в себе»(или о сущности и явлении):

1. Познание мира человеком имеет свои границы.

2. В предмете различал две стороны (явление и сущность), которые не совпадают друг с другом:

а) явления – это внешняя сторона предмета, то, что нам является. Они познаются с помощью органов чувств (это – т.н. «вещь для нас»);

б) сущность вещи - ее главные, внутренние качества, ее основа, отличающая ее от всех других вещей.

3. Сущность предметов и мира в целом глубоко скрыта от глаз человека и поэтому принципиально непознаваема. Поэтому сущность это – т.н. «вещь в себе». В признании непознаваемости сущности - агностицизм Канта.

Например, человек:

а) явления человека – его внешность, поведение на людях.

б) сущность человека – его внутреннее содержание, духовный мир, душа. «Чужая душа – потемки!». Реклама: «Родители думают, что я такая. А я на самом деле…».

Причины непознаваемости сущности (по Канту):

1. Бесконечность и изменчивость мира;

2. Нравственная целесообразность ограниченности познания человека, т.к. иначе человек может возомнить себя Богом.

Выводы: В своем учении Кант обращает внимание на:

1. Качественную, принципиальную разницу между категориями «сущность» и «явление»;

2. Трудность и ограниченность познания в связи с безграничностью мира и его качественной изменчивостью.

Критика Гегелем теории Канта о непознаваемости сущности:

Кант не прав. Сущность познаваема - через познание явлений. Гегель: «Сущность является, явление существенно». Т.е. сущность раскрывается нам через явления, т.к. в каждом явлении одновременно открывается частичка сущности предмета.

Таким образом, через последовательное изучение и познание явлений предмета мы все больше узнаем и о его сущности.

В своей критике теории Канта Гегель указывает на:

1) диалектическую взаимосвязь сущности и явлений;

2) принципиальную возможность познания сущности;

3) показывает механизм познания сущности.

В. Этика Канта:

1) Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности

Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и

благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.о. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом.

Например: попытки построить светлое будущее за счет интересов (здоровья и жизни) живущих поколений (см.коммунизм - уничтожение «вредных» классов, перенапряжение сил).

Необходимо уважать и видеть в каждом человеке личность.

2) Учение Канта о нравственном законе (о категорическом императиве)

Категорический императив – внутреннее повеление, нравственный долг.

Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор своим личным желаниям в соответствии с нравственным долгом (категорическим императивом).

Морален только тот поступок, который совершается из уважения к нравственному закону, а не из личной выгоды.

При этом надо поступать так, чтобы правила личного поведения (максима) могли стать правилом поведения для других.

Позднее Кант формулирует

Комплекс нравственных обязанностей (моральные правила):

А) Обязанности человека по отношению к самому себе:

забота о сохранении своего здоровья (пьянство, обжорство) и жизни (самоубийство);

честность, добросовестность, собств. достоинство (а не холопство, угодничество); Главный помощник – совесть.

Б) Обязанности людей друг к другу:

Человеколюбие: любовь, уважение, участливость (сострадание), обходительность.

Избегать человеконенавистничество: недоброжелательность, издевательство, неблагодарность, злорадство, злословие, высокомерие.

Добродетель не дается от рождения, следовательно, ей надо учить с детства. Юнкера.

Вера в Бога: Существование Бога нельзя доказать логически. Но в него нужно верить, т.к. в мире существует зло, а Бог есть гарантия нравственного порядка.

Наши рекомендации