Современный теоретико-правовой дискурс и интегральная юриспруденция. Коммуникативная теория права.
Еще одной теорией, которая может быть отнесена к интегративного правопонимания, является коммуникативная концепция права Данная концепция предложена российским ученым из Санкт-Петербурга А В Поляковым В ее рамках х право обосновывается как особая форма коммуникации, имеет свою специфику по сравнению с другими вариантами коммуникативного действия Здесь следует отметить, что она опирается на выводы, уже признанные другими нау ками, но распространяет их и на правоведение, представляя собой опыт построения целостного, интегрированного правового знаниянання.
Социальная реальность представляется А Полякову иное, как сайра взаимодействия субъектов, опосредованного текстами Следовательно, эта осмысленная взаимодействие, и это содержание задается самими субъектами, создающими тек ксты культуры и интерпретируют их А это значит, что социальное, интер субъективное и коммуникативное - понятие равно порядковые Поэтому и право, если признавать его социальную природу, неизбежно появляется как фор ма коммуникации, но со своей спецификой по сравнению с другими вариантами коммуникативной дидії.
Эта специфика выражается в средствах и формах коммуникации, т.е. в правовых текстах и ??опосередковуючих их нормативных правах и обязанностях участников социального взаимодействия, т.е. правовой коммуникации Отсюда си следует для А Полякова и основная проблематика коммуникативной теории права: человек и его правва.
В рамках коммуникативной теории права выделяется три плана правовой реальности: ментальный (психический), текстуальный (культурологический) и деятельный (праксиологичний) их взаимозависимость и позволяет ха арактеризуваты право как психо-социокультурную целостность, создаваемую непрерывностью правовой коммуникацийї.
Однако в контексте правовой структуры право возникает как функционирующий комплекс нормативных правоотношений
Нетрудно заметить, что фактически А Поляков пытается совместить нормативную теорию социологическим правопониманием Это признает и сам А, Поляков, поскольку для него право появляется в случае предписания с суб ' объектом и переводе предписания в социальное действие, оправданное и ожидаемое другими социальными субъектами, то есть при возникновении правовой коммуникации Дааке
трактовки права, конечно, с одной стороны, отличается прагматизмом и реализмом, но, с другой стороны, нацеливает субъекта на самостоятельные действия ради воплощения собственных коммуникативных идеалов, в том числе и правовых Правда, следует отметить, что в рассматриваемой теории есть элементы присущи и психологической школе правопониманияя.
Сильные стороны коммуникативного правопонимания фактически те же, что и в теорий, оно пытается объединить
время этому подходу присущи и негативные моменты, в частности, к ним можно отнести:
• исчезновение четкой границы между правом и правоотношением;
• отсутствие ясного и обоснованного разграничения социального и правового регулирования;
• возможен субъективизм толкования \"Лозно-бдений\" (т.е. предписания) в процессе перевода его в социальное действие;
• значительная психологизация правореализацийного механизма;
• затушевывания обеспечительной (правоохранительной) роли государства в его понимании Это, кстати, происходит при, который интегрируется в рассматриваемой концепции нормативная теория права и т д
62. Аксиологический подход в теории государства. Концепт правового государства.
Аксиологический метод представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.
Концепция правового государства сложилась не сразу и относительно недавно, а само понятие было введено в научный оборот в немецкой юридической науке лишь в начале XIX в. Впервые термин правовое государство ввели в научный оборот К. Велькер, Ф. Фон Алетик, Р. фон Моль. Поэтому говорить об идее правового государства в античности или средневековье нельзя. В то время не было и самого термина «государство», а его эквивалентами были понятия «полис», «царство», «княжество», «земля» и др. Речь в античном мире шла не о правовом государстве, а о наилучшей форме государственного устройства. Однако, некоторые идеи, высказанные в то время, вошли составными частями (признаками) в будущую концепцию правового государства (идея господства Закона у Платона; идея смешанной формы правления у Платона, Аристотеля, Полибия и др.). В эпоху нового времени были предложены и обоснованы идеи разделения властей (Д. Локк, Ш. Л. Монтескье). Философские основы правового государства были разработаны И. Кантом. Они вытекали из семи принципов его политической философии: свободы, равенства, верховенства права, республиканизма, гласности, справедливости и федерализма.
Принцип свободы является центральным в философии Канта. Причем, свободу он понимал, как правовое внешнее явление, т. е. «как правомочие делать все, что угодно, если только не нарушать чьего-либо права».
Принцип равенства. Равенство в государстве Кант понимал, как «… такое отношение его граждан, когда каждый может обязать к чему-либо другого юридически, только если он сам подчиняется закону, требующему, чтобы и его могли обязать таким же образом».
Принцип верховенства права. Как такового принципа Кант не выделяет, но он вытекает из основных его идей при построении правового государства и вечного мира между государствами. «Устройство, – подчеркивает Кант, – установленное, во-первых, согласно с принципами свободы членов общества (как людей), во-вторых, в соответствии с основоположениями о зависимости всех (как подданных) от единого общего законодательства и, в-третьих, по закону равенства всех (как граждан государства), есть устройство республиканское – единственное, проистекающее из идеи первоначального договора, на который должно быть основано всякое правовое законодательство народа».
Принцип республиканизма – это тот принцип, которому должны подчиниться все государства при достижении вечного мира. «Гражданское устройство в каждом государстве должно быть республиканским», – подчеркивал Кант.
Принцип гласности (публичности). В каждом правовом государстве гласность возможна и необходима. Кант считал, что «… без гласности не могла бы существовать никакая справедливость (которая может мыслиться только публично известной), стало быть, и никакое право, которое исходит только от нее».
Принцип справедливости – это тот принцип, который возможен только в правовом государстве, где все равны, независимо от занимаемой должности и своего происхождения, перед законом.
Принцип федерализма. Он должен лечь в основу территориального устройства будущего содружества государств.
Исходя из этих принципов, Кант дает определение правового государства: «Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». «Государство, – писал он, – это сообщество людей, повелевать и распоряжаться которым не должен никто, кроме него самого».
Во времена Канта, когда господствующей государственной формой в Европе была монархия, говорить о всеобщей республиканизации, значит, призывать к революции.
Но республиканскую форму правления он считал единственной, которая соответствует праву людей. Установить ее, а тем более сохранить трудно, так как люди обладают эгоистическими наклонностями. Проблему государства он считал разрешимой. Она, по его мнению, стоит в разумном расположении определенного числа «… разумных существ, которые в совокупности нуждаются для поддержания жизни общих законов, но каждый, из которых в тайне хочет уклоняться от них; так организовать их устройство, чтобы, не смотря на столкновение личных устремлений, последние настолько парализовали друг друга, чтобы в публичном поведении людей результат был таким, как если бы они не имели подобных злых устремлений».
Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Право и мораль имеют у него один источник – критический разум человека, и единую цель – подтверждение всеобщей свободы.
Несмотря на этический характер, учение И. Канта оказало сильное влияние на развитие теории правового государства в Германии, а затем и в других странах. Причем, в Германии эти идеи развивались как консерваторами (А. Мюллером, Ф. Шталем), так и либералами (Р. фон Молем, В. Велькером, Р. Гнейстом и др.).
Немецкие юристы в первой трети XIX в. дали понятие правового государства. В дальнейшем идея правового государства получила развитие в трудах Р. Иеринга и нашла официальное выражение в Конституции Веймарской республики 1919 г. Но удивительный факт. Страна, ученые которой разработали теорию правового государства, после ее реализации незаметно эволюционировала в фашистское. И даже в этом государстве «фашистские юристы на основании того, что в нацистском государстве тоже господствует закон…, провозглашали фашистский рейх «правовым государством».
В России идею правового государства развивали Н. И. Коркунов, Б. Н. Чичерин, В. М. Гессен, М. М. Ковалевский, П. И. Новгородцев, П. А. Сорокин и др. Б. А. Кистяковский разработал учение о социалистическом правовом государстве, которое по своему типу является более высшей и совершенной формой, чем государство правовое и социалистическое в отдельности.