Русская религиозная философия 19-20вв (Бердяев, Соловьев и др.)

Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

царство духа,

царство природы,

объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,

трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

Основной идеей религиозной философии Соловьева была идея Софии — Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признает идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и божье.

Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.

Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе подобного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.

В 1880-е годы Владимир Соловьев написал и опубликовал ряд работ, в которых пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством Римского Папы, за что подвергся критике славянофилов и консерваторов. Важнейшая из них — Россия и Вселенская Церковь, 1889, Париж

25. Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм

Зигмунд Фрейд – австрийский психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления.

Основные работы Фрейда, которые содержат философские идеи и концепции: «Массовая психология и анализ человеческого "Я"»; «По ту сторону принципа удовольствия»; «"Я" и „Оно“»; «Психология бессознательного»; «Неудовлетворенность в культуре»; «Цивилизация и анализ человеческого "Я"» и др.

Фрейд выдвинул гипотезу о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений.

Фрейд предполагал, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного – принципу реальности.

Главной в философии Зигмунда Фрейда была идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – это аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.

Важнейшим, по мнению Фрейда, двигателем психической жизни человека является «либидо» (половое влечение), которое определяет противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации.

В своем психоанализе Фрейд рассмотрел:

– формирование религиозных культов и обрядов;

– появление искусства и общественных институтов;

– возникновение науки;

– саморазвитие человечества.

Фрейд утверждал, что основная часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, которое стремится ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.

По мнению Фрейда, личность разделена на Оно; Я (Эго); Сверх-Я (Супер-эго).

Оно – это сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения, она не имеет сомнений, противоречий и отрицаний.

Любые инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделяет на две противоположные группы:

– влечения Эго (инстинкты смерти, агрессии, разрушения);

– половые инстинкты (инстинкты жизни).

Фрейд предлагает рассматривать сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер-эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) как нечто «надсознательное» (Оно), которое содержит импульсивные влечения и страсти.

Согласно философии Фрейда, сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа.

Подсознательная сфера проявляет себя в областях:

– анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.);

– ненормальных (неврозы, психозы и др.). Неофрейдизм – направление в современной философии и психологии, соединившее психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями. Основные представители неофрейдизма:

Карен Хорни;Гарри Салливен;Эрих Фром и др. Основной идеей неофрейдистов стали межличностные отношения. Их главным вопросом был вопрос о том, как человеку жить и что делать.

Общество признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов.

Философия экзистенциализма.

2 тенденции:

1. философия позиционировала себя как нечто большее науки

2. философия тождественная науки

Направления:

1. феноменология

2. философская антропология

В 30-50е годы экзистенциализм самое обсуждаемое течение в Европе.

В 30 годы происходит раскол философии. Она делится по географическому принципу:

1. континентальная (Германия, Австрия, Россия)

2. аналитическая (англо -американская философия)

Аналитическая философия ориентированна на исследование языка. Основоположник – Винтенштейн.

Континентальная философия проводит курс на сближение литературы.

В центре внимания лежит человек, человеческое существование. Экзистенциализм – философия существования. Их не интересует сущность их, интересует существование.

Экзистенциализм – гуманизм пытается найти уникальные, неповторимые черты человека. Сторонники: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Яспер, Ж.П. Сартер.

С. Кьеркегор

Кьеркегору принадлежит понятие экзистенция. Он вводит основные темы и категории. Одним из основных проблем является проблема выбора, смысла жизни, проблема одиночества, категория отчаянья, переживание, страх, абсурд, подлинность.

Основные работы: «Страх и терпит», «болезнь к смерти». Основная тема, которая объединяет все произведения это отправная точка.

По Кьеркегору человек проходит три этапа человеческой жизни в поисках смысла жизни:

1. эстетический. Получает удовольствие от жизни.

2. Этический. Человек из внешнего мира обращает внимание на внутренность и начинает заниматься самосовершенствованием.

3. религиозная стадия. Человек обращается к Богу, Бог удовлетворяет человека в бесконечность.

М. Хайдогги

«Бытие и время»

Темы: мотив вечного опоздания, мотив бытия, тема массового человека.

Ж. П. Сартер

«Бытие и ничто».

Экзистенциализм – гуманизм. Все существует по принципу сначала сущность потом существование, а у человека наоборот. Перед человеком возможность. Человек – это есть проект самого себя. Каждый человек стоит перед выбором.

А. Коню

Обладатель нобелевской премии по литературе «Роман и чума». Философские произведения «Миф о сизифе», «Человек бунтующий». Вводит новую категорию – категорию абсурда, категория бунта.

Философия постмодернизма.

Постмодернизм последняя треть 20 века (нач. с 70г.)

В философии постмодернизма отмечается сближение ее не с наукой, а с искусством. Таким образом философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии так же как и в культуре в целом действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»

Это континентальная философия. Постмодернизм выходит за рамки философии. Представители постмодернизма: Ж. Дерфида, Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Боурийяр, Ж. Леотар («Ситуация постмодернизма»), С. Жижек. Философия постмодернизма во многом критична. Под эпохой модерна понимается классическая культура, философия, эпоха.

Эпоха модерна (17в. – 20в.)

Философия постмодернизма направлена на критичную эпоху модерна. Самое главное обвинение классической культуры – культура тоталитарная, всегда есть одна правильная истина. Главное решение постмодернизма – «Концепт единства». На смену «концепт тождества» предложили «концепт различия». На смену единому многообразию вместо глубины поверхность, вместо организации, самоорганизации.

Этапы сумасшедшего человека по Фуко

1. первобытное общество

2. изоляция (к 16-20в.)

3. лечить

Общая стратегия отношений постмодернизма и классической культуры называют реконструкцией, реконструкцией надо понять цели бога, истин. Они предполагают уделять внимание игре, коллажу, эклектика, хаос.

Критика общества и массового потребления. «Человек это машина потребления» - говорил Делез.

Структура познания.

Выделяют два главных структурных уровня познания:

1. чувственный

2. рациональный (логический)

Чувственный уровень познания нацелен на отражение явлений действительности окружающего мира.

Включает в себя 3 ступени:

- ощущения (фрагментарное, частичное отражение внутреннего и внешнего мира),

- восприятие (целостное отражение внешнего или внутреннего мира),

- представление (целостное отражение внешнего мира не привязанное к настоящему времени) опирается на память и воображение.

Рациональный, логический уровень познания нацелен на постижение сущности внутренних основополагающих сторон мира.

Проблема истины в философии

И́стина — такая качественная характеристика мысли, представления или суждения, которая позволяет считать их знанием. Истиной также может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Противоположным истине является понятия лжи. В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.

В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости, а также в рамках разведения полезности и бесполезности (эффективности и неэффективности).

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика.

Сознание

Сознание по-другому называется психика, душа, мышление. Сознание позиционируется как инструмент присущей человеку делающий его уникальным. О сознании можно говорить, что есть общественное и интеллектуальное сознание. Раньше сознание воспринималось как некая субстанция, как независимая, целостная от тела. Сегодня сознание рассматривается как некая сумма операций, как некая программа.

1. структура сознания

Можно вывести два уровня сознания:

1. биологический или бессознательный (инстинкты)

2. социальный уровень (различные навыки, автоматизм)

2.сознательный уровень (состоит из 3-ч элементов: интеллект, воля, чувства)

3. самосознание или рефлексия.

Зигмунд Фрейд открыл бессознание. По Фрейду психика состоит из 3-х основных элементов:

1. Я

2. ОНО – бессознательное

3. сверх Я – некие социальные ценности, оказывающие давления на человека.

Культура происходит из-за ограничений.

Основные св-ва сознания или атрибуты:

Субстанциальный подход

1. св-во идеальность (от греч. идея. Автор - Платон). Основные занижения термина идея:

- идея понимается как образ (объективный образ объективного мира. Образ это вещество лишенное своего материального, физического субстрата)

- идея как проект. Идея предполагает не только отражение, но и преобразование

- идея как идеал. Платон позиционирует идею как идеал – идея это как смысл, ценность, к кот. должен стремится человек.

2. интенциональность. (Автор Эдмунд Гуссерль) Основоположник направления феноменологии. Указывает на то, что сознание это о чем-то. Сознание человека всегда предметно наполнено не бывает пустого сознания, не бывает сознания само по себе.

Метафора характерная для первого субстанционного подхода: сознание это некий склад; сознание как поток.

Самосознание

Включает три важных компонента:

1. самопознание (получение информации о себе)

2. самооценка (оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности,)

3. самоконтроль (осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.)

Наши рекомендации