Философия марксизма и ее основные представители
Карл Маркс (1818-1883) — создатель и творец диалектико-материалистической философии.
Переустройство мира к лучшему происходит не в результате одного лишь распространения идей разума и человечности (Просвещение), а в результате соединения человеческой активности и стихийных условий, сознательной деятельности и материальной необходимости на основе практики.
Философия – наука, направленная не только на объяснение мира, но и на его практическое изменение. Практика подразумевает всю совокупную деятельность человечества по преобразованию природы и общества, в процессе практики происходит познание мира.
В своей философской концепции Маркс с самого начала продолжал решать традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и искал пути преодоления этого отчуждения. Эта проблема обсуждается в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Поскольку базисом любого вида отчуждения выступает экономическое отчуждение или отчужденный труд, то Маркс в дальнейшем много занимается концептуальным анализом природы и особенностей функционирования капиталистической системы экономики. При этом проблемы конкретного человека отходят на второй план, заменяются социальными. Движущей силой выступает материя. Маркс специально подчеркивает, что для него идеальное — «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Движущей, материальной силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главным звеном которого выступает материальное производство. Материя при подобной интерпретации не сводится к некой неизменной субстанции, она исторична и динамична. На этом построена и соответствующая теоретико-познавательная концепция. В ней Маркс реинтерпретирует традиционную онтологию материализма, где только познающий субъект активен, а познаваемый объект всегда пассивен.
В концепции Маркса исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «человеческая чувственная деятельность, практика». Тем самым познание — сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос».
При решении социально-философских проблем Маркс продолжал традиции эпохи Просвещения и Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций. В трактовке этих проблем сказалось влияние господствовавшей классической научной парадигмы.
19. Философия Шопенгауэра и Ницше
Среди основных идей ницшеанства выделяется учение, которое Ницше заимствовал непосредственно у Шопенгауэра - это учение о воле как первооснове всего сущего.
Это учение - ВОЛЮНТАРИЗМ - впервые у Шопенгауэра оформляется как самостоятельное направление в философии. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.
"ВОЛЯ К ВЛАСТИ" - это одно из основных понятий ницшеанства. "Воля к власти" выступает у Ницше движущим началом мира.
Космологические принципы у Ницше являются тем фоном, на котором провозглашаются социально-политические и этические принципы, каковые, по мнению автора, приобретут больший вес, если предстанут как проявление вселенских, универсальных, космических сил.
Даже предположение о существовании мира "самого по себе" у Ницше есть "метафизика". Термин "онтология" по отношению к ницшеанству должен быть взят в кавычки. Вся "онтология" Ницше - это по сути только "аксессуары" его философствования.
Теория познания Ницше направлена прежде всего на создание благоприятного фона для проведения им социально-политических и этических принципов. По Ницше, в этом мире, где нет никакого постоянства и устойчивости "вещей", само познание обречено оставаться лишь средством полезной для субъекта выработки фикций, которые позволяют ему выжить и осуществить свою "волю к власти". "Познание работает как орудие власти", - пишет Ницше.
Человек - это то, что должно превзойти... Ницше не считал себя сверхчеловеком, но он в него верил
Русская философия
Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич
Чаадаев (1794-1856). Родоначальник русской религиозной философии. Отвергая
расхожее воззрение на характер всемирно-исторического прогресса утверждал,
что ни воображаемым сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности
не объясняется смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим
принципом человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум,
управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека, который
всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом.
Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную
философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному и
тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает
нравственный смысл истории. Под сенью его исчезнут преграды, искусственно
разъединяющие народы, которые затем в единой вере сольются в одну семью.
Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской
истории, а истины давно известные в других странах, в России только
открываются. Для того чтобы сравняться с другими народами мы должны пройти
сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками, народов,
нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в частной и
общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и определенные
идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой дышит и живет
европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал, которые связывали
бы с прошлым и давали указания для будущего пути развития. Это беспочвенное
существование делает нас людьми, не способными ни к серьезной мысли, ни к
последовательной систематической работе, и отравляет ядом апатии и
равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем уже одно географическое
положение России между Востоком и Западом как бы предназначало ее служить
вместилищем двух великих начал – воображения и рассудка, т.е. вместилищем
истории всего мира.
Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и
воссоединение русской православной церкви, мистический дух которой должен
быть при этом усвоен Западом, с католической; строгую организацию, которой он
хотел использовать в России. За это по приказу Николая I был объявлен
душевнобольным и взят под надзор.
Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное
постижение вариативности конкретных исторических форм с точки зрения
раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла.
Центральное место- осмысление сущности и основных процессуальных мотивов
историческго периода субъекта философствования.