Основная задача, которую ставили перед собой члены Венского кружка, состояла в обновлении научного и философского знания.
При этом основной акцент ставился на проблемах языка науки. В частности, члены Венского кружка интересовались такими проблемами, как критерии научности высказываний, на которых базируются научные теории, а также соотношение высказываний, которыми наука оперирует на эмпирическом и теоретическом уровнях.
Еще одна проблема, которую стремились разрешить члены Венского кружка, - это отделение науки от метафизики.Под метафизикой они понимали любые теории, которые включают в свой состав утверждения об объективности мира и его явлений. Кроме того, метафизическими они считали любые высказывания, которые нельзя проверить на опыте, т.е. в рамках эмпирического исследования. Подобные высказывания они рассматривали как бессмысленные, а, следовательно, понимали осмысленность высказывания как наличие у него денотата - предмета действительности, с которым высказывание соотносится. Таким образом, возможность эмпирической проверки стала основным критерием научности. Это было достаточно радикальным шагом, поскольку, например, любые суждения о боге признавались не неправильными (ложными), а просто лишенными смысла.
Позитивисты полагали, что любую научную теорию можно представить как совокупность протокольных (атомарных) предложений, т.е. предложений, которые фиксируют непосредственный эмпирический опыт и отражают чувственные данные. Под протокольными предложениями позитивисты понимали высказывания типа «сейчас я вижу черное (красное, белое и т.д.)», «сейчас я чувствую теплое» и т.п. С точки зрения позитивистов, такие предложения обладают целым рядом важных признаков, которые делают их основанием для любого подлинно научного знания: 1) такие предложения в наибольшей степени достоверны, их нельзя поставить под сомнение; если их и можно поставить под сомнение, то никакое достоверное знание просто невозможно; 2) подобные предложения отражают «чистый» опыт субъекта познания; 3) процесс познания всегда начинается именно с таких предложений, лишь затем знание усложняется; любое более сложное утверждение может быть разложено на протокольные предложения или сведено к ним; 4) протокольные предложения нейтральны по отношению к любым системам знаний, к любым теориям: одно и то же протокольное предложение может входить в целый ряд альтернативных теорий; любое протокольное предложение не зависит от теорий.
С представлением о протокольных предложениях тесно связан принцип верификации.Любое научное утверждение может быть разложено на ряд протокольных предложений, которые отражают непосредственный эмпирический опыт, а, следовательно, является своего рода «молекулярным» предложением. Для того чтобы проверить истинность или ложность научного суждения, необходимо разложить его на протокольные предложения, а затем проверить истинность каждого из них.
Поскольку было установлено, что в науке нет протокольных предложений, которые не имели бы явной или скрытой связи с той или иной теорией, было предложено различать прямую (непосредственную) и косвенную верификацию.Под прямой верификацией понимают непосредственную проверку теоретических утверждений и гипотез, под косвенной верификацией - проверку логической обоснованности связей, устанавливаемых между теми или иными непосредственно верифицированными предложениями.
Аналитическая философия
Основная задача аналитической философии, сформулированная ее представителями, заключается в своего рода терапии языка.Она предполагает, что философские проблемы являются результатом неправильного использования слов, т.е., фактически, основаны на ошибке в использовании языка. В качестве примера можно привести анализ понятия бытия (существования), проведенный современным американским философом Уиллардом Куайном(1908-2000).Куайн сформулировал знаменитый принцип онтологической относительности.В соответствии с этим принципом наши знания об объекте, который описывается на языке одной теории, можно описать лишь при помощи другой теории; этот язык также нуждается в третьем языке - и так до бесконечности. Этот принцип можно сформулировать и несколько иначе: в действительности ученый никогда не говорит о действительности, он говорит только то, что можно сказать о действительности. Кроме того, Куайн придерживался мысли, что любой язык представляет собой особую онтологию, в рамках которой и разворачивается познание. А, следовательно, язык определяет те объекты (а точнее, общие их классы), с которыми мы имеем дело.
Проблема бытия, согласно Куайну, возникла лишь как следствие того, что философы недостаточно внимания обращали на язык, которым они пользуются.При внимательном рассмотрении можно прийти к выводу, что бытие - это всё, поскольку всё существует (есть). Это касается не только того, что можно увидеть и пощупать, но и того, чего в действительности не существует: хотя этого нет, оно всё же в определенном смысле есть, иначе мы просто не могли бы говорить об этом. Так Куайн вскрывает абсурдность проблемы бытия, которая заключается в том, что бытие - это одновременно и то, что есть, и то, чего нет.
В аналитической философии активно исследуется проблема использования языка.В частности, было обнаружено, что долгое время ученые и философы ошибочно полагали, что любому высказыванию можно приписать или значение истинности, или значение ложности. Лишь в XX в. английский философ, один из наиболее ярких представителей аналитической философии Джон Остин(1911-1960) обратил внимание на тот факт, что истинное значение присуще высказываниям далеко не всегда. В речи имеется множество высказываний иного рода. В частности, Остин описал тип высказываний, которые он назвал «перформативными». Их основная особенность состоит в том, что они не описывают какое-то положение вещей, а представляют собой совершение какого-либо действия. В качестве примера можно привести высказывание «Я обещаю, что...». За этим высказыванием стоит речевой акт обещания, и мы не можем говорить о том, что это высказывание истинно.
Исследование речевых актов как самостоятельная сфера аналитической философии в качестве своей предпосылки имеет идеи позднего творчества Людвига Витгенштейна, в которых он разрабатывал понятие языковых игр.В основе любой языковой игры лежит совокупность правил, которая может быть как сложной, так и очень простой; нарушение хотя бы одного из правил влечет за собой выход за пределы конкретной игры. Языковые игры многообразны, и у них нет единого признака. Соотношение между языковыми играми он описывал как «семейное сходство». Все члены одной семьи имеют что-то общее: для кого-то это цвет волос, для кого-то - особенности телосложения, для кого-то - черты характера и т.д. Однако нет такого признака, который был бы общим для всех.
Понятие языковой игры было введено Витгенштейном как раз для того, чтобы осуществлять «терапию заблуждений», которые, по его мнению, возникают в том случае, если происходит смешение правил разных языковых игр.А «терапия заблуждений» рассматривалась Витгенштейном как основная задача философии. Философ должен прояснять смысл языковых выражений и, в конечном счете, снимать, устранять философские вопросы, которые обычно возникают в результате неправильного использования языка.
Философы-аналитики вообще отказываются от исследования такого феномена, как сознание, вполне справедливо указывая, что сознание - это плохо определяемое понятие; наличие сознания как особого объекта доказать невозможно.А, следовательно, необходимо исследовать только то, что существует как эмпирическая данность. Язык вполне подходит под такое определение, поскольку высказывания людей могут быть зафиксированы.