В истории позитивизма принято выделять два периода.
1. Первый позитивизм - позитивистская философия первой половины XIX века. Крупнейшие представители этого направления - Джон Стюарт Милль(1806-1873), Огюст Конт(1798-1857), Герберт Спенсер(1820-1903). Последние два исследователя известны в основном благодаря их социологическим идеям; Милль получил известность благодаря своим разработкам в области методологии научного исследования.
2. В последней трети XIX века сформировался так называемый второй позитивизм, наиболее яркими представителями которого были австрийский физик и философ Эрнест Мах(1838-1916),немецкий философ Рихард Авенариус(1843-1896) и французский философ и математик Анри Пуанкаре(1854-1912).
Джон Стюарт Милльв работе «Система дедуктивной и индуктивной логики» попытался заложить основы методологии для всех наук. По мнению Милля, основой для всех наук должна стать индуктивная логика, которая анализирует данные опыта и на их основании формулирует свои выводы. При этом индуктивная логика должна стать основанием даже для таких дедуктивных (основанных на аксиомах) наук, как математика и логика.
Огюст Конт- французский философ и социолог, который заложил основы современной социологии и философии культуры. Влияние идей Конта не ограничивается сферой социологии: его значение очень важно для европейской культуры в целом, поскольку он, во-первых, предложил философское обоснование позитивизма, а во-вторых, внес важный вклад в философию культуры.
По мнению Конта, человеческое сознание проходит три фазы развития: теологическую, метафизическую и позитивную.Теологическая и метафизическая стадии опирались на умозрительное знание, не подкрепляемое фактами и их анализом, которое невозможно ни опровергнуть, ни проверить. Этим двум стадиям Конт противопоставляет позитивную стадию, которая характеризуется активным использованием научных методов анализа. В общественной жизни указанным стадиям соответствуют три другие: примитивная, промежуточная и научная. Между историей науки и историей общества, с точки зрения Конта, существует очень тесная связь, поскольку первичным фактором в существовании общества является духовное, умственное развитие. На него оказывают влияние раса, климат, а также средняя продолжительность жизни и связанный с ней прирост населения, которые вместе приводят к разделению труда и обусловливают развитие интеллектуальной сферы.
Герберт Спенсер- еще один крупный представитель «первого позитивизма». Он стоял у истоков натуралистически ориентированной социологии, часто называемой «социальным дарвинизмом». Идея о единстве законов, управляющих природой и человеком, под влиянием огромного скачка, который совершили в то время естественные науки, была очень распространена в XIX веке. Спенсер черпал идеи для своей теории в биологии, рассматривая общество как единый организм, аналогичный живому организму. Целостность общества обеспечивается его делением на две существующие в нем системы - внешнюю и внутреннюю. Этот организм поддерживает равновесие, приспосабливается к окружающей среде и развивается. Спенсер считал, что развитие любого организма тесно связано с его приспособлением к среде, т.е., в случае с обществом, к природе, и предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следовательно, и его постоянное усложнение.
Эрнест Махразработал оригинальную концепцию познания. По мнению Маха, в основе всех воспринимаемых человеком явлений лежат факты чувственного мира, которые, во-первых, всегда определенным образом связаны между собой, а во-вторых, связаны с чувствами и ощущениями.В памяти человека запечатлеваются наиболее типичные и часто повторяющиеся сочетания; в силу этого они получают выражение и в языке. Такие совокупности, по Маху, и принято называть телами. Мах полагал, что ощущения вызывают не сами тела, а совокупности компонентов, из которых они состоят. При этом Мах не относил компоненты, из которых состоят тела, ни к психической, ни к физической сфере. Для него эти элементы носили характер посредников между психическим и физическим; следовательно, психика и физика - это лишь разные регистры изучения одних и тех же феноменов. В этой идее выразилась полемика Маха о восходящему к Декарту представлении о дуалистической природе мира, включающего самостоятельно, независимо друг от друга существующие материальные и духовные субстанции. С точки зрения Маха, «Я» - это также совокупность связанных между собой чувств, ощущений, настроений и воспоминаний.
С точки зрения Маха, цель науки заключается в описании фактов чувственного восприятия.При этом Мах рассматривал такие понятия физики, как сила, пространство, время, масса, в качестве совокупности ощущений и связей между ними; описание этих категорий должно проводиться с учетом тех органов, которые их формируют.
Анри Пуанкареизвестен, прежде всего, благодаря вкладу, который он внес в развитие таких дисциплин, как математическая физика, комбинаторная топология, небесная механика. Пуанкаре предвосхитил некоторые положения теории относительности. Однако философский вклад Пуанкаре связан главным образом с его разработками в сфере методологии науки. В частности, Пуанкаре высказал идею, что законы, которые формулирует наука, не имеют отношения к реальной действительности: они представляют собой соглашения (конвенции) между учеными, основное предназначение которых состоит в обеспечении удобной основы для описания явлений. Другими словами, полезность и ценность научной теории, согласно Пуанкаре, должны оцениваться не с точки зрения того, насколько полно и адекватно она отражает действительность, а с позиции удобства ее применения и целесообразности.
Философия марксизма
Марксизм- одно из наиболее влиятельных философских направлений XX века. Сформировавшись в XIX веке, наиболее полно он проявил себя в XX веке. Свое название марксизм получил в честь его основоположника, Карла Маркса (1818-1883).
Согласно Марксу, общество - это продукт взаимодействия отдельных людей, совокупность тех связей и отношений, в которых находятся друг к другу отдельные люди.Отношения, в которые вступают люди в процессе общественного производства, имеют объективный характер, не зависящий от воли отдельного индивида; они отражают общие условия существования данного общества. При этом для Маркса предпосылкой возникновения общества являются экономические (производственные) потребности.
По мнению Маркса, господствующий в данный момент тип экономических отношений определяет структуру общества, характер социальных институтов и даже культуру.Экономика в этом случае рассматривается как базис, который включает в качестве обязательных элементов: 1) средства производства, т.е. орудия и материалы; 2) работника, т.е. лицо, которое производит товары или услуги - объект купли-продажи на рынке и средства извлечения выгоды; 3) владельца средств производства - того, кто присваивает продукт производства.
Эти три элемента присутствуют в любой экономике. Их своеобразие сводится к тому, в каких отношениях находятся эти элементы.Во-первых, работник может владеть средствами производства или не владеть ими. Это отношения владения. В этом случае работник и владелец средств производства объединяются в одном лице. Так бывает не всегда: в более распространенном случае владелец средств производства (например, землевладелец) не занимается производством (т.е. выращиванием пшеницы, овощей, фруктов и т.д.) - эту работу выполняют наемные рабочие.
Во-вторых, присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или на средства производства, или на труд, или на то и другое одновременно. В концепции Маркса этот аспект получил название отношений собственности.
Надстройка - это социальные формы, которые детерминируются базисом, т.е. семья, государство, идеология.Часто утверждается, что у Маркса вся социальная жизнь детерминирована экономическими процессами. В действительности соотношение между экономикой и обществом в концепции Маркса не так жестко. В частности, он считал, что такие социальные институты, как семья и государство, не только относительно независимы от экономики, что проявляется в существовании у них своих законов развития, но и могут оказывать на нее влияние. Детерминация надстройки базисом сводится в основном к тому, что ее характер в значительной степени зависит от экономических интересов господствующего социального класса (например, капиталистов в капиталистическом обществе).
Изменения базиса, включающего производственные отношения и производительные силы, приводит и к трансформации надстройки.Дело в том, что, с точки зрения марксизма, основная задача надстройки состоит в обеспечении сохранности существующего положения вещей. Собственники средств производства в условиях данной общественно-экономической формации обладают властью, как экономической, так и политической, а потому, не хотят отказываться от обладания добавочной стоимостью на производимые продукты. По этой причине они используют культуру, мораль, религию, философию, а также социальные институты для того, чтобы сохранить и поддержать свою власть.
Маркс выделил шесть общественно-экономических формаций:
1) первобытнообщинная формация, которая характеризуется отсутствием частной собственности на средства и результаты труда, которые принадлежат общине;
2) азиатский способ производства, представляющий собой тупиковую ветвь развития, присущий древним восточным обществам (Египет, Месопотамия, Китай) и основывающийся на ирригационном земледелии;
3) рабовладельческая формация, при которой возникает частная собственность на средства производства, причем основным таким средством являются рабы;
4) феодальная формация, которая характеризуется развитой частной собственностью на землю, принадлежащей особому классу собственников - феодалам. Работники в условиях данной формации обладают свободой, хотя и экономически зависят от собственников земли. Кроме того, для феодальной формации свойственно высокое развитие ремесленничества, которое концентрируется в крупных городах;
5) капиталистическая формация, в которой основную роль играет промышленность, средства производства заметно усложняются, огромное развитие получают механизация труда и методы его рациональной организации, позволяющие увеличить производительность в десятки и сотни раз, а классом собственников становится буржуазия;
6) социалистическая (коммунистическая) формация, которая должна характеризоваться отсутствием частной собственности, а точнее, государственной собственностью на средства производства. Рабочие в условиях коммунистической формации должны обладать полной свободой и экономической независимостью. Большое внимание в концепции Маркса уделяется переходу от капиталистической формации к новому, коммунистическому обществу. Маркс построил теорию, в соответствии с которой мировая история представала как движение от доклассового к классовому обществу, которое затем должно было трансформироваться в бесклассовое. При этом в капиталистическом обществе он видел последний этап, основанный на антагонистических отношениях.
В философии Маркса важную роль играет понятие «отчуждения».Его Маркс активно разрабатывал, начиная с самого начала своего творчества. Под отчуждением Маркс понимал отчужденность труда и его продукта от человека, который выполняет свою работу по внешнему принуждению, по принуждению другого человека.
По Марксу, отчуждение является типичной чертой капиталистического общества. Человек, по мнению Маркса, реализуется в труде; продукт труда, таким образом, представляет собой объективное проявление человека, уже не зависящее от его создателя, но несущее на себе его отпечаток. Таким образом, отчуждение- это психологическое состояние, которое переживает производящий класс (попросту выражаясь, работник) в условиях капиталистического способа производства.