Особенности философии Просвещения
Философия Просвещения - это очередной этап в развитии европейской философии, тесно связанный с идеалами Возрождения и Нового времени.Родиной идей Просвещения стала Англия XVII века, где творили предшественники просветителей - Бэкон, Гоббс, а в XVIII веке эти идеи достигли Франции и распространились в ней. Философы эпохи Просвещения приложили немало усилий для ниспровержения оптимизма предшествующей философской эпохи. Эту оптимистическую позицию лучше всего выразил Г.В. Лейбниц: по его мнению, наш мир - это лучший из миров. Такая позиция не позволяла объяснить темные, низменные стороны бытия. Просветители же обратили внимание общества и на негативные стороны мира. Фактически эта критика была проявлением более общего скептического настроя к общей метафизической направленности философии недавнего прошлого.
В работах философов-просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха и др.) на первый план выходит социальная проблематика.Просветители активно критиковали феодальное общество, выступали за свободу человека в выражении мнения и в творчестве, за новые социальные отношения, связывавшиеся в то время с нарождающимся капитализмом, стремились развенчать препятствующие прогрессу общества и развитию человека предрассудки и стереотипы.
В то же время наука и прогресс также занимают в их трудах очень значимое место. Само название данного философского направления - «Просвещение» - отсылает нас к стремлению этих философов нести свет знаний в массы необразованного народа. По мнению просветителей, общественной гармонии можно достичь лишь в том случае, если распространить знания среди народа; они полагали, что человек, изначально доброе и разумное существо, испорчен лишь потому, что ему закрыт доступ к знанию, а также потому, что его портит неправильно, неразумно организованное общество. А, следовательно, достижение социальных целей предполагает союз общества с наукой.
На изменения в духовной сфере огромное влияние оказали также социально-политические события того времени, затронувшие самые разнообразные сферы жизни. Они стали проявлением более глубинного экономического процесса - зарождения буржуазии, которое оказалось возможным благодаря развитию мануфактур, пришедшим на смену ремесленничеству. Новые формы производства возникли благодаря техническому прогрессу и привели к быстрому росту производительности труда, что не могло не сказаться на экономической жизни обществ того времени. Естественно, новые перспективы, открывшиеся в тот период, привели к еще большему стремлению сделать процесс производства более рациональным и лучше организованным. А здесь уже требовалось вмешательство науки.
Важное место в философской мысли Просвещения играет критика религии.Реформация с ее отрицанием католических догматов и культа в определенном смысле была неполным проявлением более широкой тенденции отказа от христианства. В целом будет оправданно поставить ее в один ряд с зарождавшимися в то же время атеистическими взглядами. Атеисты, критиковавшие христианство и религию с научных позиций, фактически довели до логического завершения то, что было начато Реформацией.
Едва ли не первым мыслителем, выступившим с открытой радикальной критикой христианства, был Жан Мелье (1664-1739),французский философ-материалист, который большую часть своей жизни был простым священником в сельской местности. Если Лютер и Кальвин лишь подвергли сомнению необходимость некоторых церковных обрядов, то Мелье пошел гораздо дальше, решительно отвергнув все основные догматы католической веры. Прежде всего, он критикует само содержание Библии: показывает несостоятельность сведений о явлениях бога людям, показывает, что все божественные деяния, свидетельствующие о могуществе Христа, представляют собой различные вариации мифов, которые существовали до появления Библии. Идея возникновения мира в результате комбинаций разных веществ представляется ему гораздо более достоверной, чем идея сотворения мира богом. Если ранее философы стремились найти доказательства существования бога, то Мелье, напротив, стремится изыскать доказательства того, что бога не существует. Сам Мелье придерживался пантеистических взглядов, считая, что творцом всего является природа. При этом объектом критики Мелье является не христианство, а любая религия, поскольку «всякий культ и поклонение богам» - это не только «заблуждение», но также «злоупотребление», «обман и шарлатанство».
Резко Мелье отзывается и о служителях церковного культа, осуждая их за поддержку политики правителей, которые использовали веру в бога для того, чтобы попросту грабить народ. Наиболее ярким проявлением отношения Мелье к богословию и его служителям являются слова, которые он высказал в своем «Завещании», ставшим достоянием общества только после смерти философа. Обращаясь к посещавшим его проповеди крестьянам, он обещает открыть им глаза и «показать нелепость заблуждений, которые я сам имел неприятную обязанность поддерживать».
Антирелигиозная направленность идей Мелье получила дальнейшее развитие в трудах французских мыслителей Дени Дидро (1713-1784) и Гольбаха (1723-1789).Эти философы дают всестороннюю критику и самой религии, и ее проповедников. В первую очередь они подвергают сомнению содержание Библии. Так, Дидро обращает внимание на то, что в первые века существования христианской веры насчитывалось несколько десятков Евангелий, из которых в дальнейшем сами церковники отобрали только четыре, признав остальные недостоверными.
Исследуя источники, оказавшие влияние на формирование религии, Дидро прямо указывает на заимствование христианством у язычества некоторых догматов, таких как непорочное зачатие Божией матерью, воскресение умертвленного Сына Божия и его вознесение на небо, очеловечение бога, которые, по мнению самих христиан, имели человеческое, но отнюдь не божественное, происхождение. Еще один источник земного происхождения христианства (и в частности, догмата о триединстве бога) Дидро обнаружил в платоновском учении о трех божественных ипостасях.
Близкую позицию по отношению к содержанию Библии и ее происхождению занимает Гольбах. Так, критикуя Ветхий завет, он, аналогично другим мыслителям, например Спинозе, сомневается в том, что Моисей на самом деле является автором Пятикнижия. Его доводы сводятся к тому, что, во-первых, в этих книгах упоминаются города, которые не существовали в эпоху Моисея; во-вторых, в них рассказывается о царях задолго до того, как они появились у евреев. Самый же очевидный аргумент в пользу этой точки зрения заключается в том, что в этих книгах говорится о смерти и погребении Моисея. На основании подобных фактов Гольбах делает вывод, что произведения, приписываемые Моисею, написаны разными людьми в разное время.
Гольбах приводит очень веские аргументы в пользу земного происхождения религии.Одним из таких источников является иудаизм. Следовательно, заповеди Иисуса, которые призывали верующих расстаться со светским образом жизни и посвятить себя служению Богу, заимствованы, по мнению Гольбаха, у евреев, «известных под именем эссенов, ессеев или терапевтов».
Франсуа Мари Аруэ Вольтер(1694-1778) крайне негативно относился к католицизму, который, с его точки зрения, делал человека несвободным, хотя и видел в религии вообще необходимое средство, предназначенное для сдерживания народа. Значительную часть религиозных представлений Вольтер рассматривал как суеверия и предрассудки. Вольтеру принадлежит известное высказывание о церкви: «Раздавите гадину», - которое впоследствии стало крылатым. Вольтер выступал за свободное развитие искусства, науки, философии, за разрушение препятствий на пути развития духовной культуры. Однако одновременно он полагал, что знания не нужны широким слоям населения, которые не способны использовать их. «Всё потеряно, когда чернь пускается рассуждать», - говорил он.
Современник Вольтера Жан-Жак Руссо(1712-1778) - еще один крупный французский мыслитель, который оказал огромное влияние на развитие мысли в XVIII—XIX вв. Руссо полагал, что все люди от рождения равны. Говоря о равенстве, он имел в виду, прежде всего, социальное равенство: «Я вижу в человеческом роде два неравенства: одно, которое я называю естественным или физическим, потому что оно установлено природою и состоит в различии возраста, здоровья, телесных и умственных или душевных качеств; другое, которое можно назвать неравенством условным или политическим, потому что оно зависит от некоторого рода соглашения и потому что оно устанавливается или, по меньшей мере, утверждается с согласия людей. Это последнее заключается в различных привилегиях, которыми одни пользуются за счет других: как то, что они более богаты, более почитаемы, более могущественны, чем другие, или даже заставляют их себе повиноваться».
Руссо говорил о естественном состоянии, противопоставляя его гражданскому состоянию общества.Однако вкладывал в эти выражения он совершенно иной смысл, чем Т. Гоббс. Естественное состояние, по Руссо, - это прекрасное состояние человечества, когда все люди были равны и счастливы. Находясь в естественном состоянии, человек способен жить в соответствии с естественным порядком вещей, полагаясь лишь на свои чувства. И по мере установления гражданского общества неравенство между людьми возрастало. По мере становления гражданского общества увеличивалась и роль рефлексии, т.е. интеллектуального отношения к миру, а это, с точки зрения Руссо, было проявлением упадка и деградации человека. По этой причине развитие культуры, искусства и языка Руссо оценивал негативно, рассматривая его как проявления упадка.