Философия николая кузанского
В основе философской концепции Николая Кузанского лежал принцип совпадения противоположностей – ведущий принцип диалектики, который до него никто не формулировал.Приводимые им примеры иллюстрируют, как одно явление переходит в другое, а, следовательно, границы между ними оказываются условными. То, что для обоснования своих положений Кузанский прибегал к парадоксам, не было случайным и противоречивым. С точки зрения философской концепции Кузанского, между парадоксом и точным, истинным знанием как противоположностями нет противоречия. Кузанский отождествляет единое (единицу) с минимумом, а бесконечное - с максимумом. Так как единое не имеет противоположности, оно тождественно бесконечному, а, следовательно, минимум (единое) тождествен максимуму (бесконечному).
Концепция Кузанского вступала в противоречие с положениями теизма, с точки зрения которого было очевидно, что единое, отождествляемое с богом, не может быть всем, т.е. сотворенным миром. В этом проявилась в целом пантеистическая направленность его учения.
Николай Кузанский существенно переосмыслил положения, лежащие в основе неоплатонизма. Если у Платона и его последователей единое определялось как противостоящее многому, то Николай Кузанский отказался от такого противопоставления и поставил в основу своих идей утверждение «единое есть все». Другими словами, с точки зрения этого мыслителя единому ничто не противоположно.
Чтобы проиллюстрировать наиболее значимые положения своего учения, Кузанский обращается к математике. При увеличении радиуса круга до бесконечности круг постепенно превращается в бесконечную прямую линию. Поскольку диаметр круга бесконечен и в то же время бесконечная прямая, они совпадают друг с другом. Кроме того, центр круга, т.е. определенная точка, также совпадает с кругом. Наконец, если обратиться к треугольнику, то при увеличении одной его стороны до бесконечности другие стороны также становятся бесконечными; поскольку линия, образовавшаяся при увеличении радиуса круга до бесконечности, бесконечна, очевидно, что треугольник совпадает с кругом.
Философия эпохи Реформации
Итогом эпохи Возрождения стала Реформация - широкое движение, связанное с отказом принимать догматы католической церкви.Церковь, сосредоточившая в своих руках большую часть власти и фактически ставшая светской властью, была очень далека от народа, что не могло не породить недовольства.
С философской точки зрения Реформация не была особо прогрессивным явлением.И Лютер, и Кальвин были по своей сути средневековыми философами, которые во многом опирались на идеи Августина Блаженного. Фактически их интересы ограничивались подрывом влияния церкви и отказом от некоторых представлений и религиозных институтов (в частности, они отвергли идею чистилища, учение об индульгенциях), а также внесли некоторые изменения в представления о загробной жизни.
Мартин Лютер(1483-1546) полагал, что люди могут обрести спасение только личной верой в бога. По мнению Лютера, которое кардинально отличалось от мнения католической церкви, верующий достигает спасения души не потому, что выполняет церковные ритуалы, а лишь благодаря вере, которую он получает непосредственно от бога. Следствием этого убеждения было то, что автоматически снижался статус церковных служителей и церкви в целом; церковь с такой точки зрения не должна была играть существенной роли в жизни верующего. Лютеранство, которое окончательно сложилось после смерти его основателя как самостоятельное общественно-религиозное движение Германии, отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между богом и человеком.
Жан Кальвин(1509-1564), вступая в противоречие с догматами римско-католической церкви, утверждал, что Христос, таким образом, предопределил события, что все люди делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой (а человек верит потому, что предопределен к этому Всевышним), ни своими земными делами человек не может что-либо изменить в своей судьбе после ухода из жизни. Только избранным будет обеспечено спасение, тогда как осужденных ждет вечное страдание.
Кальвин существенно упростил порядок богослужения. В кальвинистской церкви первичная религиозная община верующих приобретала значительные права, которые проявлялись в том, что она самостоятельно избирала себе помощника на ограниченный срок. Кроме того, кальвинисты стремились к тому, чтобы новая церковь определяла религиозные и общественные нравы людей, а светские власти в своей деятельности руководствовались церковными предписаниями.