Метафизика и физика Аристотеля
Аристотеля нередко считают основателем метафизики.Это неверно.Аристотелю в этом случае приписывают создание того, о чем он на самом деле не помышлял. Термин «метафизика» (буквально «после физики») возник случайно: так Андроник Родосский в I веке до н. э. назвал часть его сочинений, которые следовали за изложением его физических и, шире, естественнонаучных представлений и были посвящены общим принципам философии. Этот термин нередко толкуют также как обозначающий то, что лежит за физическими явлениями. Таким образом, Аристотель не был автором этого термина, но все же причастен к его возникновению.
Аристотель стремился преодолеть дуализм вещи и идеи, который постулировал Платон. Сущность познания он видел в познании вещи через нее саму. По этой причине он вводит другое противопоставление - противопоставление между материей и формой.
У Аристотеля мир предстает как иерархия сущностей, внизу которой находится материя, а наверху чистая форма. Чистой формой Аристотель считал бога, который в его философии получил статус высшего принципа. Развитие мира предполагает движение, в самом мире движения нет - следовательно, таким двигателем любого развития в мире является бог. Если нет бога, то не может существовать и изменения. Аристотель приходит к такому выводу в ходе следующих рассуждений: любое изменение в мире предполагает причину; причина, в свою очередь, имеет собственную причину; поскольку подобное рассуждение ведет к бесконечному числу причин, а бесконечного числа причин быть не может, необходимо предположить наличие первопричины, которая приводит мир «в движение». Этой причиной и является бог.
По мнению Аристотеля, ни материи, ни формы в чистом виде не существует. Сущность предмета заложена в материи лишь как потенция, возможность; с другой стороны, только в материи форма обретает актуальность, действительность.Основой любого бытия Аристотель считал первую материю. Противопоставляя материю и форму, материю он рассматривал как пассивное начало, на которое воздействует активное начало - форма, т.е. источник движения и цель. Материя представляет собой основу для любого бытия, но не может быть отождествлена с ним. Материя - это лишь потенция, которая должна быть ограничена формой, чтобы превратиться в определенную вещь. И лишь определенная вещь приобретает способность «быть», т.е. получает бытие. Как уже указывалось, Аристотель разработал систему десяти категорий. Категория сущности, т.е. ответ на вопрос «что есть вещь?», стоит к бытию ближе всего.
Форма обретает действительность лишь в материи, а материя существует лишь в связи с формой, поскольку любому становлению, по мнению Аристотеля, присуща цель (энтелехия): любое становление предполагает становление возможного действительным, актуальным.
Аристотель выделял четыре причины перехода возможного в актуальное:
►формальная причина, когда предмет получает определенность в соответствии со своей формой (например, дом строят в соответствии с планом);
►целевая причина, когда предмет создается в соответствии с его предназначением, функцией (так, цель существования дома - защита от непогоды);
►движущая причина, т.е. тот «мотор», который приводит процесс возникновения предмета в действие (в случае с домом это работа плотников, каменщиков и т.д.);
► материальная причина - это сама материя, без которой существование предмета невозможно (дом строят из камней).
Случайность также вписывается в противопоставление материи и формы, а точнее, вытекает из него.Материя, согласно Аристотелю, «сопротивляется» форме, стремящейся дать материи определенность. Именно из-за этого возникает всё случайное в явлениях действительности (например, конкретные черты внешности того или иного человека). Если бы этого сопротивления не было, то форма, которую получает материя, всегда была одинаковой, не существовало бы уродств и отклонений, т.е. в материи реализовывалась бы форма в чистом виде.
Душу Аристотель рассматривал как энтелехию, форму любого тела, которое обладает способностью быть живым.Аристотель выделял растительную душу, основная задача которой состоит в поисках питания; животную душу, основная функция которой заключается в ощущении и перемещении по пространству; разум, сущность которого - мыслительная деятельность. Наиболее важной частью души, по Аристотелю, является разум. В разуме Аристотель также выделял материю и форму. Материю разума он называл претерпевающим разумом, его форму - деятельным (творящим) разумом. Деятельный разум - это причина любой духовной активности; благодаря претерпевающему разуму человек оказывается в состоянии воспринимать предметы и познавать форму предметов и явлений.
Этическое учение Аристотеля
Целью человека, по Аристотелю, является деятельность души, согласованная с суждением. Эту ценность он называет дианоэтической и определяет ее сущность как деятельность разума. Основную добродетель разума Аристотель видит в благоразумии. Этой ценности противостоят этические ценности. Если дианоэтические добродетели справедливы для всех людей, то этические ценности действительны лишь в рамках определенного общества. Аристотель одним из первых высказал мысль, что поведение человека зависит не только от того, понимает ли он свою пользу: человек ведет себя определенным образом потому, что он был приучен поступать так, а не иначе.
Подлинная ценность, с точки зрения Аристотеля, представляет собой нечто среднее между двумя крайностями. Так, умеренность Аристотель рассматривает как добродетель, поскольку она является золотой серединой между сладострастием и безразличием; мужество - поскольку оно занимает промежуточное положение между трусостью, яростью и безрассудством.
В то же время Аристотель склоняется к тому, что дианоэтические и этические добродетели не противопоставлены друг другу абсолютно. Он полагал, что быть добродетельным человек не может, если он не обладает благоразумием, а благоразумие невозможно для человека, который не обладает этическими добродетелями.
Аристотель придерживался мнения, что человеческая воля свободна: человек имеет возможность выбора. Это было необходимо для того, чтобы связать добродетели со страстями. Если этическая добродетель - это сдерживание воли, то воля - это страсть, желание, которому разум придает форму. А, следовательно, желание обладать благом может и должно совпадать с пониманием того, что же является благом.