Особенности античной философии

Античную философию можно с уверенностью считать собственно философией и прообразом любой следующей по времени философии.Такое утверждение правомерно по двум основаниям.

Во-первых, именно в античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоя­щего времени. В более широком смысле античность - это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры, в том числе и философии. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Знакомство древних греков с достижениями других куль­тур помогло им расширить свой собственный кругозор, обогатившись за счет освоения их достижений.

Во-вторых, именно в античности зародилось понятие «фи­лософия». В восточных культурах, философию которых мы кратко рассмотрели, имелись понятия, по смыслу отдаленно напоминающие понятия, выработанные в античной философии, но именно в античности было сформулировано понятие бытия, кото­рое сыграло определяющую роль в истории европейской филосо­фии. В античности эта проблема изначально рассматривалась как вопрос о пер­воначале мира (архэ).

Наиболее впечатляющая черта античной философии - это ее кос­мизм, заключающийся в стремлении охватить и понять космос, мир, уни­версум. Раннюю античную философию трудно отделить от религиоз­ных воззрений. Такое положение сохранялось достаточно длитель­ное время, и следы религиозных и мифологических представлений мы находим даже у Платона. Тем не менее, именно в Древней Греции начинает постепенно формироваться рациональный способ мышления. А, следова­тельно, еще в античности произошел переход от чувственного позна­ния к познанию при помощи разума.

Периодизация античной философии

В истории античной философии принято выделять:

1) досократический период (кон. VII - нач. VI в. до н.э. – первая треть V в. до н.э.), к которому относят творчество натурфи­лософов, пифагорейцев, элеатов, Гераклита, атомистов и софистов;

2) классический период ( вторая треть V в. до н.э. – IV в. до н.э.). На этот период приходится расцвет движения софистов, а также деятельность Сократа, который был их яростным противником. Вершиной же данного периода являются философские концепции Платона и Аристотеля;

3) эллинистический период. (кон. IV в до н.э. - VI в. н.э)Это период упадка культуры Древней Греции и рождения Римской империи. Фактически это период постепенного заката античной философии. Он начался приблизительно в III в. до н. э. Логичным завершением этого процесса стало событие, произошедшее в 526 году: византийский император Юстиниан распустил все философские школы, существовавшие в Афинах. В этот период огромное развитие получает неоплатонизм, развиваются стоицизм, эпикуреизм, скептицизм и стоицизм. Кроме того, в этот период рим­ская и греческая культура испытывают сильное влияние христиан­ских идей.

Греческая натурфилософия

На этом этапе своего развития философия еще мало отличалась от мифологии, хотя различие между ними уже намети­лось: если мифы давали ответы на вопрос, какое божество создало мир, то ранние натурфилософы стремились найти силу, начало, не обладающее ни божественной, ни человеческой природой.

Натурфилософы пытались найти первоначало, первоматерию, т.е. вещество, из которого произошел мир. Они полагали, что первоначало (др.-греч. «архэ») является первопричиной всего, что существует в мире. В качестве первоначала древнегреческие натурфилософы обычно выделяли какую-то стихию. Это не следует понимать буквально: и огонь, и воду, и воздух следует понимать как образ, который содержит в себе как буквальное, так и переносное значение. Ведь при помощи первоначала необходимо объяснить появление всего мира, в том числе и живых существ.

Согласно Гесиоду,не принадлежавшему ни к одной из школ, таким первоначалом был Хаос, из которого возникли Земля, подземное царство (Тартар) и любовное влечение (Эрос). Затем из Хаоса родились Ночь и Тьма, а из Тьмы и Ночи в результате их любовного союза появились День и Эфир. Процесс формирования мира Гесиод подробно описал в поэме «Теогония».

К Милетской школепринадлежали Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. В основе их учений лежало представление о первичной субстанции, из которой возникает всё существующее и которая не нуждается ни в каком внешнем объяснении или обосновании.

О Фалесе,как и о других философах досократовского периода, сейчас известно очень мало, да и то, что известно, является скорее легендой, чем достоверным свидетельством. Фалес известен тем, что он установил время равноденствия, ввел календарь с продолжительностью года в 365 дней, разделенный на 12 месяцев, установил, что Солнце совершает относительно звезд за год круговое движение.

Известны также его достижения в области геометрии. Наконец, именно он первым предсказал затмение Солнца, случившееся в 585 г. до н. э.; именно это и служит практически единственным источником информации о том, когда именно жил Фалес. Кроме того, этот философ предположил, что Луна светит отраженным от ее поверхности светом.

Фалес полагал, что первоначалом была вода, а точнее, некое влажное первовещество, из которого возникает всё существующее, благодаря которому оно живет и в котором растворяется. Он обосновы­вал свои идеи, опираясь на круговорот воды в природе. Согласно его представлениям, испаряющаяся вода питает Солнце, Луну и другие не­бесные светила, затем возвращается на Землю в виде дождей и снова появляется из земли в виде ручьев, родников, росы. По мнению Фалеса, земля возникла из воды, покоится на воде и, разрушаясь, снова превратится в воду; такая же судьба ждет всё существующее.

Анаксимандр,ученик Фалеса, оставивший труд под названием «О природе» (до нас дошли лишь фрагменты этого труда), в качестве начала Вселенной выделил апейрон, т.е. «бесконечное», «беспредельное». От более точного определения Анаксимандр отказался. Апейрон - это материальное начало, хотя нельзя сказать, что именно оно собой представляет. Высказывалось мнение, что апейрон - это смешение четы­рех стихий: воды, воздуха, земли и огня. Апейрон находится в состоя­нии постоянного движения и всё порождает из себя, в том числе и противоположности (холодное и горячее, влажное и сухое).

Первичная субстанция, согласно Анаксимандру, не может быть ни водой, ни каким-либо другим известным элементом. Доказательство своей точки зрения Анаксимандр находил в том, что «если бы один из элементов был основным, то он поглотил бы все остальные элементы. Аристотель нам сообщает, что Анаксимандр рассматривал эти известные ему элементы как стихии, находящиеся друг к другу в отношении противоположности. «Воздух холоден, вода влажна, огонь горяч». А потому, «если бы один из них был бы бесконечным, то остальные давно уже погибли бы» (Б. Рассел). Другими словами, первичная суб­станция с необходимостью должна быть нейтральной.

Анаксимандр был одним из первых, кто осознал важность для развития противоположностей. В своей «Истории философии» Гегель отметил это как очень важное достижение. Анаксимандр полагал, что мир подчиняется закону справедливости, благодаря которому в нем поддерживается равновесие.

Анаксименполагал, что началом мира был воздух. Все вещества (вода, земля, огонь и камень) возникают из воздуха в результате разрежения и сгущения. Другими словами, всё существующее рассматри­валось Анаксименом как разные состояния воздуха (здесь можно провести аналогию между воззрениями этого философа и современ­ными взглядами, в соответствии с которыми каждое вещество имеет три состояния - газообразное, жидкое и твердое). Согласно Анаксимену, воздух находится в постоянно колебательном движении и яв­ляется дыханием, охватывающим весь мир. Как указывает Бертран Рассел, по мнению Анаксимена, Земля по форме подобна круглому столу и что воздух всё объемлет. «Подобно тому, - говорит он, - как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воз­дух объемлют весь мир».

Философия Гераклита

О жизни Гераклита(544-483 гг. до. н. э.) известно очень мало: он был гражданином города Эфес и имел громадную популярность благодаря своему образу жизни и философской концепции.

В качестве первоначала он выделял огонь, поскольку он представляет собой самую подвиж­ную субстанцию во Вселенной. Ему приписываются следующие утверж­дения: «На Огонь обменивается всё, и Огонь - на всё, как на золото - товары и на товары - золото», «Огонь живет земли смертью, и воздух живет Огня смертью, вода живет воздуха смертью, земля - воды [смер­тью]». Последнее утверждение отражает представление Гераклита о том, что мир вечен и находится в постоянном изменении: «Этот кос­мос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Другими словами, Ге­раклит рассматривал сущее как подвижное единство, находящееся в постоянной борьбе противоположностей; с его точки зрения, мир на­ходится в состоянии ежесекундного обновления и изменения, причем любые изменения он понимал как переход от одной противополож­ности к другой. В философии Гераклита по этой причине можно ви­деть прообраз философской концепции Гегеля, который полагал, что любое развитие представляет собой снятие противоположностей и их синтез в рамках более сложного явления.

Гераклит отрицательно относился к людям, считая их глупыми, т.к. они могут действовать себе во благо только под принуждением со стороны. Его презрение к человечеству распространялось на философов и поэтов как живших до него, так и на его современни­ков: «Никто из тех, чьи учения я слышал, не дошел до признания, что мудрое от всего отлично», — говорил он. Исключением для него не был даже Гомер: «Гомер заслуживает того, чтобы быть изгнанным из общественных мест и быть высеченным розгами».

Наши рекомендации