Введение в историю философии

История философии как особая дисциплина

В современной философии изучение истории философии и критика её положений стало отправной точкой для создания новых критических философских концепций. Изучая историю философии, многие сталкиваются с парадоксальной ситуацией.

Если история науки обычно отличается от теории науки: космологические взгляды Птолемея - это не более чем факт истории астрономии и физики, поскольку его взгляды устарели уже после открытий Коперника, то философия часто включает свою историю в качестве элемента своей теории.

Философское знание остается актуаль­ным, несмотря на смену эпох. При этом сохраняются смыслы понятий и концептуальная наполненность прежних философских систем. Они не отвергаются новыми теоретическими построениями.

Вопрос лишь в том, для чего именно оно нам нужно и каким образом мы к нему относимся.

Философия- это особая сфера человеческой мысли. С точки зрения проблем, которые она решает, ее можно считать универсаль­ной. Философия возник­ла приблизительно одновременно в Китае, Индии и Греции. Поэтому филосо­фию можно считать и многообразной, и одновременно монолитной, единой. Она всегда является выражением самых важных вопросов, которые волнуют всех людей без исключения. Однако конкретный философ предлагает та­кое решение бытийных и познавательных проблем, которое пригодно лишь для определенного времени. Выделение исторических, культурных типов философии, а также мировоззренческих типов позволяет нам упорядочить то многообразие идей и решений, которые мы обнаруживаем в фило­софских текстах.

Существование философии как самостоятельного явления связа­но, прежде всего, с Древней Грецией. Само название «философия» происходит от древнегреческого слова, которое означает «любовь к мудрости». По этой причине неправильно было бы говорить о том, что существует единая мировая философия. Так, например, восточная философия длительное время развивалась самостоятельно, в отрыве от европейской традиции. В Европе о ней стало известно лишь в XIX веке благодаря А. Шопен­гауэру. А, следовательно, восточная философия - это особое явле­ние, которое неуместно привязывать к европейской философии. Русская философия также самобытна, у неё свои задачи, свои методы их решения и с точки зрения преемственности философского знания, русскую философию нельзя сводить к западной философской традиции.

Основная задача, которая стоит перед историей философии и от­личает ее от философии в собственном смысле этого слова, заключа­ется в упорядочении того многообразия идей, которые были высказаны на протяжении ее истории различными мыслителями.

Невозможно учесть все типологические основания философии, поэтому назовем наиболее масштабные, принципы определяющие историю философии в качестве самостоятельной дисциплины.

Культурный принцип: философия зависит от культуры, пред­ставляет собой ее концентрированное выражение и в то же время оказывает на неё влияние.Имен­но эта общая закономерность лежит в основании противопоставления европейской и восточной философии. Восток и Запад очень долгое время развивались независимо друг от друга. Первые контакты меж­ду Востоком и Западом произошли примерно в середине первого тысячелетия, в эпоху великих географических откры­тий, а восточная философия стала частью европейской культуры толь­ко в XIX веке, благодаря А. Шопенгауэру. Да и сейчас трудно ска­зать, культуры Востока и Запада резко отличаются друг от друга. Конечно, определенный обмен происходит: с одной стороны, в той же Индии можно найти христиан (поскольку Индия длительное время была ко­лонией Британского королевства), а с другой - в Европе достаточ­но распространен буддизм. Но эти примеры не оказывают определяющего влияния на культуру.

В то же время нельзя говорить о целостности западной или вос­точной философии. Так, индийская философия существенно отличается от китайской (хотя в них есть и пересечения), а древнегреческая фило­софия отличается от философии Средних веков. Однако в самом об­щем смысле противопоставление восточной и западной (европейско-американской, или просто европейской) философии остается верным.

Исторический принцип: философия является выражением духа эпо­хи.Именно это легло в основу общего деления философии на древ­нюю, средневековую, философию Нового времени и современную (но­вейшую) философию. Подобное выделение не является бесспорным для восточной философии, хотя и там можно выделить аналогичные этапы. Например, древняя философия, т.е. философия Древней Греции и Рима, имеет свою специфику - хотя бы потому, что она не испытала на себе влияния христианства. Однако средневековая философия всё же очень многое взяла от античности, в частности от философии Пла­тона и Аристотеля, - но уже преломив их учения и как бы «подо­гнав» под нужды христианства.

Типологический принцип: типы философии можно выделить и в зависимости от того, как решается основной вопрос филосо­фии - вопрос о том, что первично - мышление или бытие.Это совершенно особый способ упорядочения философских учений, ко­торый отличается как от культурного, так и от исторического принци­па. Идеализм и материализм, рационализм и иррационализм в одина­ковой степени присущи любой философской системе, независимо от ее культурной или исторической принадлежности.

Онтологический аспект основного вопроса философии зак­лючается в следующем: что первично в мире — бытие или со­знание?Согласно первому решению, которое получило название идеализма, первичным признаются мышление, дух, а не бытие. В зави­симости от того, признаются ли идеи объективно существующими, или они рассматриваются как существующие исключительно в сознании человека, принято выделять объективный и субъективный идеализм. Второе решение заключается в том, что первичным являются не мыш­ление, не сознание, не дух, а бытие. Философские направления, склоняющиеся к такой точке зрения, объединяются под общим названием материализм.

Кроме того, существует и третье решение основного вопроса фи­лософии, признающее, что и идеалистическое, и материалистическое решения правильны, но лишь отчасти. Направления философии, кото­рые склоняются к такому промежуточному решению, получили назва­ние дуализма. Основателем дуализма считается французский фило­соф Нового времени Декарт.

Гносеологический аспект основного вопроса философии формулируется иначе: что первично в процессе по­знания - бытие или сознание?Первое решение получило назва­ние рационализм, оно предполагает признание первичным не бытия или материи, а сознания. С точки зрения рационализма подлинно истинное знание не зависит от чувственного опыта и может быть выведено только из разума. Основателем этой линии философского размыш­ления был Рене Декарт.

Второе гносеологическое решение основного вопроса философии состоит в том, что в процессе познания первич­ным является бытие. Философские направления, которые принимают эту точку зрения, получили название эмпиризма. У истоков этого фи­лософского направления стоял английский философ Нового време­ни Фрэнсис Бэкон.

Имеется и третий вариант ответа на этот вопрос, вообще отрицаю­щий возможность познания мира, - иррационализм. Основатель ир­рационализма Артур Шопенгауэр считал, что мир не имеет внутрен­ней логики, а, следовательно, он не может быть познан. Грубо говоря, поскольку мир не упорядочен, то не может существовать и того ре­зультата, к которому стремится любое познание, - логичных и обо­снованных законов, которым подчиняется действительность.

В современной философии основной вопрос философии звучит в ином смысловом подтексте: как сориентировать практическое применение знания, чтобы при этом сохранить саму природу, человеческую цивилизацию, человека и способствовать их развитию?

Наши рекомендации