Поэтические циклы в лирике Фета

Для фета цикл был единственной художественной формой: с самого начала он печатал свои стихи, объединяя их в циклы, иногда довольно большие, включавшие десятки стихотворений. Состав циклов от сборника к сборнику мог меняться, но неизменным оставался самый принцип такой подачи стихов. Форма цикла утверждается в РЛ именно в эпоху молодости Фета. Взаимодействие стихотворений в цикле, поэтической книге будет важно для поэтов Серебряного века, например для Блока.

Элегии и думы, К Офелии, Весна, Лето, Осень, Мелодии, Снега, Вечера и ночи, Море

Фет - создатель своей эстетической системы ~ с опр.традицией романтич.поэзии

Мотив «невыразимого»:

Как беден наш язык! — Хочу и не могу. —

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

1я строфа — это пересказ тютчевского манифеста. ( «Как сердцу высказать себя? // Другому как понять тебя? // Поймет ли он, чем ты живешь? // Мысль изреченная есть ложь. <...>» (Тютчев). Но у Фета этот пересказ - «чужое слово», от которого автор дистанцируется. Слова «Silentium» от имени «мудреца», склоняющего «голову маститую» «пред этой ложью роковою» => модель мира Тютчева - заблуждение.

«Мудрец» vs «поэт» — одна из любимых антитез Фета:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах...

- Реминисценция из «Невыразимого» Жуковского. Ср.: «Хотим прекрасное в полете удержать, // Ненареченному хотим названье дать — // И обессиленно безмолвствует искусство...» И опять цитирование поэтич.первоисточника оборачивается внутр.полемикой с ним. Вместо «обессиленно безмолвствует», наоборот, «хватает на лету и закрепляет вдруг».

Власть Поэта безгранична. Слово Поэта - летящий орел Юпитера.

У слова власть над дух.процессами в сфере чел.психики («темный бред души») и в сфере прир.жизни («трав неясный запах»). Оно выше языка «дивной природы» (Жуковский), и языка философии, «мысли» (Тютчев).

ТОЛЬКО Поэт словом м.дотворить до законченных форм «невыразимое».

Фет ставит перед поэзией всемирные задачи. В эстетике Фета создаются предпосылки для зарождения концепции «теургического» («пересоздающего» или «преображающего») тв-ва

Эстетика Фета не знает категории невыразимого. Невыразимое — это тема поэзии, но не св-во ее стиля. Стиль д. рациональнее и конкретнее запечатлеть это «невыразимое».

Способность объективировать свои переживания прекрасного, слить их с материально насыщенной средой и позволяет с известной долей условности определить творческий метод Фета как «эстетический реализм».

Фет: искусство и поэзия не м.воплотить всех сторон предмета (вкус, запах, форма). ИБО поэзия - НЕ копирование, а ПРЕОБРАЖЕНИЕ С ПОМ. КРАСОТЫ.

Тв-во поэта, Бога - порождением Красоты. Красота – первооснова мироздания.

Эти особенности худ. мира определились в сб. — «Лирическом пантеоне» (1840) и «Стихотворениях» (1850). Еще более заметно в собрании ст-ий 1856 г.

1. 1й сб. - «Антологические стихотворения».

В 1840—1850-е гг предметом антологического ст-ия м.б. описание античных статуй и картин на мифологические темы и сюжеты - «Диана»:

Богини девственной округлые черты

Во всем величии блестящей наготы

Я видел меж дерев над ясными водами.

С продолговатыми, бесцветными очами

Высоко поднялось открытое чело, —

Его недвижностью вниманье облегло,

И дев молению в тяжелых муках чрева

Внимала чуткая и каменная дева <...>

Пр-ие пластического искусства - соединение жизни и смерти, статики и динамики. Невозм-но уловить, когда камень оживает, а потом вновь застывает...

Искусство, любовь, природа, философия, Бог — все это проявления красоты => лирика Фета не поддается тематической классификации на пейзажную, любовную, философскую и т. п.

Эмоц.состояние лир.«я» не имеет ни четкой внешней (социальной, культурно-бытовой), ни внутр.биографии и вряд ли может быть обозначено привычным термином лир.гер.

Состоянием лир.«я» - преклонение перед неисчерпаемостью мира и ч-ка, умение ощутить и пережить увиденное как бы впервые.

Сюжеты часто происходят от незначительных событий. Связи между отдельными образами ст-ия не подчиняются логике метафорических сцеплений => пародии. Вот, например, пародия Д. Минаева:

Тихая звездная ночь

Друг мой, чего я хочу?

Сладки в сметане грибы

В тихую звездную ночь.

Друг мой, тебя я люблю,

Чем же мне горю помочь?

Будем играть в дурачки

В тихую звездную ночь. <...>

и т. д.

«Неясность» стихов ~ муз. композиции, полнота чувств и мыслей ~ внутр.музыка.

«Импрессионизме» лирики: стремление воплотить в сюжете цепь мгновенных, сиюминутных впечатлений и порождало отрывочность накладываемых образов-«мазков».

Синтаксис - серии назывных предл-ий.

Воплощение смутных душевных движений. Поэт подчеркивает бессознательность описываемых состояний. О том свидетельствует обилие «что-то», «как-то», «какие- то» и т. д.

Метафора, эпитет ~ целостное восприятие мира (неск.органами чувств).

Происхождение лирики от музыки — «языка богов» => изощренная интонационная организация:

• рифмовка с неожиданным сочетанием длинных и коротких стихов ( «Напрасно! // Куда ни взгляну я...», 1852)

• эксперименты с новыми размерами ( «Свеча нагорела. Портреты в тени...», 1862 - в четных стихах появляется тонический размер — дольник);

• звуковая инструментовка стиха («Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом» и др.).

Лирика «импрессионистична», сколь и удивительно пластична в своей зримой вещественности и конкретности.

Пейзаж: поэт любит изображать времена года в переменных климатических сроках и периодах.

Названия свидетельствуют о внимании к погодным приметам: «Жди ясного на завтра дня...» (1854), «Степь вечером» (1854), «Первая борозда» (1854), «Туманное утро» (1855—1857), «Приметы» (середина 1850-х годов) и т. д. Есть и стихотворения, посвященные отдельным растениям, деревьям, цветам: «Осенняя роза» (1886), «Роза» (1864), «Сосны» (1854), «Ива» (1854), «Одинокий дуб» (1856), «Георгины» (1859), «Цервый ландыш» (1854), «Тополь» (1859).

Русская поэзия до Фета, где обращено внимание лишь на традиционные образы птиц с их устоявшейся символической окраской (орел, ворон, соловей, лебедь, жаворонок), поистине не знала такого свода.

Мгновенные впечатления воплощаются в наглядно-зримую образную форму.

ВЫВОД: «неясность» у Фета своей вполне реалистическая. Поэт не тонет в многозначности своих ощущений, а дает им выразительную словесную форму, целомудренно останавливаясь на пороге невыразимости.

С 1860-х годов - трагизм.

Гармония природы ~ несовершенство и эфемерность жизни. «Вечность мы, ты — миг» —соотношение между красотой мироздания и земным бытием.

Апокалиптические настроения

Одиночество ч-ка

Обманчивость гармонии в природе, за которой таится «бездонный океан» («Смерть», 1878), Сомнения в целесообразности человеческой жизни: «Что ж ты? Зачем?» («Ничтожество», 1880)

2. Сб. «Вечерние огни» (1882 г.)

Человек томится разгадкой высших тайн бытия — жизни и смерти, любви и страдания, «духа» и «тела», высшего и чел. разума. Он сознает себя заложником злой воли бытия: жаждет жизни и сомневается в ее ценности, страшится смерти и верит в ее целительность и необходимость.

Лир.«я» обращается к вечности, к просторам Вселенной.

Космическая образность сближает позднюю лирику Фета с худ.миром Тютчева.

Напевную интонацию стихов 1850-х годов сменяют риторические вопросы, восклицания, обращения.

Свой трагический пессимизм поздний Фет стремится зако-

Системой логических формул, зачастую взяв в союзники А. Шопенгауэра, лир.герой стремится побороть свой страх перед смертью и бессмысленностью существования, обрести внутр. свободу

Ст-е «Никогда»: гротеск - воскрешение лир.«я» к «вечной жизни» в мире, где потух божеств.огонь:

...Кому же берегу

В груди дыханье? Для кого могила

Меня вернула? И мое сознанье

С чем связано? И в чем его призванье?

Куда идти, где некого обнять,

Там, где в пространстве затерялось время?...

Ненормальное подается как обычное.

ЛЮБОВЬ дарует воскресение и новую жизнь. Евангельские мотивы и образы проникают в любовный

цикл. «Свет» любви ~ божеств.свет.

Огонь (и его производные — луч, свет, блеск и т. п.) для Фета — стихия очистительная, надчеловеческая и человечная одновременно. Огонь проявляет божественное в тленном («Этот листок, что иссох и свалился, — // Золотом вечным горит в песнопенье...» — «Поэтам», 1890) и, напротив, земное — в божественном («Под сенью ласковых ресниц // Огонь небес- ный мне не страшен» — «Ты вся в огнях...», 1886).

Наши рекомендации