Своеобразие конфликта в драме Островского «Гроза»

Кулигин – если бы пьеса была классицистической, он был бы резонёром, авторским рупором, самым разумным героем.

Вместо бывшего «резонёра» Острвоский ставит полубезумца, пророка, предвещающего новые Содом и Гоморру. Он живописует «жестокие нравы» в стилистике апокрифа, исследователи не раз отмечали, что неясно по синтаксическим конструкциям – это взяточники-чиновники или сами бесы «руками плещут», «водят», «волочат».


Великая драма – это всегда мистерия, разворачивающаяся и на небе, и на земле.

О разного рода небесных знамениях упоминается чуть не на каждой странице. И Кулигин с кометой и северным сиянием, и Феклуша.

Авторская ирония: Феклуша уверяет, что «время-то в умаление стало приходить», а Кулигин хочет строить громоотводы и солнечные часы. Это две крайности: вера в нелепость <=> вера в спасение мира научными теориями.

«Тема рока»: голос из толпы – «коли кому на роду написано, так никуда не уйдёшь».

Вывод: Кабаниха – «Надо жить-то так, чтобы всегда быть готово ко всему».

Катерина ещё до Бориса боится, что смерть застанет, «как ты есть, со всеми твоими грехами»

Тема социального и семейного деспотизма локализация в «земном» слое пьесы. Хотя явной оппозиции нет: Катерина не является семейным тираноборцем.

Добролюбов использовал библейское выражение «тёмное царство» и это как раз тот сакральны уровень, на котором должно рассматривать пиесу.

«Мистериальная» подсветка пьесы:

1) Космически-пейзажный фон

2) Система мифологических текстовых сигналов

3) Система персонажей

Сюжет об искушении Катерины – возвышенно-трагическая судьба <=> грубый юмор Дикого, нелепые россказни Феклуши.

Глупые мысли жителей о геене огенной, пререкания Дикого с Кулигиным по поводу громоотвода, сцены, в которых Кулигин обсуждает с Борисом нравы Калинова – интермедии, вставные бытовые эпизоды, всего лишь фон к мистерии.

Дикой, Феклуша, Глаша, Шапкин, Кудряш, Кулигин в конфликте не участвуют.

Главная тема: предстояние человека перед Богом.

Главный конфликт: в душе Катерины - измена мужу, с точки зрения православной Катерины – почти отказ от Бога, святотатство, разрушение малой домашней церкви – христианской семьи.

«Уж душу-то свою я уже погубила».

В «Грозе» большую роль играет мифологема птицы как символа души. «Отчего люди не летают как птицы» - это, оказывается, о метафизической тоске по миру горнему.

*Во сне Катерина видит голубя-соблазнителя: извращение христианской символики. Это наказуемо, и закономерно будто бы заканчивается уходом по реке в «нижний мир».

На стене в развалинах нарисована геена огненная. Мифологема огня прослеживается и далее: герои «Грозы» страдают труднообъяснимой пироманией, то и дело говорят о пожарах, ключ «жжёт» Катерину.

Надежда на Спасение: смерть Катерины наступает не от воды, а от удара о якорь, символ надежды и Богородицы.

Бредятина, имхо: прочие персонажи – два античных полухора, две половины души Катерины.

1. «Самодуры» - не боятся божественного гнева. Своевольцы. Главный – Дикой, далее Варвара, Кудряш, Кулигин, предлагающий спасаться от гнева Бога с помощью громоотвода. «С самодурами у Катерины много общего, ведь и она хочет гулять на воле, уплыть за Волгу и летать как птица».:)

2. «Домостроевцы», приверженцы старины. Главная – Кабаниха. Она «пилит» родных не по злобе, а чтобы конец света не наступил (всенепременнейше наступит, если домочадцы отойдут от древнего миропорядка). Катерину живой в землю хочет закопать тоже не по злобе, а по порядку. Далее – Феклуша, Глаша, калиновцы, Борис.

По дефиниции Добролюбова Катерина не луч, а полумрак, она половинчата.

В Грозе действие вспыхивает, как взрыв, возникший между двумя разными человеческими натурами. Особенно сильно в Грозе выражена проблема национальных культурных традиций . Не признавая допустимости изменений, развития и даже разнообразия явлений действительности, Кабаниха нетерпима и догматична. Она узаконивает привычные формы жизни как вечную норму и считает своим высшим правом карать преступивших в большом или малом законы быта. Являясь убеждённой сторонницей неизменности всего уклада жизни , вечности общественной и семейной иерархии и ритуальности поведения каждого человека, занимающего своё место в этой иерархии, Кабаниха не признаёт правомерности индивидуальных различий людей и разнообразия жизни народов. Всё, чем отличается жизнь других мест от быта города Калинова, Кабаниха считает неверным. Центр вселенной – благочестивый город Калинов, центр этого города – дом Кабановых. Всякое изменение представляется Кабанихе началом греха. Она поборница замкнутой, исключающей общение жизни. Она читает бесконечные наставления Тихону, к-ый уезжает и заставляет требовать от жены, чтоб она в окна не смотрела. Утратив непременный атрибут жизни – способность вилоезменяться, все обычаи и ритуалы, утверждаемые Кабановой, превратились в вечную, неживую, бессодержательную форму. Катерина же неспособна воспринимать обряд вне содержания. Религия, родственные отношения, даже прогулка по берегу Волги – для Катерины полно смысла. Из религии она извлекла обострённое чувство нравственной ответственности, но форма церковности ей безразлична. Она молится в саду среди цветов, а в церкви она видит не священника и прихожан, а ангелов в луче света, падающем из купола. Из искусства, древних книг, иконописи она усвоила образ, виденные ею на миниатюрах и иконах. Катерина несёт в себе творческое, вечно живое начало, порождённое непреодолимыми потребностями времени, она наследует творческий дух той древней культуры, к-ую стремится превратить в бессодержательную форму кабаниха. Катерину на протяжении всего действия сопровождает мотив полёта, быстрой езды. Она хочет летать, как птица, и ей снятся сны о полёте, она пыталась уплыть по Волге, а в мечтах видит себя мчащейся на тройке. И к Тихону, и к Борису она обращается с просьбой взять с собой цели. «Гроза» была совершенно новым явлением в русской драматургии, невиданной до того народной драмой, привлекшей к себе внимание общества, выразившей современное его состояние. *Дикой - законченный тип купца- самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал.



Наши рекомендации