Крестьянин в «Записках охотника»
«Мне все-таки моя Русь дороже всего на свете...»
Главы: Бежин луг. Бирюк. Бурмистр.Чертопханов и Недопюскин
Два помещика. Ермолай и мельничиха. Гамлет Щигровского уезда
Хорь и Калиныч. Петр Петрович Каратаев. Касьян с Красивой мечи
Конец Чертопханова. Контора. Лебедянь. Уездный лекарь
Лес и степь. Льгов. Малиновая вода. Живые мощи
Однодворец Овсянников. Певцы. Мой сосед Радилов
Смерть. Стучит! Свидание. Татьяна Борисовна и ее племянник.
Когда в 1852 «Записки охотника» вышли отдельным изданием, это стало не только литературным событием, они сыграли заметную роль в подготовке общественного мнения к будущим реформам. И.С. Аксаков увидел в книге Тургенева «стройный ряд нападений, целый батальный огонь против помещичьего быта России». Цензор, пропустивший книгу в печать, был отстранен от должности, хотя все рассказы прежде (кроме «Двух помещиков») прошли через цензуру.
В некоторых рассказах не говорится о крепостном праве в принципе, просто рисуется тип крепостного человека, он более «человечен», чем помещик. Детский крестьянский мир («Бежин луг»): естественность природы (с детства крестьяне на лугу), суеверия в семьях; образ Павлуши, который спокойно готовился встретить волка.
Посетители кабака («Певцы») – тоже естественность, природность, павшие люди, ищущие низменных наслаждений, стремятся все-таки к высокому (« Особенно поражала меня в нем смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства, -- смесь, которой я не встречал ни в ком другом» - об одном из посетителей) – ср. с барским покоем Ивана Никифоровича. Поражает образ народного певца Яшки Турка, который “пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким. Русская, правдивая, широкая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны»; гоголевский уголок в «Старосветских помещиках» - только разговоры о том, «чего бы такого покушать?»;
представитель поэтического начала народной жизни «юродивый» («Касьян с Красивой Мечи»): карлик с способностью не думать о завтрашнем дне, с детской привязанностью к животным, но при этом он способен думать масштабно – так, он переживает, что охотники убивают «тварей»: «кровь – святое дело! Кровь от свету прячется… Великий грех показать свету кровь – ох, великий» - в этом «юродивом» человеческого гораздо больше, нежели в Пеночкине, который приказывает выпороть слугу за ненагретое вино за завтраком («Бурмистр»), или же Мардария Аполоныча Стегунова, который с добренькой улыбкой повторяет, ударяя розгами слугу, «чуки-чуки-чук!» («Два помещика»). Юродивый Касьян стремится из «темноты» (его перевели в «непривольное место») на простор – «и туда и сюда, вплоть до теплых морей с сладкогласными птицами, с золотыми яблоками на серебряных ветках и довольством и справедливостью для каждого человека» + сочувствие: «много, - тужит он, - других крестьян в лаптях ходят, по миру бродят, правды ищут… да! а то что дома-то, а? Справедливости в человеке нет, вот оно что..». «Справедливости в человеке нет» - вот чем заканчивает Касьян, и в этом можно найти некие кроткие отголоски дерзкого желания отмены крепостного права. Ему можно противопоставить безответного, романтически привязанного к хозяину Калиныча, он так говорит своему другу, народному реалисту Хорю про помещика: «Уж ты его у меня не трогай!» (помещика Полутыкина), и когда Хорь его спрашивает «а что же он тебе сапогов-то не сошьет?», Калиныч спокойно отвечает: «Эка, сапоги! на что мне сапоги? Я ж мужик». Полутыкин о Калиныче: «Усердный и услужливый мужик.». Личность «себе на уме» - Хорь, он смог добиться сапог и себе, и детям, но при этом он так и не выкупился на волю. Интересно, что лишь единицы из крестьянских персонажей "Записок…" заняты всерьез делом, продуктивным трудом. Таков - из немногих - Хорь. Но ведь и он "маргинал"! Ушел куда-то на болота, там увлеченно трудится со своими могучими сынами. Он "человек положительный, практический, административная голова, рационалист". Но и его кренит в сторону Калиныча, "идеалиста", "романтика", человека "восторженного и мечтательного". Очень склонен Хорь затянуть, под балалаечный аккомпанемент Калиныча, жалобным голосом любимую "Доля ты моя, доля!"
Женская участь еще хуже. Ими пользуются, как хотят. У них нет права отказаться от приглашения помещика служить у него. Эта деталь раскрывается в сцене, в которой господин Зверков поясняет рассказчику о том, почему его жена не держит замужних горничных."Малиновая вода" примечательна тем, что в ней упоминается понятие вольноотпущенный крестьянин. Тургенев здесь хотел вспомнить или отметить указ Александра I "О вольных хлебопашцах", изданный в 1803 году. Самое главное, что крестьянин все равно живет у помещика, но уже другого. Данная деталь показывает непрочность непродуманность предыдущих решений крестьянского вопроса. Юридическая незащищенность крестьян открывается в последней сцене "Малиновой воды", в которой бедняк Стас повествует о своем прискорбном положении. После смерти сына он больше не был в состоянии выплачивать оброк один и поэтому просил хозяина сократить оброк или пересадить на барщину, но тот отослал его к приказчику, а тот, в свою очередь заявил, что с крестьянина еще причитается.
«Уездный лекарь»: лекарь утверждает, что если крестьянин ведет себя нахально и одет прилично, то хозяин его владеет хорошим имением и сам состоятелен: "Коли кучер сидит князем, да шапки не ломает…смело бей на две депозитки".
В "Льгове" еще больше отражено унижение человека. Все это мы видим в судьбе Сучка. За свою жизнь он побывал в услужении у разных хозяев, и кем только они его не назначали. Он был и рыболовом, и кучером, актером, сапожником и т.д. Один раз его даже звали не по родному имени. Удивительно, но, ни к одной из приписанных ему профессии Сучок не был приспособлен. Он просто пытался четко следовать тому, что говорят. Это атрофировало его способности к труду, что и видно в рассказе. Сучок предстает перед нами абсолютно недееспособным к какой-либо работе. Он не в состоянии что-то правильно сделать. Таким образом, можно сказать, что вольная эксплуатация крестьян помещиками ведет к спаду трудоспособности рабочей силы. А это уверенно вело к запустению помещичьего хозяйства.
В рассказе "Бурмистр" показана реальная картина жестокого обращения с крестьянами. Хозяин вверил свою землю в управление бурмистру Софрону. Он доволен работой своего человека. Однако реальной картины помещик вовсе не видел по причине того, что каждый раз в день его приезда в свои владения бурмистр тщательным образом прятал неугодных людей. Однако в рассказе описан момент, когда все следы не удалось замести Софрону. Крестьянин все-таки дождался встречи с барином. Бедный мужик жалуется господину на бедное проживание и ужасные проделки бурмистра. Хозяин не может поверить, что назначенный им человек станет устраивать такое, поэтому весь гнев достается крестьянину. Лишь в конце рассказа нам открывают истинное лицо "добропорядочного" чиновника: "Крестьяне ему кругом должны; работают на него словно батраки: кого с обозом посылает, кого куды…затормошил совсем".
Сумасбродство помещиков продемонстрировано в "Чертопханове и Недопюскине". Речь идет об отце Чертопханова, ужасной личности. Свои архитектурные задумки он осуществлял с домами крестьян. Заставлял их учить наизусть статьи. А самый бесчеловечный поступок, обрисованный в рассказе, это его идея пронумеровать крестьян. Из этого видно, что крестьянин не считался человеком.
Рассказ "Живые мощи" продолжает эту тему. Старуха Лукерья вынуждена в тишине ждать своей смерти. От ее лечения отказались, потому что ни одно средство не помогало, а оставлять в услужении недееспособную женщину не имело смысла. И она умирала в одиночестве, смиренно молясь.
Антикрепостнический пафос "Записок охотника" заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в "Записках охотника" - крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека. В "Записках охотника" Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от "Записок охотника" идут не только к "Запискам из Мертвого дома" Достоевского, "Губернским очеркам" Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу "Войны и мира" Толстого.
Белинский о Записках: «Автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил».
+ средства: олицетворения (Хорь олицетворяет основу жизни, «прозу жизни»), гиперболы ( -- Чего вам угодно? -- спросил он меня.
-- Обсушиться.
-- Здесь не место.
-- Я не знал, что здесь контора; а впрочем, я готов заплатить.
-- Оно, пожалуй, можно и здесь, -- возразил толстяк, -- вот, не угодно ли сюда. (Он повел меня в другую комнату, только не в ту, из которой вышел.) Хорошо ли здесь вам будет?
-- Хорошо... А нельзя ли чаю со сливками?
-- Извольте, сейчас. ) - человеческое отношение доступно только с помощью денег
для создания образа Бирюка (средства): обстановка («я посмотрел кругом – сердце во мне заныло, невесело войти в мужицкую избу»); прозвища («мастер своего дела», «ловок, как бес» - так говорят о нем крестьяне)
природа как средство: «гроза надвигалась» (драматизм положения крестьян), «туча медленно поднималась»
протретно-бытовые характеристики («Малиновая вода») при описании Степушки: «с. сидит и редьку гложет, или морковь сосет. лицо у него маленькое, глазки желтенькие, носик остренький» -> черты характера
Крестьянская тема до середины 40х годов затрагивалась преимущественно как тема крепостной интеллигенции. Жизнь народа у писателей натуральной школы – это прежде всего жизнь мелкого чиновничества («мал.чел.») и городского простонародья. Первыми непосредственно о крестьянских героях начали писать в конце 40х годов Д.В. Григорович («Антон Горемыка», «Деревня») и Т. Сам Т. отдавал пальму первенства в открытии этой темы Григоровичу.
Проблемы общественно-политического (a la «Кап. Дочка», бунт, участие народа в жизни гос-ва) и этического характера. Проблемы креп.права, рабства, нравственный аспект – превращение человека в собственность, в преждмет купли-продажи и эксплуатации. «ЗО» стали своеобразным портретом нации и национальной культуры. На 1м плане описание крест.быта, их характеров, конкретных судеб. Новое отношение к крестьянству. Не столько сословное в крестьянине, сколько человеческое, интерес к личности, индивидуально неповторимому характеру. «Хорь и Калиныч»: один герой – рационалист, прагматик, хороший хозяин, другой – романтик, мечтатель, поэт. Натура. Но м\у ними нет антагонизма, повествователь не без удивления описыает их трогательную дружбу.
Каждому герою соответствует тип пейзажа, и он как бы вписан в него(за исключением некоторых персонажей, которые находятся в постоянном движении – Ермолай, Касьян). Очерк «Лес и степь», которым завершается книга, служит своеобразной композиционной и смысловой параллелью к первому очерку. Хорь – человек леса, символизирующего оседлость, укорененность в жизни, Калиныч – человек степи, воплощающий простор, мечтания, неясную тоску по идеалу, т.е. «романтизм» и поэзию. Пейзаж у Тургенева несет не только философскую нагрузку, это и образ национальной природы, национального ландшафта, являющийся связующим звеном между бытовой, философской и национальной проблематикой. Образы крестьян важны и как «крестьянская масса», хотя крестьяне, бесспорно, главные герои цикла, в чём и состоит принципиальная новизна книги, но предметом изображения является и неразрывная связь крестьянина и помещика. Россия со всей сложностью насущных вопросов и задач, стоящих перед ней, теперь показана как Россия прежде всего крестьянская, и решение любой проблемы в «Записках» соотнесено с проблемой крепостного права. Крестьянство предстает у Т. как духовная опора нации, хранитель национального характера, как сила, обусловливающая судьбу государства, судьбу русского духа.
Кр-не противопоставлены помещикам, пользующимся благами цивилизации, образования, что, казалось бы, должно делать человека гуманным, удаляя его от первобытного варварства, дикости и жестокости. На самом же деле это далеко не так. В очерке «Бурмистр» мы видим помещика Пеночкина – англомана, просвещенного ценителя изящества, комфорта. Однако за внешностью джентльмена скрывается бездушный человек. Именно крестьяне наделены гуманностью, такими чертами, как уважение к чел.личности, милосердие.
Для Т. важно не только то, что некоторые помещики являются недостойными людьми, но и то, что само крепостное право как институт представляет собой абсолютное зло. Самые лучшие, талантливые крестьяне гибнут или спиваются без каких-либо конкретных причин. Их жизненная трагедия не зависит прямо от личности помещика. Креп.право создает убийственную атмосферу для всего талантливого, неординарного. (и на помещиков такое же воздействие). Освобождение от креп. Права необходимо для нации, её прогресса и развития творческих сил.