Литературно-жанровое разнообразие изучаемой эпохи.
Жанр определяется углом зрения на действительность, который зависит от личностной особенности автора =>
Система жанров меняется, т.к. меняется взаимоотношения человека и общества.
Уходят на периферию физиологические и нравоописательные очерки (нат.школа и зап.охотника).
Однако, у них были преемники – очеркисты, вполне оригинальные: Успенский, Решетников («Подлиповцы»), Помяловский, Слепцов, Левитов («Беспечальный народ»)
Подъём лирической поэзии в 1854-63:
томик лирики Тютчева, оценённый Тургеневым, Толстым, Добролюбовым, Фетом.
Лирические сборники Майкова, Полонского,
Сборник Некрасова, открывавшийся «Поэтом и гражданином»,
Сборник Фета
Нарастающая автомизация личности =>рост драмы
1860-е – рост драмы - Островский
Особые спортивные достижения – в мемуарном жанре – «Литературные воспоминания» (1861) И.И.Панаева, «Былое и думы» Герцена
Тем временем ситуация патриархального кризиса наиболее плодотворной оказалась для русского романа.
И это ок, ибо ещё Белинский писал: роман – «наиболее удобная форма для поэтического представления отношений человека и общества» + мира дольнего и горнего.
Лирическая рефлексия и ежу доступна, для драмы достаточно людског антагонизма, а роман невозможен без автономной личности, ищущей естественного и гармоничного союза с обществом и миром. В России феодальной это допускалось лишь в порядке исключения.
Начало русскому художественному роману положено «ЕО», «Гнв», отчасти «Мёртвыми душами».
До 60-х:
Романы в строгом смысле – «Кто виноват?» Герцена, «Бедные люди» Достоевского, «Обыкновенная история» Гончарова. Всего-то ничего.
После 60-х:
Офигеваем. Четыре лучших романа Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»),
«Обрыв» Гончарова,
«Что делать?» Чернышевского,
«Преступление и наказание», «Идиот» Достоевского,
«Война и мир» Толстого.
До 1890-х годов – ведущее положение в русской литературе, обеспечил нам мировое признание.
Раннее творчество Тургенева
Первыми литературными опытами были романтические стихотворения и драматическая поэма «Стено» (1834).
Тургенев печатает небольшие стихотворения в «Отечественных записках», а весной 1843 года выпускает отдельной книжкой, под буквами Т. Л. (Тургенев-Лутовинов), поэму «Параша». В 1845 году выходит тоже отдельною книжкою другая поэма - «Разговор»; в «Отечественных Записках» 1846 года (№ 1) появляется большая поэма «Андрей», в «Петербургском сборнике» Некрасова (1846) — поэма «Помещик»; кроме того, мелкие стихотворения Тургенева разбросаны по «Отечественным запискам», разным сборникам (Некрасова, Сологуба) и «Современнику».
С 1847 года Тургенев совершенно перестает писать стихи, если не считать несколько небольших шуточных посланий к приятелям и «баллады»: «Крокет в Виндзоре». «Я чувствую положительную, чуть не физическую антипатию к моим стихотворениям», говорит он в одном частном письме, «и не только не имею ни одного экземпляра моих поэм — но дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете». Это суровое пренебрежение решительно несправедливо.
Поэма Тургенева «Параша» (1843) — одна из первых попыток в русской литературе обрисовать засасывающую силу жизни и житейской пошлости. Автор выдал замуж свою героиню за того, кто ей полюбился и наградил её «счастьем», безмятежный вид которого, однако, заставляет его восклицать: «Но, Боже! то ли думал я, когда исполненный немого обожанья, её душе я предрекал года святого благодарного страданья». После ее опубликования Т. сближается с Белинским и его питерским кружком (Григорович, Некрасов Н.А., Панаев)
«Разговор» написан прекрасным стихом; есть строки и строфы лермонтовской красоты. По содержанию своему эта поэма, при всём своём подражании Лермонтову — одно из первых в нашей литературе «гражданских» произведений, не в позднейшем значении обличения отдельных несовершенств русской жизни, а в смысле призыва к работе на общую пользу. Одну личную жизнь оба действующие лица поэмы считают недостаточной целью осмысленного существования; каждый человек должен совершить какой-нибудь «подвиг», служить «какому-нибудь богу», быть пророком и «карать слабость и порок».
Две другие большие поэмы Тургенева, «Андрей» и «Помещик», значительно уступают первым. В «Андрее» скучно описывается нарастание чувства героя поэмы к одной замужней женщине и её ответные чувства; «Помещик» написан в юмористическом тоне и представляет собой, по терминологии того времени, «физиологический» очерк помещичьей жизни — но схвачены только внешние, смехотворные её черты.
Одновременно с поэмами Тургенев написал ряд повестей, в которых тоже очень ярко сказалось лермонтовское и пушкинское влияние. Только в эпоху безграничного обаяния печоринского типа могло создаться преклонение молодого писателя пред Андреем Колосовым, героем повести того же названия (1844). «Андрей К.» - первый т. опыт в прозе. Автор выдаёт нам его за «необыкновенного» человека, и он действительно совершенно необыкновенный - эгоист, который, не испытывая ни малейшего смущения, на весь род людской смотрит как на предмет своей забавы. Слово «долг» для него не существует: он бросает полюбившую его девушку с большею лёгкостью, чем иной бросает старые перчатки, и с полною бесцеремонностью пользуется услугами товарищей. В особенную заслугу ему вменяется то, он «не становится на ходули». В том ореоле, которым молодой автор окружил Колосова, несомненно сказалось и влияние Жорж Санд, с её требованием полной искренности в любовных отношениях. Но только тут свобода отношений получила весьма своеобразный оттенок: то, что для Колосова было водевилем, для страстно полюбившей его девушки превратилось в трагедию. Не смотря на неясность общего впечатления, повесть носит на себе яркие следы серьёзного таланта. «Андрей» написан в духе натуральной школы
Вторая повесть Тургенева, «Бреттер» (1847). Герой повести Лучков своей таинственною угрюмостью, за которою чудится что-то необыкновенно глубокое, производит сильное впечатление на окружающих. И вот, автор задаётся целью показать, что нелюдимость бретера, его таинственная молчаливость весьма прозаически объясняются нежеланием жалчайшей посредственности быть осмеянной, его «отрицание» любви — грубостью натуры, равнодушие к жизни — каким-то калмыцким чувством, средним между апатией и кровожадностью.
Содержание третьей повести Тургенева: «Три портрета» (1846) почерпнуто из семейной хроники Лутовиновых, но очень уж в ней концентрировано все необыденное этой хроники.
Интересно, что поэмы «Параш», «Разговор» и «Андрей» были одобрены Белинским.
Тургенев пробует свои силы и в драматургии, создавая пьесы «Нахлебник», «Провинциалка», Месяц в деревне». В них намечаются темы, к которым он обратится впоследствии: мимолетность человеческого счастья, причудливость судьбы. Пьесы с успехом шли на сцене. В конце 40х – он довольно известный писатель, но настоящий успех придет позже.