Каково значение гелиоцентрической картины мира, созданной И. Коперником
Николай Коперник (1473-1543)-известный ученый средневековья, написавший в 1530 году знаменитое сочинение «Малый Комментарий». В этом труде он изложил собственную теорию, по которой не Солнце вращалось вокруг Земли , а наоборот. Такая теория была революционной не только с точки зрения церкви- Земля и человек перестали быть главными во вселенной, - но и с точки зрения механики- никогда еще относительность движения не использовалась для решения конкретных задач. Коперник упростил схему планетной системы, по которой суточное движение неба объяснялось вращением Земли вокруг своей оси, годичное- обращением вокруг Солнца., а попутное движение звезд- разной угловой скоростью движения планет на своих орбитах.
Система Коперника была гораздо точнее птолемеевской. Кроме того, изменения системыне повлияли на результаты вычислений. Такая система получила название гелиоцентрической.
Таким образом труд Коперника стал основой для всей будущей науки. А чтобы построить систему Коперника, необходимо знать отношения расстояний всех планет до Солнца к среднему расстоянию от Земли до Солнца. Среднее расстояние от Земли до Солнца было названо астрономической единицей (ок. 150 млн. км). Остальные расстояния определяются по наблюдениям за планетами.
14. Что такое научная революция. Какие научные революции в истории общества вам известны.
Научная революция – радикальное изменение всех элементов научного знания (методов, теорий, норм и идеалов научности и т.д.), приводящее к смене научной картины мира, т.е. научных революций в истории принято выделять три:
- аристотелевскую, 4 в. до н.э.
- ньютоновскую, 17 в.
- эйнштейновскую, начало 20-го столетия.
Эти революции разбивают историю науки на три больших периода:
- доклассический (VI в. до н.э. – XVI в. н.э.)
- классический (XVII – XIX вв.)
- неклассический (XX в.).
Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры). В результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах великого древнегреческого философа Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве - главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики.
Важнейшим фрагментом античной научной картины мира стало последовательное геоцентрическое учение о мировых сферах. Геоцентризм (от греч. ge - земля и латин. centrum - центр) – теория, указывающая на центральное положение Земли во Вселенной (Аристотель – Птолемея).
Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века). Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Гелиоцентризм (от греч. helios - солнце и латин. centrum - центр) - теория, принимающая солнце за центр, вокруг которого происходит движение планет. Этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта и И. Ньютон, который подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.
Основные изменения:
1. классическое естествознание заговорило языком математики. Античная наука полагала, что описание земных явлений возможно только качественно, т.е. нематематически. Новое естествознание сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма, величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях. Именно упор на строго объективную количественную оценку изучаемых объектов и принес естествознанию славу «точных наук».
2. Наука нового времени нашла также мощную опору в методах экспериментального исследования явлений. Это подразумевало активное, наступательное отношение к изучаемой природе, не просто ее созерцание и восприятие.
3. Классическое естествознание разрушило античные представления о космосе как вполне завершенном и гармоничном мире. На смену им пришла концепция - Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.
4. Все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целополагания были исключены из научной мысли. Утвердилась чисто механическая картина природы.
5. Установлена истинная картина природы, которую можно лишь подправлять в деталях, но радикально переделывать уже нельзя. При этом объект познания существует сам по себе, а субъект как бы со стороны наблюдает и исследует внешнюю по отношению к нему вещь (объект).
Итог – механистическая научная картина мира на базе экспериментально-математического естествознания.
Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила серия открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.
15. Расскажите о создании экспериментального естествознания
Эксперимент – такой метод первой ступени познания при котором целенаправленное исследование познания измеряет объект. В процессе научного познания выработаны различные виды эксперимента. Наиболее простым методом эксперимента является изолирующий эксперимент. В процессе этого эксперимента объект изолируется под внешними воздействиями. При этом ученые считали, что в результате изоляции получались более адекватные знания об объекте. Практика проведения такого эксперимента показала, что сама изоляция объекта исследования становится сильно воздействующим фактором и по минимуму; чем сложнее объект исследования, тем значительнее воздействие изоляции на этот объект. Академик Павлов, осуществляя этот эксперимент, столкнулся с тем, что изоляция существенно влияет на протекание физиологических процессов внутренних органов нервной системы.
Второй вид эксперимента – аналогический. Сущность этого эксперимента состоит в том, что объект разлагается; каждый новый объект исследуется сам по себе, а затем суммируется полученная информация. 200 лет этот эксперимент был ведущим, но потом обнаружили его ограниченность: он не дает нам адекватного знания об исследовании. Причина состоит в том , что в ходе этого эксперимента мы разрываем связь между компонентами объекта. Между тем эти связи порождают такие свойства исследуемого объекта, которые отсутствуют у элементов или компонентов в Þ возникает третий вид эксперимента – производящий. Суть его заключается в том, что из элементов, образующих объект, воспроизводится сам объект, но если мы можем в лабораторных условиях воспроизвести объект, то тем самым, имеем право утверждать, что мы правильно познаем объект. Практика показала, что успешное проведение воспроизводящего эксперимента предполагает наличие теории соответствующего объекта. Поспешное воспроизводящего эксперимента предполагает наличие теории как класса объекта. В противном случае экспериментатор вынужден пользоваться методом проб и ошибок. Воспроизводящие эксперименты не всегда возможны, это происходит всегда, когда мы исследуем очень масштабный объект либо очень сложный объект, типа мозг человека. Не случайно возникает еще один вид эксперимента – модельный эксперимент. Само название говорит о том, что исследователь экспериментирует не с оригиналом, а с его моделью. Простейшим случаем такого эксперимента является изменение размеров того или иного размера (например корабля). Чтобы могли переносить знание, полученное нами в ходе эксперимента. С моделью необходимо, чтоб между моделью и оригиналом было сходство, чтобы они были подобны друг другу. Теорию подобие начал создавать Ньютон, но применительно к механическим взаимодействиям и моделям. В качестве критерия подобия на современном уровне эмпирические познания являются общностью математических уравнений. Одни и те же уравнения равным образом должны описывать как модель, так и оригиналы. Установление этого критерия подобия привело к созданию имитационного моделирования. Суть его в том, что мы разрабатываем программы решения уравнений, вводим в машину и получаем необходимую информацию. Т.к. здесь мы имеем дело с символами и знаками, следовательно эксперимент называется имитационным.