Тема 32. Философия жизни. Герменевтика
Контрольные вопросы к занятию
1. Почему учение Ницше получило название «философия жизни»?
2. Опишите суть основных понятий философии Ницше: декаданс, нигилизм, переоценка всех ценностей, воля к власти.
3. Каков основной вклад Ницше в теорию познания?
4. Почему антихристианское учение Ницше было положительно оценено некоторыми христианскими философами?
5. Какие положения философии Ницше получили разитие в «философии жизни»?
6. Что такое «герменевтическая проблема»?
7. Как понимает Шпенглер метод работы историка?
8. Какова, по Бергсону, роль интуиции и рассудка в познании?
Литература
Основная
Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 556-630.
Ницше Ф. Антихрист // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 631-692.
Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.
Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2001.
Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1-2. М., 1998.
Дополнительная
Делез Ж. Бергсонизм // Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. Критическая философия Канта. Бергсонизм. Спиноза. М., 2001. С. 229-324.
Делез Ж. Ницше и философия. М., 2004.
Лосский Н.О. Интуитивная философия Анри Бергсона. П., 1922.
Освальд Шпенглер и "Закат Европы" / Ред. О.А. Воробьев. М., 2000.
Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 143-176.
Чанышев А.Н. Философия Анри Бергсона. М., 1960.
Юнгер Ф. Ницше. М., 2001.
Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.
Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. М., 2004.
Bollnow O. F. Dilthey. Stuttg., 1955.
Gouhier H. Bergson et le Christ des Evangiles. Paris, 1961.
Kaufmann W. Nietzsche: Philosopher, Psychologist, Antichrist. Princeton, 1950.
The Cambridge Companion to Nietzsche / Ed. by B. Magnus, K. Higgins. Riverside, Austin. 1996.
Vieillard-Baron, J-L. Bergson, Paris, 1991.
Тема 33. Феноменология
Контрольные вопросы к занятию
1. Почему, по Гуссерлю, позитивизм с его психологизмом антинаучен?
2. Охарактеризуйте основные понятия феноменологии: естественная и феноменологическая установка, феноменологическая редукция, эпохе, интенциональность сознания, ноэсис и ноэма.
3. Почему Гуссерль подверг критике науку, хотя она переживала период своего бурного развития?
Литература
Основная
Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос, 1911, кн.1.
Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. 1991. № 2. С. 6-30.
Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1. Пролегомены к чистой логике. СПб.. 1995.
Дополнительная
Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск, 1999.
Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск, 1996.
Marbach E. Das Problem des Ich in der Phanomenologie Husserls. The Hague, 1974.
Stroker E. Husserl's Transcendental Phenomenology, Stanford, 1993.
The Cambridge Companion to Husserl / Ed. B. Smith, D. W. Smith. Irvine, Buffalo, 1995.
Тема 34. Экзистенциализм
Контрольные вопросы к занятию
1. В чем причина несогласия Кьеркегора с Гегелем?
2. В чем отличие экзистенциальной истины от научной?
3. Что такое «телеологическое устранение этического»?
4. Почему феноменология стала одним из источников экзистенциализма?
5. В чем причины популярности экзистенциализма в середине XX века?
6. Почему Хайдеггер отказывается от категорий в пользу экзистенциалов?
7. Как понимать фразу Сартра: «Человек обречен быть свободным»?
Литература
Основная
Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 23-100.
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 22-112.
Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм // Гибель богов. М., 1989. С. 319-344.
Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 192-220.
Хайдеггер М. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 16-27.
Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 28-98 (1-я часть).
Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 420-508.
Дополнительная
Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.
Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С.Кьеркегора. М., 1970.
Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры (критика философии М.Хайдеггера). М., 1963.
Современный экзистенциализм. М., 1966.
Типсина А.Н. Философия религии К.Ясперса. Критический анализ. Л., 1982.
Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М., 1992.
Hannay A. Kierkegaard. London, 1982.
The Cambridge Companion to Heidegger / Ed. Ch. Guignon. Vermont, 1993.
The Cambridge Companion to Kierkegaard / Ed. A. Hannay, G. D. Marino. Minnesota, Oslo, 1998.
The Cambridge Companion to Sartre / Ed. C. Howells. Oxford, 1992.
Widmer Ch. G. Marsel et le theisme existential. P., 1971.