Время - форма бытия (или атрибут) материи, характеризующая длительность существования всех объектов' и последовательность смены состоянии.
Все свойства пространства и времени зависят от движения и структурных отношений в материальных системах и должны выводиться из них. Из свойств пространства и времени можно выделить всеобщие, проявляющиеся на всех известных структурных уровнях материи, и частные, а также особенные, присущие лишь некоторым состояниям материи и отдельным объектам.
К всеобщим свойствам пространства относится его неразрывная связь со временем и с движением материи, зависимость от структурных отношений в материальных системах. Всеобщим свойством пространства является также его протяженность, означающая рядорасположенность различных элементов (отрезков, объемов), возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего либо уменьшения числа элементов.
Пространству (точнее, пространственным свойствам материи) присуще единство прерывности и непрерывности. Прерывность относительна и проявляется в раздельном существовании материальных объектов и систем, каждая из которых имеет определенные размеры и границы. Но материальные поля (электромагнитные, гравитационные и др.) непрерывный, распределены в пространстве всех систем. Непрерывность пространства проявляется также в пространственном перемещении тел. Пространство обладает связностью, в нем отсутствуют "разрывы".
Пространству присущатрехмерность, которая органически связана со структурностью систем и их движением. Все материальные процессы и взаимодействия реализуются в пространстве трех измерений.
С протяженностью пространства тесно связаны метрические отношения, которые выражают особенности связи пространственных элементов, порядок и количественные законы этих связей. Наличие определенных метрических свойств у пространства относится к числу его всеобщих характеристик.
Из всеобщих свойств времени следует отметить его неразрывную связь с пространством и движением материи, длительность, асимметрию, необратимость,единство прерывности и непрерывности, связность,зависимость от структурных отношений в материальных системах.
Длительность выступает как последовательность существования материальных объектов, их сохранение в относительно устойчивой форме. Длительность образуется путем возникновения одного момента времени за другим благодаря конечности скорости изменения любых процессов.
Темы рефератов:
1. Пространство и время и их понимание в истории философии.
2. Проблема единства пространства и времени в философии и науке.
5. Деятельность как сущностная характеристика человека и ее виды. Социализация, образование, коммуникация.
Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом.
Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов
Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.
Подсубъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.
Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет, другой человек) или сам субъект.
Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.
Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат
Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.
Наиболее разработанная классификация потребностей человека принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей.
Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные.
По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.
Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда а как руководство к действию.
В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д.Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства). Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному. Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.
Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).
Темы рефератов:
1. Принцип деятельности в философии.
2. Своеобразие, структура и основные моменты деятельности.
3. Основные формы и типы деятельности.
6. Сознание, природа сознания, эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
Сознание – предельно широкая и глубокая по объему категория философии, обозначающая субъективную реальность, идеальное отражение человеком его мозгом и психикой внешнего мира. Духовный мир человека, его осознанное переживание собственного бытия в мире, отношение к внешнему миру.
При анализе феномена сознания еще в античные времена философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов. Ныне существуют различные подходы к философскому анализу феномена сознания, такие как материализм, идеализм, дуализм, гилозоизм, пантеизм.
С точки зрения современной науки, сознание – высший уровень духовной активности человека как социального существа и высшая форма отражения реальности в форме чувственных и мыслительных образов, придающее всем действиям человека, его практике и поступкам осмысленный, целенаправленный характер. Сознание, мышление, психика – это необходимое следствие лежащей в самом основании, фундаменте материи, способности отражения.
Отражение – это воспроизведение результатов взаимодействия в структуре взаимодействующих объектов. Отражение – процесс и результат активного взаимодействия отражаемого и отражающего. При отражении взаимодействующие материальные системы оставляют свой след, память о себе, друг в друге, существуют в дальнейшем не только “сами в себе”, но и “в другом”. С возникновением на Земле биологической жизни появляется качественно иной, новый вид универсального взаимодействия – адаптация живого организма, приспособление его к условиям окружающей среды.
Отражение на биологическом уровне, на уровне всего живого многообразия окружающего мира определяется целями живого организма и отличается избирательностью и информацией. Информация – это целесообразно упорядоченное отражение разнообразных явлений действительности, которое определяется целями отражающей системы, одновременно необходимой для достижения этих целей. Информация тесно связана с такими сторонами отражения, как активность, целеустремленность и целесообразность, адаптационностъ, избирательность и функциональность.
Результатом информационного отражения на уровне живого организма является появление у него раздражимости – способности к простейшим реакциям в ответ на воздействие биологически полезных или вредных факторов внешней среды при непосредственном контакте организма с ними. Раздражимость присуща всему живому: и растениям, и животным. На основе раздражимости формируется чувствительность – способность живого организма реагировать на изменения среды, не имеющие прямого биологического значения. Далее на основе головного мозга, центральной нервной системы и органов чувств, возникает психическая форма отражения. Центральная нервная система высших животных – это специальный отражательный аппарат, возникший у животных в ходе длительной эволюции и включающий рецепторы и мозговой центр, который в процессе функционирования осуществляет прием и переработку сигналов, информацию о внешнем мире, а также их сохранение организмом для дальнейшей жизнедеятельности – память.
Возникновение психических процессов связано с предметной деятельностью животных, которая и опосредует отношения живого организма с жизненно важными факторами внешнего мира и определяет структуру и объективное содержание психики.
Обладая сложным внутренним строением, структурой, иерархией типов, уровней и форм, человеческое сознание предстает как сложное организованное системное образование, все элементы которого тесно связаны друг с другом, оказывают друг на друга взаимное влияние, чем и обуславливают целостность и самосогласованность сознания и разума человека.
Ощущения. Человеческие ощущения, чувства и мышление – вот основные поставщики информации о внешнем мире. Осязательные, зрительные, звуковые, вкусовые ощущения позволяют субъекту ориентироваться в мире, обнаружить интересующий его объект, выделить его местоположение, получить информацию о цвете, запахе, вкусе, твердости, температуре и других качествах.
Восприятие. Следующий этап переработки информации субъектом – восприятие, в ходе которого достигается целостное постижение объекта, его пространственно-временных характеристик и сравнение идеального образа с самим материальным прообразом, т.е. с самим объектом восприятия. Благодаря мышлению, результатам ощущения и восприятия придаются смысл и значение, отыскивается подходящая понятийная форма.
Представление. Процесс чувственного отражения не ограничивается ощущениями и восприятиями. Высшая форма чувственного отражения – представление. Это образное знание об объектах, которые воспринимались нами в прошлом, но которые не воздействуют в данный момент на наши органы чувств. Представления возникают в результате восприятия внешних воздействий и их сохранении затем в памяти.
Память – это способность человека или человеческого общества сохранять и воспроизводить в настоящем прошедший опыт своей или чужой деятельности. Память человечества хранит опыт, информацию и историю всего предшествующего периода развития людей. Другая функция памяти – воспроизведение прошлой действительности.
Эмоции, воля, мышление. Эмоциональный компонент структуры сознания обуславливает положительное или отрицательное отношение к явлениям и событиям, отношение к ним с предубеждением или безразличием, побуждает личность убеждать, спорить, переживать, испытывать восторг, возбуждение. Успешная реализация эмоций тесно связана с волей субъекта. Волевые действия проявляются в тех жизненных ситуациях, когда личность должна сделать выбор, принять решение, а затем реализовать его. Без участия воли не обходится ни один акт сознания, она регламентирует человеческое поведение, направляет его на достижение искомых целей.
Мышление человека – процесс сложный и активный, включающий такие компоненты, как абстрагирование и обобщение, анализ, синтез, сравнение, аналогия, разумная постановка и решение самых различных по сложности, характеру и содержанию задач.
Сознание и подсознание. Помимо сознания, обладающего сложной и разветвленной, целостной структурой, на поведение человека, весь его духовный мир большое влияние оказывают бессознательные моменты и подсознание. Согласно современным научным представлениям, область подсознательной психической деятельности человека включает в себя те ощущения, восприятия, представления, которые не достигают порой сознания, когда человек смотрит на объект и не видит, не замечает его, слушает и не воспринимает услышанного. Область подсознательного обнимает собой такие формы духовного бытия, как сновидения, состояние гипноза, неосознанные желания, тревожные предчувствия, например, накануне неприятного события в жизни субъекта.
Среди самых разнообразных, сложных по структуре и содержанию функций, выполняемых разумом, сознанием, интеллектом личности, одной из основных, важнейших является функция самосознания, т.е. осознание человеком собственного бытия, уникальности, неповторимости собственной жизни.По своей сущности, самосознание личности есть органическое единство трех моментов: осознание человеком своего сходства и отличия от других людей, осознание своего отличия и сходства с другими материальными природными и социальными объектами и, наконец, возникающая на основе этого осознания оценка самого себя как субъекта жизнедеятельности. Основными элементами самосознания являются самоанализ, самонаблюдение, самопознание и самооценка.
Общественное сознание - духовная жизнь общества, представляющая собой знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религию, общественную психологию, которые являются отражением общественного бытия (материальные отношения людей к природе и друг другу, возникшие в процессе становления человеческого общества). Является отражением общественного бытия, развивается через сознание отдельных людей и обладает относительной самостоятельностью, оказывая обратное воздействие на общественное бытие.
Темы рефератов:
1. Происхождение и сущность сознания как философская проблема.
2. Феномен бессознательного, его место в духовном мире человека.
3. Проблема мышления в философии.
7. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания.
Теорию познания (или гносеологию) в общем виде можно определить как раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта – к объекту познания, выявляются условия достоверности и истинности знания.
Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – учение, слово и означает учение о знании, несмотря на то, что сам термин «гносеология» введен в философии сравнительно недавно (шотландским философом Дж.Феррером в 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. В последние десятилетия для обозначения теории познания часто используется принятое в англоязычных странах понятие «эпистемология». Этот термин происходит от греч. «эпистема» («знание», «наука»). В древнегреческой философии данное слово подчеркивало различие знания и конкретных форм и видов. Теория познания тесно связана с онтологией, диалектикой (учением о всеобщих законах развития бытия и познания), с логикой и методологией и философской антропологией.
Основной вопрос гносеологии звучит как «Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?». Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.
Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (греч. - недоступный познанию, непознаваемый). Агностицизм - учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Элементы агностицизма содержались в релятивизме ( от греч. - относительный – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов. Приняв тезис Гераклита о текучести, изменчивости всех вещей, Протагор полагал, что и знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать «двояко и противоположным образом». Поэтому нет ничего истинного, как нет и ничего ложного. Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности). Представитель скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни знание о них. Обманчивы не только чувства, обманчив и разум. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным — считали скептики. Скептицизм — необходимый элемент философии. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин.
Темы рефератов:
1. Особенности диалектико-материалистической теории познания.
2. Роль практики в процессе познания.
3. Соотношение рационального, иррационального, интуитивного в процессе познания.
4. Социальное познание и его специфика.
8. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность.
Непосредственная цель познания в любой его форме – истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Имеются разные понимания истины. Например, «истина – это соответствие знаний действительности» (или знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним); «истина – это опытная подтверждаемость»; «истина – это свойство самосогласованности знаний»; «истина – это соглашение». Первое положение является классическим. Его разделяли Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гольбах, Фейербах, Маркс и др. Из этого положения следует, что вопрос о соответствии утверждения (суждения) действительному положению вещей это вопрос о его истинности. Поскольку человек не располагает абсолютным знанием и истиной, но стремится к ним, то главная для него проблема – критерий истинности (критерий соответствия) его теорий, убеждений и суждений. Правда, данную проблему можно отвергать, занимая радикальную позицию агностицизма и скептицизма.
В истории философии было выдвинуто несколько концепций критерия истинности: критерий соответствия суждения (теории) фактам и критерий логической полноты и непротиворечивости. Если все суждения связаны логически необходимым образом, вытекают одни из других, не противоречат друг другу, не содержат смысловых разрывов (обладают полнотой), то они истинны.
Прагматический критерий отождествляет идею истины с эффективностью. «Если эффективно действует, значит истинно». Нет единой истины, у каждого она своя в меру того, насколько принятая система убеждений приводит к желаемому результату. Данный критерий касается только индивидуального опыта.
Критерий практики предлагает устанавливать соответствие не между знанием и действительностью, а между знанием и коллективным практическим опытом. Понятие «практика» выражалось через широкий спектр терминов: «действие», «деятельная жизнь», «опыт», «труд» и т.п. В процессе практики человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. Важнейшими формами практики являются: материальное производство – преобразование естественного бытия людей (природы); социальное действие – преобразование общественного бытия людей; научный эксперимент – активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.
К основным функциям практики, кроме того, что она выступает критерием истины, относятся следующие: практика является источником познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями; практика выступает как основа познания, его движущая сила; практика является опосредованно целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются, в конечном итоге, обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие.
Герменевтический критерий истины исходит из способности людей понимать друг друга и договариваться. В знании ровно столько истины, сколько удается передать всем другим людям (и именно в бесконечной перспективе). Онтологической основой данного критерия является понимание как способ человеческого бытия.
Основные свойства истины выражаются при помощи парных категорий, например: объективность – субъективность; абсолютность – относительность; всеобщность – конкретность. Так истинное знание – объективно, поскольку оно не зависит от мнения отдельного человека или конечной группы людей (т.е. истина объективна по содержанию). Но в то же время оно субъективно, поскольку является именно человеческим знанием. Истинное суждение – абсолютно, поскольку имеет содержание, которое не может быть исправлено дальнейшим развитием познания, но в то же время и относительно, ибо нет такого знания, которое не могло бы быть уточнено и дополнено. Таким образом, об абсолютной истине (абсолютное в объективной истине – устойчивое, неизменное) мы можем сказать то, что это гносеологический идеал, который недостижим, т.е. недостижимо полное, исчерпывающее знание о действительности. Абсолютными знаниями могут представляться знания об отдельных сторонах предметов, аспектах действительности. Истинное знание конкретно, поскольку всегда предполагает условия, при которых оно соответствует действительности, но в то же время оно носит всеобщий характер, поскольку предполагает, что конкретная ситуация соответствует всеобщему порядку. И хотя мы знаем, что в истинном знании имеются все эти противоположные определения, но в точности указать меру объективного субъективного, абсолютного – относительного, конкретного – всеобщего, не можем. В этом состоит проблемность или парадоксальностьили неразрешимость истинного знания. Когда знание забывает о своей проблемности, о существовании парадоксальной границы между его противоположными определениями, оно становится заблуждением, а еще далее – глупостью. Заблуждение – это «знание», не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение как теоретико-познавательный феномен следует отличать отлжи – преднамеренного искажения истины в корыстных интересах – и связанной с этим передачи заведомо ложного знания – дезинформации. Таким образом, заблуждения характеризуются свойством непреднамеренности.
Истина для человека выступает как ценность-Ценностьотношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным; объект, не удовлетворяющий требованиям, относится к плохим, или негативно ценным; объект, не представляющийся ни хорошим, ни плохим, считается безразличным, или ценностно нейтральным. Ценность как отношение соответствия объекта представлению о нем является противоположностью истины как отношения соответствия представления объекту. Истинностное отношение между мыслью и объектом находит свое выражение в описаниях, ценностное отношение - в оценках. В случае первого отношения отправным пунктом сопоставления утверждения и объекта является объект, в случае второго отношения таким пунктом служит утверждение.Между истиной и ценностью имеется определенная асимметрия. Во-первых, установление истинностного отношения мысли и действительности чаще всего особо не отмечается, установление ценностного отношения всегда требует специальных языковых средств: "хорошо, что человек - разумное животное". Во-вторых, слово "истинный" употребляется, как правило, только применительно к утверждениям; слово "хороший" нередко прилагается и к именам ("этот снег хороший", "хороший друг" и т.п.). В-третьих, если идея соответствует своему объекту, то истинной считается обычно идея; если же объект соответствует идее, хорошим считается сам объект. Эта троякого рода асимметрия говорит о том, что истинностное отношение между мыслью и действительностью в известном смысле более фундаментально, чем ценностное отношение между ними.
Познание – это процесс приобретения и развития знания, который прежде всего обусловлен общественно-исторической практикой. Основными понятиями для обозначения разных аспектов познавательного процесса являются знаниеи незнание. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Важно заметить, что знание является образом вещи или события, которым свободно и осознанно располагает человек. Осознанный характер знания возможен лишь потому, что знания существуют только на фоне незнания (любое знание появляется из незнания). Формой выражения незнания являетсявопрос. Только такая запечатленная информация становится знанием (т.е. тем, чем человек осознанно располагает), которая есть ответ на поставленный (пусть даже на неявно поставленный) вопрос. Осознанная граница между знанием и незнанием есть проблема. Таким образом, выявление и постановка проблемы – это выявление поля незнания.
Если знание есть результат познания, то суть познания (точнее, научного исследования) – метод. Именно метод получения знания делает их осознанными. Метод (от греч. methodos– букв. «путь к чему-либо) – «путь», способ познания. Метод определяет направление поиска, стратегию исследования. Вопрос о методе возникает сразу после постановки проблемы и, как правило, после выдвижения гипотезы – теоретического предположения о сущности предмета познания, т.е. когда очерчена область неизвестного. Каждый метод предполагает последовательное (методическое) использование основных категорий. Категории (греч. kategoria – высказывание, свидетельство) – форма осознания во всеобщих понятиях. Язык осуществляет первичный способ категоризации мира. В строгом смысле категории не есть понятия. Категории представляют и выражают устойчивые различия сущего, отношения между вещами. Понятияже – это языковая форма отражения сущности предмета. Категории и понятия – важные инструменты познания вообще, философского анализа также.
От метода отличают приемы, иногда способы или процедуры познания, которые хотя и базируются на методах, но не имеют прямого отношения к универсальным определениям сущего (предмета познания). К ним, относят измерение, сравнение, идеализацию и т.п. В познании есть такие ориентиры, которые не имеют отношения к самому предмету, находятся за его пределами, - это принципы познания. К ним, например, относятся требования строгости, доказательности, объективности, верифицируемости и пр. С методами неразрывно связаны средства научного познания (инструменты). К таким средствам прежде всего относят язык науки (язык описания), приборы, экспериментальные установки и пр.
Важнейшими категориями в гносеологии являются субъект и объект в познании. Субъект – источник и носитель активного отношения к объекту, это прежде всего человек – индивид, коллектив, социальная группа, общество в целом. Объект – то, что противостоит субъекту в его познавательной и практической деятельности (т.е. материальные и духовные явления); но объектом познания может быть и сам человек. Объект следует отличать от предмета познания. Предмет или «предметная область»– та совокупность свойств объекта, которая вычленяется познавательными или практическими средствами. Так, например, человек – объект исследования различных наук, но предметом психологии является психика человека, анатомии – различные органы и их системы, антропологии – проблема происхождения человека, истории – процесс развития человеческого общества и т.д.
Темы рефератов:
1. Критерии истины в процессе познания.
2. Проблема субъекта и объекта познания в истории философии.
3. Структура и методы познания.