Э. Резерфорд, Н. Бор, А. Эйнштейн

134. Важнейшие открытия периода неклассической науки:

2) открытие радиоактивности

Разработка принципа неопределенности

135. Онтологические принципы неклассической науки:

Релятивизм, индетерминизм, организованность и эволюционность систем и объектов

136.Научная картина мира, для которой характерны неустойчивость, нелинейность, необратимость:

Неклассическая

137. Установите соответствие между представителями науки и их открытиями: 1) А. Беккерель - 1; 2) А. Эйнштейн - 3; 3) Э. Резерфорд - 2; 4.) Л. де Бройль -4

1) радиоактивность

2) планетарная модель атома

3) теория относительности

4) корпускулярно-волновая теория

138. Философ, утверждавший необходимость рассмотрения процесса научного познания с учетом неявного знания:

М. Полани

139. Хронологически первый систематизатор и классификатор накопленного знания («зачатков», «зародышей» науки):

Аристотель

140. Философ и ученый, обозначивший «проблему демаркации» в науке:

К. Поппер

141. Понятие, введенное в философию науки И. Лакатосом:

Защитный пояс»

142. Понятие, введенное в философию науки Т. Куном:

Парадигма

143. Философы и ученые, представители «классического» позитивизма:

О. Конт, Дж. Милль

144. Укажите формы познания, относящиеся к рациональным:

Умозаключения, суждения, понятия

145. Укажите формы познания, относящиеся к теоретическим:

Проблемы

Гипотезы

Теории

146. Результатом согласия между учеными является философская концепция:

Конвенционализма

147. Направление в гносеологии, представители которого отрицают принципиальную возможность объективного познания мира – это...

ОТВЕТ:Агностицизм

148. Метод познания, в рамках которого предполагается мысленное или реальное расчленение предмета на составные части и их дальнейшее изучение по отдельности – это...

ОТВЕТ:Анализ

149. Представитель эмпирического направления философии Нового времени:

Ф. Бэкон

150. Античный философ, отождествлявший познание и припоминание:

Платон

151. Постижение истины, в рамках которого не требуется доказательств:

Интуиция

152. Методы познания, не относящиеся к теоретическим:

Сравнение

Наблюдение

153. Методы познания, не относящиеся к эмпирическим:

Формализация

Абстрагирование

154. Принцип методологии, согласно которому любое знание является относительным:

Релятивизм

155. Философ и ученый, обосновавший определяющую роль науки при переходе биосферы в ноосферу (сферу разума):

В.И. Вернадский

156. Важнейшее свойство научного знания (согласно концепции К. Поппера):

Фальсификация

.

157. Направление философии и методологии социально–гуманитарных наук, сформировавшееся на основе искусства и теории толкования текстов,– это...

ОТВЕТ: Герменевтика

158. Философ и естествоиспытатель, обосновавший актуальность экспериментально–индуктивной методологии в науке:

Ф. Бэкон

159. Автор работы «Всеобщая естественная история и теория неба»:

И. Кант

160. Соотнесите российских и зарубежных ученых-биологов и их открытия: 1.Дж. Уотсон- 1; 2. Д.И. Ивановский- 3; 3. В. Йогансон - 2

1) структура ДНК

2) популяции

3) вирусология

161. Ученый, создатель теории относительности:

А. Эйнштейн

162. Сфера бытия, изучаемая естественными науками:

Материальная реальность, существующая без участия человека («мир естественных вещей»)

163. Предметная сфера философии науки, изучаемая аксиологией:

Нормы и ценности науки

164. Американский философ – автор концепции постиндуст­риального общества – это...

ОТВЕТ: Белл

165. Автор концепции «методологического анархизма»:

П. Фейерабенд

166. Автор работы «Человек и машина»:

Н.Бердяев

167. Философ, выступавший с критикой объективизма с позиции феноменологии:

Э. Гуссерль

168. Тип объяснения в социальном познании, ориентированный на естественно–научную традицию и механические аналогии – это...

ОТВЕТ: Казуальный

169. Укажите автора, считавшего науку целостной человеческой инициативой:

Ст. Тулмин

170. Слово «наука» в переводе с латыни обозначает:

Знание

171. Тип мировоззрения, форма духовной культуры, направленная на постановку и анализ коренных вопросов взаимоотношений человека и мира – это...

ОТВЕТ: Философия

172. Принятие чего–либо за истину, не нуждающееся в полном подтверждении – это...

ОТВЕТ: Вера

173. Науки, не входящие в общепринятые классификации научного знания:

Антиобщественные

174. Важнейшим инструментом научного открытия, по мнению А. Пуанкаре является:

Интуиция

175. Трансцендентальная философия утверждает:

Знание интерсубъективно

176. Расположите представленные ниже концепции по хронологии:

1) конвенциализм (А. Пуанкаре) 2

2) психофизика (Э. Мах) 1

3) анархический плюрализм (П. Фейерабенд) 3

177. Средневековый философ–схоласт, полагавший, что философские и богословские истины несовместимы:

У. Оккам

178. Соотнесите концепции зарождения жизни и их авторов: 1. самозарождение жизни из живого вещества- 1; 2. Панспермия- 2; 3. биохимическая эволюция - 3

1) Парацельс

2) Г. Рихтер

3) А. И. Опарин

179. Научная рациональность, для которой характерна зависимость от средств и от специфики, используемых в научном исследовании операций:

Неклассическая

180. Тип научной рациональности, для которого характерно учитывание полученных знаний об объекте не только с учетом исследовательских средств и операций, но и ценностно–целевой ориентации ученого:

Постнеклассическая

181. Российский ученый, разработавший теорию ноосферы:

В.И. Вернадский

182. Соотнесите концепции взаимоотношения философии и науки с их представителями: 1. Натурфилософская - 3, 2. Позитивистская - 2, 3. Постпозитивистская - 1

1) Поппер, Кун, Лакатос

2) Конт, Спенсер, Милль

3) Платон, Аристотель, Гегель

183. Объект, создаваемый в виде подобия оригиналу (при использовании метода моделирования) – это...

ОТВЕТ: Модель

184. Предпосылки научной рациональности возникли в:

Древней Греции

185. Метод эмпирического исследования, позволяющий получать целенаправленное и организованное восприятие изучаемого объекта:

Наблюдение

186. Период «неклассической» науки:

2) конец XIX – начало XX в;

187. Для неклассической науки характерны следующие критерии:

2) признание относительности истинности теорий;

188. Тип мировоззрения, для которого характерно рациональное и систематизированное познание сущности процессов и явлений, выражаемое с помощью понятий, категорий, законов, теорий в абстрактно–логической форме:

Наука

189. Наиболее распространенная классификация современных наук:

Наши рекомендации