Раздел IV. Общество как саморазвивающаяся система
1. “Упорядоченная, самоуправляемая целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы”, — это определение:
цивилизации,
нации,
социальной системы,
общественно-экономической формации,
государства,
класса.
2.Социальная система обладает такими качествами, как:
сверхсложность,
иррациональность,
* наличие интегративного качества,
самоуправляемость,
устойчивость,
слабая предсказуемость развития,
иерархический характер.
3.Система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности – это …:
4.Производственные отношения – это отношения:
нравственные,
семейные,
* собственности,
идеологические,
потребления,
распределения,
управления,
политические,
правовые,
обмена.
5. … - это коренные качественные изменения в системе «наука – техника - производство» при ведущей роли науки. НТР
6.Для научно-технической революции XX в. как социального явления характерны такие особенности, как:
внедрение машин в производство,
научная революция опережает техническую,
наука является ведущим фактором производительных сил,
механизация производства,
замена функций интеллектуального труда,
локальный характер,
совпадение революций в науке и технике,
использование достижений науки и техники в отдельных отраслях,
служебная роль науки по отношению к производству,
глобальный характер,
замена функций физического труда.
7.Социальная сфера как подсистема общества включает такие элементы, как:
род,
племя,
партии,
народ,
классы,
государство,
творческие союзы,
нации,
страты,
профессиональные союзы.
8.Основные классообразующие признаки – это:
образование,
квалификация,
место в исторически определенной системе производства,
политические взгляды,
способ получения и доля общественного богатства,
положение в системе власти,
престиж,
отношение к средствам производства,
роль в общественной организации труда.
9.Наиболее важные признаки нации как социальной общности – это общность:
территории,
языка,
культуры,
религии,
экономических связей,
политических взглядов,
психологического склада.
10.Социальная мобильность – это:
переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса,
активные миграционные процессы в обществе,
возможность свободного передвижения по территории государства.
11.Политическая сфера как подсистема общества включает такие элементы, как:
сословия,
государство,
племя,
политические организации,
народ,
творческие союзы,
партии,
* нации,
общественные организации.
12.Основные признаки выделения страт – это:
отношение к средствам производства,
положение в системе власти,
+ социальный статус,
место в исторической системе производства,
* культурный уровень,
образ жизни,
профессия,
уровень дохода,
* образование,
+ роль в организации труда.
13.Формы политического режима – это:
монархия,
демократия,
конфедерация,
диктатура,
авторитаризм,
тоталитаризм,
республика,
федерация.
14.…. — это форма политического режима, которая основана на неограниченной власти класса или группы людей данного класса”. диктатура
15.Цивилизационная сущность государства состоит в:
+ подавлении эксплуатируемых,
защите интересов господствующих классов,
* регулировании общественных отношений в интересах всех социальных общностей,
охране частной собственности.
16.По типам государства можно разделить на:
феодальные,
тоталитарные,
рабовладельческие,
буржуазные,
правовые,
демократические,
авторитарные,
социалистические.
17. … режим — это система насильственного политического господства, характеризующаяся всеобъемлющим вмешательством бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизнь отдельных личностей. тоталитарный
18.Формы правления – это:
абсолютная монархия,
демократия,
унитаризм,
президентская республика,
диктатура,
авторитаризм,
федерация,
тоталитаризм,
конфедерация.
19.Установите соответствие между формами общественного сознания и их главными функциями:
1) Искусство.
2) Религия.
1) эстетическая,
2) мировоззренческая,
3) регулятивная,
4) методологическая,
5) нормативная,
6) познавательная,
7) прогностическая.
20.Общественная психология связана с:
классовыми и национальными интересами,
проникновением в общественное сознание теорий и идей, защищающих экономические интересы людей,
общественным сознанием, эмоциональной и волевой сферами.
21.Формы общественного сознания – это:
* философия,
культура,
* мораль,
* право,
* религия,
общественная психология,
искусство,
идеология.
22.Сфера духовного бытия общества, выполняющая нормативную функцию, – это … сфера:
научная,
эстетическая,
+ нравственная,
* политическая,
философская.
23.….. — это специфическое средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов, предметом которого является реальная действительность и внутренний мир человека, его чувства и переживания. искусство
24. Идеология – это:
+ систематизированное отражение социальной действительности,
* систематизированное отражение действительности с позиций определенных социальных сил, которое дается в теоретической форме,
отражение классовых интересов в религиозных концепциях,
система взглядов на политические партии и политическую борьбу,
совокупность представлений о развитии общества и месте человека в нем.
25. Система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, – это…? политика
26.Установите соответствие между уровнями и видами общественного сознания:
1 Обыденное.
2 Теоретическое.
1) Эмпирические знания, народное творчество, общест-венная психология.
2) Идеология, наука, профес-сиональное искусство.
3) Идеология, общественная психология, наука.
4) Эмпирические знания, иде-ология, профессиональное искус-ство.
5) Идеология, наука, общест-венная психология.
27. Одна из древнейших форм духовной деятельности, основой которой является вера в сверхъестественное, – это…? религия
28.Идеология как сфера общественного сознания – это:
+ чувства, настроения, иллюзии,
* система идей, концепций,
следование традициям,
выражение коренных интересов общности,
отражение сущности общественных отношений,
отражение повседневных условий жизни,
поверхностное отражение реального бытия.
29. ….. – это совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения. мораль
30. …. - сфера человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире. познание