Раздел III. Общество: основы философского анализа
1.Представление Платона о природе государства состоит в том, что оно:
результат общественного договора между людьми, гарантия их безопасности,
осуществляет отеческую опеку над человеком и управляет им, человек подчиняет свои интересы государственным,
«град божий», противостоящий «граду небесному».
2.Становление новых воззрений на роль государства в философии XVII в. связано с именами:
Ф. Бэкона,
Т. Гоббса,
Г. Лейбница,
* Д. Локка,
Р. Декарта,
Б. Спинозы.
3.Философия эпохи Возрождения рассматривает человека как:
общественное животное,
мыслящее существо,
творца, художника,
созданное Богом существо,
микрокосм.
4.Философы эпохи Просвещения трактуют социальные процессы с позиций:
+ материализма,
идеализма,
* дуализма,
агностицизма.
5.Установите соответствие между теоретическими моделями общества и характерными для них особенностями:
1Натуралистическая.
2Идеалистическая.
3Материалистическая.
4Плюралистическая.
1) природные условия — определяющий фактор развития; государство – биологический организм;
2) сознание - конечная причина исторических событий; отрицание объективных законов развития общества;
3) определяющая роль общественного бытия; признание объективных законов истори-ческого процесса;
4) равнозначность всех факторов; отрицание детерминирующего фактора общества;
5) определяющая роль общественного бытия; сознание как конечная причина исторических событий;
6) отрицание детерминирующего фактора общества; природные условия — определяющий фактор развития общества.
6.С позиции материалистической модели общества основа общественного бытия – это:
природная среда,
мораль,
политические отношения,
материальные отношения,
религия.
7.Суждение материалиста Л Фейербаха “Периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии. . .” характерно для … модели общества:
материалистической,
идеалистической,
натуралистической,
факторной.
8.Сущность геополитики как социально-философской доктрины состоит в том, что:
географическая среда может ускорять или замедлять развитие общества,
законы развития общества отличны от законов природы,
* политика государства определяется географическими факторами,
+ природная среда — необходимое условие существования людей.
9.Особенность натуралистического подхода к обществу состоит в том, что:
природная среда — необходимое условие существования людей,
+ географическая среда может ускорять или замедлять процесс развития общества,
* географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль,
законы развития общества отличны от законов природы.
10. Установите соответствие между теоретическими моделями общества и персоналиями, их представляющими:
1. Идеалистическая.
2. Материалистическая.
3. Плюралистическая.
4. Натуралистическая.
1. П. Сорокин, Л. Фейербах.
2. К. Маркс, Ф. Энгельс.
3. М. Вебер, Р. Арон.
4. Ш. Монтескье, Г.Бокль.
5. Р. Арон, К. Маркс.
6. Ш. Монтескье, П. Сорокин.
7. Л. Гумилев, М. Вебер.
11.Сущность волюнтаризма состоит в том, что:
+ народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества,
ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа,
история есть результат деятельности мирового разума,
* выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами.
12.Представители натуралистической модели общества – это:
А. Сен-Симон,
Ш. Монтескье,
Ж-Ж Руссо,
Г. Бокль,
А. Смит,
О. Конт,
Л. Гумилев,
Л. Мечников.
13.Для идеалистической модели общества характерно суждение, что выдающаяся личность:
не играет никакой роли в истории,
играет определяющую роль в обществе,
может оказать существенное влияние на исторический процесс при определенных условиях.
14. Наиболее полное понятие “цивилизация” можно определить, как:
совокупность людей, объединенных единством религии,
* синоним культуры общества,
мировое сообщество государств и народов,
меру развития материальной культуры общества,
* деградацию культуры, ее закат,
целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах,
совокупность материальных и духовных ценностей общества в процессе его исторического развития.
15.Признаки, характерные для антропогенной цивилизации, – это:
власть техники,
общность человека и природы,
* личные интересы преобладают над общественными,
+ доминируют информационные технологии,
отрицание прогресса,
человек занимает центральное место,
высокие интеллектуальные качества личности.
16.Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как:
отрицание прогресса,
власть техники,
общность человека и природы,
человек занимает центральное место,
человек не существует как индивидуум,
личные интересы преобладают над общественными.
17.Цивилизационный анализ общества разработан:
К. Марксом,
Н. Данилевским,
К. Поппером,
М. Вебером,
А. Тойнби,
П. Сорокиным,
О. Шпенглером.
18.Сущность цивилизации состоит в том, что цивилизация – это:
+ ступень развития общества, следующая за периодом дикости и варварства,
* этап истории человечества, фундаментом которого является культура,
+ стадия деградации, упадка культур,
мера развития материальной культуры общества.
19.Преобладание личных интересов над общественными характерно для … цивилизации:
космогенной,
техногенной,
антропогенной.
20.Для материалистической модели общества характерны утверждения о том, что:
социальные законы имеют вероятностный характер,
в природе действуют бессознательные, слепые силы,
общественные законы реализуются через сознательную деятельность людей,
законы природы имеют вероятностный характер,
+ законы развития общества отличны от законов природы.
21.Основные содержательные характеристики формационного подхода к обществу – это:
обоснование его системного характера,
* утверждение линейного характера социального развития,
признание закономерности и единства истории,
* утверждение экономической детерминированности,
* констатация прогрессивного развития общества,
признание вероятностного характера общественного развития,
отрицание преемственности в социальной динамике.
22.Цивилизационный подход к изучению исторического процесса раскрывают такие понятия, как:
базис,
культура,
+ ценности,
надстройка,
способ производства,
* социокультурная общность,
производственные отношения,
* общечеловеческие ценности,
локальные культуры.
23. …духовная сторона общественной жизни, совокупность взглядов, теорий, идей, чувств, представлений людей. Общественное сознание
24.Сущность фатализма раскрывает суждение о том, что:
исторический процесс совершается закономерно,
общественная жизнь не имеет объективных законов,
* ход истории заранее предопределен и неизбежен,
научное предвидение исторических событий возможно.
25.Сущность плюралистической модели общества раскрывает суждение о том, что:
история есть результат деятельности мирового разума,
жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов,
общество — продукт взаимодействия различных равноценных факторов,
основой общества является развитие науки и техники.
26.Для социально-материалистической модели характерно утверждение о том, что:
выдающаяся личность не играет никакой роли в истории,
выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе,
все социальные группы, слои, общности, индивиды являются, движущими силами развития общества,
общественная жизнь — случайный процесс.
27.Социальные законы с точки зрения материалистической модели являются:
всеобщими,
* динамическими,
+ статистическими.
28. ….. – объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу которого составляет производство материальных благ. Общественное бытие
29.Сознательная целеустремленная деятельность людей (масс, классов, личностей, других общностей), направленная на изменение, развитие и сохранение социальных условий – это … фактор. субъективный
30. … – наука об общих закономерностях самоорганизации сложных систем. синергетика