Вопрос 9. Характеристика средневековой философии. Ее основные принципы.
Средневековье охватывает историю Европы от распада Римской империи в 5 веке до эпохи Возрождения (14-15 века). Возникновение средневековой философии часто связывают с падением Западной Римской империи (476), когда варвары свергли последнего римского императора. В 1-4 веках конкурируют между философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников. Но тогда же формируется новая религия – христианство и философия новой формации. Средневековая философия - это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения. Сформировавшись под влиянием древнегреческой, в первую очередь платоновской и аристотелевской традиции; Священного Писания, определившего ее религиозную направленность, а так же в рамках религиозного христианского учения, Средневековая философия не всегда была «служанкой теологии», каковой ее хотели сделать некоторые представители церкви. Тем не менее философия на данном этапе находилась под исключительном воздействием религиозной догматики, к подавляющему влиянию которой прибавлялось наследие античной философии. Представители: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Августин Аврелий. Главные черты философии средних веков
* Ретроспективизм и традиционализм, то есть, обращенность в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее.
* Дидактизм, учительство. Почти все известные мыслители средневековья были проповедниками или преподавателями богословия.
* Монолитность формы и консерватизм содержания. Это было необходимо для того, чтобы точнее и полнее передать потомкам истину откровения.
Основные идеи
* Идея творения, лежащая в основе онтологии.
* Идея откровения, лежащая в основе теории познания.
Основные принципы средневековой философии
* Теоцентризм, который гласит, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.
* Креационизм, согласно которому все существующее и изменяемое сотворено Богом из ничего, а все сотворенное изменяется и стремится к ничтожеству.
* Провиденциализм, утверждающий, что Бог постоянно контролирует созданный им мир, управляет им, человеческой историей и поведением отдельного человека.
* Персонализм, в котором человек понимается как "персона", то есть неделимая личность, обладающая разумом и волей, сотворенная по образцу и подобию Бога и наделенная совестью. Будучи замкнутой и автономной, личность подотчетна только Богу. Отсюда - значение исповеди.
* Ревеляционизм. Он считает, что самый надежный и достоверный способ познания состоит в постижении смысла Священного писания.
В средневековой философии выделяют два основных этапа становления и развития: патристику и схоластику. Патристика - это классический период в средневековой философии, включающий в себя совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей, названных "отцами Церкви". Здесь происходит становление системы христианской теологии на основе религиозных убеждений и в связи с распространением философии. Этапы патристики: 1) апологетика(1-3 века) – оформила христианское мировоззрение и защищала его от нападок государственной власти. Сочинения этого периода носили характер апологий, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения; 2)классическая патристика (4-5 века) систематизировала христианское учение; 3_ заключительный период (6-8 века) стабилизировал догматика. Схоластика- иной тип философствования: средствами человеческого разума пытаются основать принятые на веру идеи и формулы. Этапы схоластика: 1)ранняя форма (11-12 века); 2)зрелая форма (12-13 века); 3)поздняя схоластика (13-14 века). Отличительная особенность схоластики заключается в том, что она сознательно рассматривает сея как науку, поставленную на служу теологии.
Вопрос 9. Характеристика средневековой философии. Ее основные принципы. Средневековье охватывает историю Европы от распада Римской империи в 5 веке до эпохи Возрождения (14-15 века). Возникновение средневековой философии часто связывают с падением Западной Римской империи (476), когда варвары свергли последнего римского императора. В 1-4 веках конкурируют между философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников. Но тогда же формируется новая религия – христианство и философия новой формации. Средневековая философия - это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения. Сформировавшись под влиянием древнегреческой, в первую очередь платоновской и аристотелевской традиции; Священного Писания, определившего ее религиозную направленность, а так же в рамках религиозного христианского учения, Средневековая философия не всегда была «служанкой теологии», каковой ее хотели сделать некоторые представители церкви. Тем не менее философия на данном этапе находилась под исключительном воздействием религиозной догматики, к подавляющему влиянию которой прибавлялось наследие античной философии. Представители: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Августин Аврелий. Главные черты философии средних веков * Ретроспективизм и традиционализм, то есть, обращенность в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее. * Дидактизм, учительство. Почти все известные мыслители средневековья были проповедниками или преподавателями богословия. * Монолитность формы и консерватизм содержания. Это было необходимо для того, чтобы точнее и полнее передать потомкам истину откровения. Основные идеи * Идея творения, лежащая в основе онтологии. * Идея откровения, лежащая в основе теории познания. | Основные принципы средневековой философии * Теоцентризм, который гласит, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. * Креационизм, согласно которому все существующее и изменяемое сотворено Богом из ничего, а все сотворенное изменяется и стремится к ничтожеству. * Провиденциализм, утверждающий, что Бог постоянно контролирует созданный им мир, управляет им, человеческой историей и поведением отдельного человека. * Персонализм, в котором человек понимается как "персона", то есть неделимая личность, обладающая разумом и волей, сотворенная по образцу и подобию Бога и наделенная совестью. Будучи замкнутой и автономной, личность подотчетна только Богу. Отсюда - значение исповеди. * Ревеляционизм. Он считает, что самый надежный и достоверный способ познания состоит в постижении смысла Священного писания. В средневековой философии выделяют два основных этапа становления и развития: патристику и схоластику. Патристика - это классический период в средневековой философии, включающий в себя совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей, названных "отцами Церкви". Здесь происходит становление системы христианской теологии на основе религиозных убеждений и в связи с распространением философии. Этапы патристики: 1) апологетика(1-3 века) – оформила христианское мировоззрение и защищала его от нападок государственной власти. Сочинения этого периода носили характер апологий, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения; 2)классическая патристика (4-5 века) систематизировала христианское учение; 3_ заключительный период (6-8 века) стабилизировал догматика. Схоластика- иной тип философствования: средствами человеческого разума пытаются основать принятые на веру идеи и формулы. Этапы схоластика: 1)ранняя форма (11-12 века); 2)зрелая форма (12-13 века); 3)поздняя схоластика (13-14 века). Отличительная особенность схоластики заключается в том, что она сознательно рассматривает сея как науку, поставленную на служу теологии. |