Предпосылки и специфика рационально-теоретического освоения действительности

Вопросы к семинарам по курсу «Философия технических наук» заочное 2017

Философия науки

Предпосылки и специфика рационально-теоретического освоения действительности

1.1 Особенности античной «преднауки». Космоцентризм и стихийный рационализм античной культуры.

1.2 Что такое наука и как она развивается? Главные отличительные признаки науки. Предмет естественных, гуманитарных и технических наук? Роль математики в естествознании. Объекты науки. Научное и обыденное познание.

1.3 Методы научного познания: частные, общие, всеобщие. Частные методы в научном познании. Общие методы эмпирического уровня: измерение, наблюдение, эксперимент. Внешне и внутринаучные ограничения эксперимента. Теоретический уровень научного познания: аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы. Всеобщие методы: общелогические и философские.

Ф. Бэкон, Р. Декарт, И.Ньютон. Научная революция и философия XVII в.

2.1. Социально-экономические и политические преобразования в странах Западной Европы в XVII веке. Научная революция и философия XVII в. Антитрадиционализм новой культуры. Эмпиризм и рационализм как два направления философии Нового времени.

2.2. Ф. Бэкон - родоначальник философии и науки Нового времени. Переосмысление Бэконом предмета и задач науки в антисхоластическом духе. Классификация наук. Субъективные особенности сознания как источник заблуждений. Учение Ф. Бэкона обидолах /призраках/ и об очищении от них интеллекта. Ф. Бэкон об эмпирическом происхождении знаний. Критика традиционной логики. Учение о методе. Разработка индуктивного метода.

2.3 Дуалистическая философия Р. Декарта. Рационализм. Учение о методе. Правила метода. Картезианское сомнение. Гипотетико-дедуктивная модель научной рациональности.

2.4. Исаак Ньютон: мировоззренческая значимость вклада в развитие научной картины мира. Учение о пространстве и времени. Учение о методе. Отношение к религии.

3. Позитивизм. О. Конт, Э. Мах. Формирование предметной структуры научных дисциплин и разработка общей методологии научного познания

3.1 Классификация знаний как проблема; принципы, лежащие в основе контовской классификации наук. Трактовка О. Контом классической метафизики как "негативной философии".

3.2 Второй позитивизм" как ответ на революцию в естествознании в конце XIX - начале XX вв. Концепция опыта Э. Маха. Разработка общей методологии научного познания Принцип «экономии мышления».

Неопозитивизм. Л. Витгенштейн и проблема демаркации научного и ненаучного знания

4.1 Л. Витгенштейн о логическом анализе языка науки. Значение принципа верификации – сравнения всех положений науки с фактами опыта, для устранения псевдопроблем. Когеренция - связанность и непротиворечивость теоретической научной системы в качестве критерия научности теории.

Постпозитивизм. К. Поппер, И. Лакатос. Природа научного метода и рациональная реконструкция истории науки

5.1 Критика К. Поппером индуктивизма как исходный пункт в формировании его методологической концепции. Фальсифицируемость как критерий демаркации науки. К. Поппер о природе научного метода. «Гипотетизм» и «фаллибилизм» как гносеологические основания попперовской философии науки. Теория трех миров как онтологическое обоснование философии науки К. Поппера. Место понятий истины и правдоподобия в попперовской теории роста научного знания. Эволюционный подход к интерпретации роста научного знания.

5.2 Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса и ее сущность. Основные элементы исследовательской программы и их функции в научном исследовании. И Лакатос о критериях выбора исследовательских программ. И. Лакатос о взаимосвязи истории и методологии науки. История науки как квазиэмпирический базис выбора методологических стратегий. Рациональная реконструкция истории науки и ее цель. Критика И. Лакатосом методологической концепции К. Поппера: основные пункты.

Возникновение научного технического знания и основные проблемы теоретического техникознания

Наука в современном мире. Научно-технические детерминанты социокультурных процессов

Философия науки

  • Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой.
  • Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.
  • Учебники по философии и методологии науки, где рассматривается позитивизм и неопозитивизм.

Вопросы к семинарам по курсу «Философия технических наук» заочное 2017

Философия науки

Предпосылки и специфика рационально-теоретического освоения действительности

1.1 Особенности античной «преднауки». Космоцентризм и стихийный рационализм античной культуры.

1.2 Что такое наука и как она развивается? Главные отличительные признаки науки. Предмет естественных, гуманитарных и технических наук? Роль математики в естествознании. Объекты науки. Научное и обыденное познание.

1.3 Методы научного познания: частные, общие, всеобщие. Частные методы в научном познании. Общие методы эмпирического уровня: измерение, наблюдение, эксперимент. Внешне и внутринаучные ограничения эксперимента. Теоретический уровень научного познания: аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы. Всеобщие методы: общелогические и философские.

Наши рекомендации