Занятие по теме 6. Психодинамическое направление
Учебные вопросы темы
6.1 Психоаналитическая теория личности З. Фрейда
6.2 Аналитическая психология К. Г. Юнга
6.3 Индивидуальная психология А. Адлера
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Каковы основные идеи З. Фрейда относительно природы личности?
2. Какова структура личности по З. Фрейду? Какова динамика внутриличностной жизни человека?
3. Что такое психологическая защита? Каковы механизмы психологической защиты по З. Фрейду?
4. Как структурировал личность К. Юнг?
5. Что такое личное и коллективное бессознательное?
6. Что такое архетип? Какое понятие является более широким: архетип или коллективное бессознательное?
7. Что такое персона, тень, анима, анимус, самость?
8. Каковы причины теоретических расхождений К. Юнга и З. Фрейда, А. Адлера и З. Фрейда?
9. Каковы основные условия лечения неврозов предлагает А. Адлер?
Вопросы и задания для размышления и обсуждения
1. Можно ли считать все поведение человека проявлением психологической защиты?
2. У вас есть чувство неполноценности? Как вы с ним справляетесь?
3. Каким по счету ребенком в своей семье вы родились? Насколько соответствуют Вам описания А. Адлером человека с определенным порядком рождения?
4. Можно ли назвать подготовку студента к экзамену защитным поведением? Приведите примеры проявления психологической защиты.
5. Защитные механизмы – это хорошо или плохо? Мотивируйте свою позицию.
6. О каком защитном механизме идет речь в старой берлинской поговорке: «Если я не рядом с девушкой, которую я люблю, то я люблю девушку, с которой я рядом»?
7. Какой защитный механизм стоит за высказыванием Ж. Рихтера: «Характер человека лучше всего раскрывается, когда он описывает характер другого человека»?
8. Что из данной темы вам больше всего запомнилось?
9. Какие факты, закономерности из данной темы вас больше всего удивили?
10. Что из этой темы вы сможете использовать в своей жизни? В профессиональной деятельности?
11. Как вы прокомментируете следующие утверждения, цитаты?
- И. Стоун: «Каждый страх соответствует прошлому желанию, которое сейчас подавлено».
- З. Фрейд: «Через сексуальность устанавливается глубинная связь психики с организмом».
- Ф. Рабле: «…монашеская ряса возвращает кобелю утраченную производительную силу».
- К. Юнг – З. Фрейду: «Вы открыли мне глаза и позволили мне увидеть, что эрогенные зоны не были дьявольски втиснуты между подбрюшьем и бедрами самим Сатаной, когда Бог дремал».
- К. Юнг: «В конечном счете наука есть искусство создания нужных иллюзий. Мы помогаем больному избавиться от разрушительного невроза и заменить его иллюзиями, позволяющими жить. Разве суть жизни не в том, чтобы раскрашивать мир божественными красками?» (попросить студентов разделиться на 5 – 6 групп и каждая группа предлагает свои комментарии, а группа из лучших учащихся – жюри).
12. Измерьте свой уровень социального интереса:
"Шкала социального интереса"
Испытуемый отмечает крестиком те черты, которые у него имеются.
Выбор первой черты из левого столбца и второй из правого столбца
отражает высокий социальный интерес.
___ 1 способен прощать | ___ 1 настороженный |
___ 2 мягкий | ___ 2 сотрудничающий |
___ 1 щедрый | ___ 1 честолюбивый |
___ 2 индивидуалистичный | ___ 2 терпеливый |
___ 1 вежливый | ___ 1 реалистичный |
___ 2 оригинальный | ___ 2 высокоморальный |
___ 1 тактичный | ___ 1 скромный |
___ 2 благоразумный | ___ 2 сочувствующий |
___ 1 надежный | ___ 1 с развитым воображением |
___ 2 мудрый | ___ 2 помогающий другим |
13. Прочтите текст и проанализируйте ситуацию героини с помощью теории А. Адлера:
"Гвен, 18-летняя студентка, закончившая первый курс математического факультета, пришла в консультативный центр своего колледжа с жалобами на тревожность, физические признаки стресса (чувство мышечного напряжения в плечах и в области шеи перед экзаменами), на повторяющиеся состояния подавленности, а также сильную неудовлетворенность своей академической успеваемостью. Она не могла назвать причин тревоги и чувствовала, что ее физическое напряжение выше нормального. Когда ее оценки снизились со средних до ниже средних, Гвен почувствовала сильную неудовлетворенность и едва не обезумела от отчаяния; она чувствовала, что может совсем скатиться вниз, особенно по математике. По мере того, как продолжалось консультирование, выяснилось, что Гвен всегда испытывала большие трудности в отношениях с друзьями и сверстниками. Она выглядела высокомерной, держалась от других в стороне. Гвен считала, что окружающие ее люди поверхностны и ниже ее в интеллектуальном отношении. Трудности во взаимоотношениях особенно угнетали ее во время семинаров, когда студенты должны были заниматься вместе с руководителем, решая трудные задачи и прорабатывая сложные места в лекционном материале и учебниках.
Гвен росла единственным ребенком в семье. Ее отец был преуспевающим врачом, а мать уважаемым преподавателем математики в старших классах школы. Дома у Гвен было материальное изобилие, родители выполняли любую ее прихоть; она даже имела свободный доступ к кредитным карточкам родителей. Она училась в маленьких частных школах, преподаватели уделяли ей много внимания, и в этих условиях она успевала блестяще. Поступление в большой престижный университет вдали от дома внесло в ее жизнь драматические перемены. Проблем, связанных с адаптацией, у нее было больше, чем у большинства студентов. Трудности невротического характера появились у Гвен именно в этот период".
(Возможная интерпретация. Исходя из основных положений теории Адлера, можно сделать вывод о том, что уровень активности, необходимый для решения наличных проблем, у Гвен существенно снизился. Она стремилась к эгоцентрической цели превзойти всех. И при том, что у нее снижен социальный интерес, она хочет и в дальнейшем жить так, чтобы другие ее баловали и все ей прощали. Результатом всего этого и явились невротические симптомы.).