Тема 1. Барокко в мировой и русской литературе

Тема 1. Барокко в мировой и русской литературе

План

1. Место литературы барокко в системе европейских художественных методов и стилей. Происхождение термина. Причины, время возникновения и особенности развития барокко. Высокое, среднее, низовое барокко и их характеристика.

2. Национальные особенности барочных литератур Испании, Италии, Германии, Польши. Основные темы и идеи. Герои и антигерои барокко. Жанровые приоритеты европейского барокко. Риторический стиль барокко.

3. Художественное своеобразие русского барокко. Два этапа развития. Писательский состав. Литераторы-профессио-налы и дилетанты. Типология отечественного барокко. Официальное и демократическое барокко. Оригинальный характер старообрядческого барокко. Барокко как ведущий художественный стиль русской церкви.

4. Политические идеалы и философская основа русского барокко (идеи просвещенного абсолютизма, национальной и религиозной независимости, социального мира; философия двойной истины, наивный прагматизм и антропоцентризм).

5. Этико-эстетическая программа русского барокко. Возникновение новых эстетических категорий. Новая концепция человека и этических норм поведения («Юности честное зерцало»). Гедонизм, поэтизация быта, элементы натурализма. Этическое начало в решении проблем богатства и бедности, личных и государственных интересов. Примат светского над религиозным в развитии литературы.

6. Теория «трех стилей» в интерпретации писателей русского барокко. Характерные приметы русского барочного стиля. Особенности его проявления в драматургии, лирике и прозе литературы переходного периода. Жанровая система русского барокко.

7. Стили барокко в русской живописи, архитектуре, музыке, прикладном искусстве.

Задания

1. Изучите трактат Феофана Прокоповича «De arte poetica» и выявите основные эстетические принципы русского барокко. Выводы запишите в рабочую тетрадь.

2. Нарисуйте схему развития барокко в русской литературе.

3. Выпишите из произведений зарубежных и русских писателей яркие примеры проявления барочного стиля.

Исследования

Голенищев-Кутузов П.Н. Романские литературы. – М., 1975. – С. 213–225, 244–264, 345–348.

Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. – М., 1990. – С. 147–158.

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1987. – С. 287–304.

Липатов А.В. Литературный облик польского барокко и проблемы изучения древнерусской литературы // Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. – М., 1979. – С. 43–89.

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. – Л., 1973. – С. 165–214.

Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994. – С. 326–391.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. – Л., 1984. – Т. III. – С. 183–191.

Сазонова Л.И. Литературная культура России. Раннее Новое время. – М., 1986.

Травников С.Н. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды. Путевые записки. – М., 1992.

Тема 6. Критический реализм

План

1. Происхождение термина. Возникновение реализма в мировой литературе. Роль сатиры в становлении реализма. Стихийный реализм Шекспира. Зарождение теории реализма в работах писателей-просветителей Европы. Предреализм в мировой и русской литературе. Национальные типы реализма. Манифесты западноевропейских реалистов.

2. Философские основы реализма. Роль идеализма Георга Гегеля, материализма Людвига Феербаха, позитивизма Огюста Конта, Герберта Спенсера в развитии реализма. Объективное и субъективное в реализме. Социально-политические корни русского реализма. Роль эстетики В.Г. Белинского в формировании реализма. Концепция человека и мира.

3. Реализм и предшествующие художественные методы. Реализм и классицизм. От сентиментализма к романтизму и реализму. И.А. Крылов, А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин как основоположники критического реализма в русской литературе. Роль «натуральной школы» в становлении реализма. Реализм и натурализм.

4. Национальное своеобразие русского реализма. Периодизация. Основные течения. Типология. Писательский состав. Манифесты русского реализма. Социалистический реализм и русская литература. Неореализм как художественное явление.

5. Идейные искания русских писателей-реалистов. Темы, идеи, образы. Критика социальной действительности. Типическое и неповторимое в литературе. Художественный детерминизм. Своеобразие историзма и народности. Реалистическая триада (типический характер, типические обстоятельства, верность деталей). Жанровая система. Полифонический роман как доминирующий жанр. Сатира в русском реализме.

6. Реализм в русской критике и литературоведении.

Задания

1. По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия: «реализм», «предреализм», «неореализм», «социалистический реализм», «идеализм», «позитивизм», «детерминизм», «типическое», «полифония».

2. Подготовьте тезисный план ответа на вопрос: «Роль “натуральной школы” в развитии реалистического направления в русской литературе».

3. Выделите черты романтизма и реализма в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Результаты наблюдений запишите в рабочую тетрадь.

Исследования

Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1989.

Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской зарубежной литературе XVII–XIX в. – М., 1983. – С. 92–137.

Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX в. – М., 1982.

Николаев П.А. Реализм как творческий метод: историко-теоретические очерки. – М., 1975.

Петров С.М. Критический реализм. – М., 1974.

Развитие реализма в русской литературе / Ред. У.Р. Фохт и др. – М., 1972–1974. – Т. 1–3.

Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе XIX века. – Л., 1971.

Тема 1. Барокко в мировой и русской литературе

План

1. Место литературы барокко в системе европейских художественных методов и стилей. Происхождение термина. Причины, время возникновения и особенности развития барокко. Высокое, среднее, низовое барокко и их характеристика.

2. Национальные особенности барочных литератур Испании, Италии, Германии, Польши. Основные темы и идеи. Герои и антигерои барокко. Жанровые приоритеты европейского барокко. Риторический стиль барокко.

3. Художественное своеобразие русского барокко. Два этапа развития. Писательский состав. Литераторы-профессио-налы и дилетанты. Типология отечественного барокко. Официальное и демократическое барокко. Оригинальный характер старообрядческого барокко. Барокко как ведущий художественный стиль русской церкви.

4. Политические идеалы и философская основа русского барокко (идеи просвещенного абсолютизма, национальной и религиозной независимости, социального мира; философия двойной истины, наивный прагматизм и антропоцентризм).

5. Этико-эстетическая программа русского барокко. Возникновение новых эстетических категорий. Новая концепция человека и этических норм поведения («Юности честное зерцало»). Гедонизм, поэтизация быта, элементы натурализма. Этическое начало в решении проблем богатства и бедности, личных и государственных интересов. Примат светского над религиозным в развитии литературы.

6. Теория «трех стилей» в интерпретации писателей русского барокко. Характерные приметы русского барочного стиля. Особенности его проявления в драматургии, лирике и прозе литературы переходного периода. Жанровая система русского барокко.

7. Стили барокко в русской живописи, архитектуре, музыке, прикладном искусстве.

Задания

1. Изучите трактат Феофана Прокоповича «De arte poetica» и выявите основные эстетические принципы русского барокко. Выводы запишите в рабочую тетрадь.

2. Нарисуйте схему развития барокко в русской литературе.

3. Выпишите из произведений зарубежных и русских писателей яркие примеры проявления барочного стиля.

Исследования

Голенищев-Кутузов П.Н. Романские литературы. – М., 1975. – С. 213–225, 244–264, 345–348.

Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. – М., 1990. – С. 147–158.

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1987. – С. 287–304.

Липатов А.В. Литературный облик польского барокко и проблемы изучения древнерусской литературы // Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. – М., 1979. – С. 43–89.

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. – Л., 1973. – С. 165–214.

Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994. – С. 326–391.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. – Л., 1984. – Т. III. – С. 183–191.

Сазонова Л.И. Литературная культура России. Раннее Новое время. – М., 1986.

Травников С.Н. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды. Путевые записки. – М., 1992.

Наши рекомендации