Вопрос 27. Ран-й амер-й ром-м. своеобр-е тв-ва Ирвинга, Купера. Анализ 1 пр-я.
Хронолог-е рамки америк.ром-ма отличаются от Европ.ром-ма. Ром-кое направл-е в лит-ре США слож-сь в 20-30гг.19в. и господств-ло до окончания Гражданской войны м\у Севером и Югом (1861-1865). Долгое сущест-е ром-кого метода в лит-ре США – из-за особен-й истории америк. об-ва. Важн-й ее фактор – продвиж-е америк.нации с востока(высадились «отцы-основатели») на запад(побережье Тих.океана).
В ходе колонизации (длилась ≈ 3века), в Америке сущ-вал фронтир-америк.явление(подвижная граница м\у цивилизацией белых поселенцев и остальным материком). За линией фронтира лежали свободные земли-нетронутая природа, горы, леса, населенные индейцами. Общ-во фронтира до кон.19в. сохраняло черты докапиталистич.уклада, задерживало капиталистич.проявл-я в Америке. Формир-е пролетариата затруд-сь – вело к отсталости рабоч.движ-я. Общест-е противоречия формир-ли реалистич.направ-е в лит-ре США (после Гражд.войны).
В истории страны первая половина 19 века – это период становления молодой буржуазной республики – США, одержавших победу за независимость. Победа эта была завоевана благодаря усилиям нар. масс, однако восп-ись ею и крупные землевладельцы и промышленники. В центре внимания остаются вопросы о земле и рабстве.
Народ был обманут. в стране происходила борьба фермеров против крупных землевладельцев.
После войны за независимость и образование США развитие страны осущ-ось по двум направлениям: на севере развивалось кап. произ., на юге сохранено и узаконено рабство. Их интересы постоянно сталкивались и обострились в связи с борьбой за землю. С борьбой за землю, за освоение запада связан процесс вытеснения индейских племен с их исконных земель. Колонизация сопровождалась истреблением индейцев. На всем протяжении 19 века в стране велись индейские войны.
Периоды амер. ром-ма:
Ранний ром-зм (1820-30гг.) – предшественник-предром-м, развив-ся в просветит-ой лит-ре. Писатели – Ирвинг, Купер, Кеннеди =>америк.лит-ра получила международ.признание. Взаимодей-е америк. и европ. ром-ма. Поиск национ-х худож.традиций.
Поздний 40-60-По, Лонгфелло.
Ранний романтизм: Социальные предпосылки –амер. бур. война 75-83, борьба за независимость, влияние аболиционизма= борьба за отмену рабства.
Осн.темы и проблематика – война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев. Оптимистич-е тона – радость из-за Войны за независ-ть, перспективы перед молодой республикой. Тесная преемств-я связь с идеологией Просвещ-я, кот. в идейном плане подготовило револ-ю. Зреют критич-е тенденции, кот. явл. негавит-й реакцией на укрепление капитализма во всех сферах жизни США. Надлюд-ся искажение высоких идеалов, провозглаш-х республ-й, ищут альтерн-ву буржуаз.укладу и находят ее в романтич-м идеализир-й жизни америк.Запада, в героике Войны за независимость, свободной морской стихии («морские» романы Купера), патриархал-м Прош-м страны, в богатой Европ.истории.
Трагичность амер. ром-ов в том, что они стали основателями национ. литры. Америка создавалась людьми, кот. хотели сделать деньги – жажда разбогатеть от освоения новых земель.
Писатели одиночки. Судьба их нелегка. Каждый из них пытается найти свой идеал. Амер-цы всегда были патриотами. Мир, основ. на деньгах вызывает негатив у писателей, критику. Герои – продолжатели, нет еще конфликтного героя.
Джеймс Фенимор Купер-основоп-к Америк.нац-й лит-ры. Одним из первых выступил с резкой критикой капит. Америки. В своих романах создает широкую панораму жизни страны, процесс ее капитализации, рассказал о самоотверженной борьбе индейских племен против колонизаторов. Способствовал утверждению жанра ист. ром. в амер. лит.
Родился и вырос в семье крупного землевладельца. Учился в универе, но не закончил, поступил во флот. Пять лет провел в плавании 1806-1810, а потом посвятил себя лит.деят.
1й роман- «Предосторожность».Пр-ния К.неравноценны в идейно-худож.плане,в них наряду с проницат-й критикой бурж.строя содерж-ся элементы консервативной утопии. К.-критик Америк.об-ва с демократич-х и гуманистич-х позиций.
К.заложил основы развития Америк.романа,создав различные его образцы:историч.,морской,соц-но-бытовой, сатирико-фантастич.,роман-утопия.
За свою жизнь Купер написал большое кол-во произ. их можно разделить по тематике: исторические романы, морские романы и романы о борьбе индейских племен.
Истор. ром. – 1821«Шпион», «Два адмирала» и др. Купер обр-ся к событиям Америк. войны за независимость, а также к истор. прошлому евр. гос-в и критикует феод. порядки. Первым в Америк.лит-ре стремился к эпич.отражению мира, объдинял книги в циклы.Оставался верным темам:Война за независ—ть,море и жизнь фронтира
Морские романы – «Пират», «Лоцман», «Красный корсар» - большое место у приключ. элемента. В «морских» романах ярко рисует изменчивую стихию океана.Важное место заним-т батальные сцены.Худож.язык отлич-ся эмоц-тью,диапазон оттенков кот.различен-от торж.пафоса до трогательной сентимент-ти.
Романы индейского цикла – романы о кожаном чулке. Тема борьбы свободолюбивых инд. племен против колонизаторов.
В основе идейно-худож.замысла книг-разрыв романтич.идеала и дейст-ти.Использ-т разнообр-е худож.ср-ва из романтич.эстетики:лирически окраш-е картины природы,атмосферу таинствен-ти,гиперболизацию.В его пр-ниях продолж-ся утвержд-е принципов реализма.К.называли «Америк.Вальтером Скоттом».Его тв-во проникнуто нац-м духом,в основе творений-нац-я проблематика.К.-мастер лит-го пейзажа.
Высшее достижение - пенталогия о Кожаном Чулке. Все эти романы-худож.история америк.фронтира.Романы имеют одинаковое построение.1из тем этих романов-трагич.судьба америк.индейцев.В тв-ве К.заложены важнейш.сквозные темы лит-ры США:мотив ухода на Запад,о бегстве на индейскую тер-рию.Им намечены вопросы экологич.,защиты природы от неразумного вмешат-ва ч-ка.
1 Период – 1820-1826
2 Период 1826-33 – публицистика
3 период 1833-51
«Моникины» - сат.ром.1835 памфлетная основа
По посдедовательности событий:
«Зверобой» - начло 40-х. «Последний из могикан» - быт индейцев, сами фигеры индейцев символиз. Америку. , «Следопыт» - нач. 40 «Пионеры» 1823 – много отступлений, описаний. Главная проблема – человек, природа, цивилизация. , «Прерия» - главная тема скваторство – люди захватывают земли. Для Купера – это агрессия, уничтожение.
«Зверобой» - 1841. Критическое отношение к амер. бур. демократии. Все пять романов объединены образом одного героя – Натти Бумпо, прозванного кожаным чулком. Он появляется в романах под разными именами: Длинный Карабин, Соколиный глаз, Следопыт, Зверобой. Вся жизнь его проходит перед читателями, начиная с ранней молодости, когда он пионер и разведчик, становится участником освоения девственных лесов и кончая его трагической гибелью, когда он будучи дряхлым стариком становится жертвой установившихся в стране буржуазных порядков.
Он воплощает в себе лучшие стороны чел. хар. – смелость, мужество, верность в дружбе, благородство и честность. По замыслу – это идеал человекуа, выросшего в общении с природой и сформировавшегося под ее благотворным влиянием. «Зверобой» написан в период окончательного разочарования Купера в амер. бур. дейст. Действие романа происходит в 1740-1745 годах на берегу Мерцающего озера. Колонизация еще только началась и заселены лишь только восточные районы, примык. к атлант. океану. Здесь романтика свободной жизни индейцеви прославление вольного сущ-ия независ. человека, живущего в общении с природой и еще не знакомого с буржуазной цивил.
Натти зверобой – молодой охотник. Рассказывается о помощи, оказанной Зверобоем молодому индейцу, невеста которого была похищена индейцами племени мингов.
На первом плане – образы Чингачгука и Натти. Среди образов колонизаторов нет ни одногог полож. персонажа. Он наделяет белых колонистов Томаса Хаттера и Гарри Марча наиболее отталкив. чертами и качествами. Они охотники за скальпами индейцев, на продаже их они наживаются. Пират в прошлом, Хаттер приехал в Америку скраваясь от виселицы, индейцев он считает животными, а себя, человека с белой кожей, законным хозяином и властелином.
Замечательные черты характера индейцев противопоставлены в романе грубости и жестокости белых завоевателей.
Зверобоя привлекает жизнь в лесах, вдали от людей, он считает себя сыном племени делаваров и возвращается к ним.
Роман завершается сценой расправы колониальных войск над индейцами-гуронами. Жестокость подчеркивается величием и красотой пейзажа.
Романы просты и динамичны, события развертываются быстро и увлекательно. Купер – большой мастер описания природы, однако эти описания подчинены дейсвтию.
Ирвинг. 1783-1859. Первый амер. писатель кот. завоевал известность. Его деятельность многогранна. Одиннадцатый ребенок в семье. Он был сыном купца. Был юристом, редактором, адъютантом губернатора, посол в Мадриде.
1 период – до 1818. Работает журналистом, издает сатир.альманах. “Сальмаганди”. Юмор, полит-я окраска (против Т. Джефферсона). Насмех-ся над полит-ми нравами Америки.
“Ист-я Нью-Йорка” – комич-я эпопея. Окруж-т патриар-е прошлое ореолом превлек-ти, оно пред-т милым и добрым. Но симп-я к прошлому соч-ся с иронией относ-но бурж-й совр-ти. Много параллелей с совр-ми событиями и деят-ми. Здесь насмешки соседствуют с размышлениями.
2 период 1818-1832 самый плодотворный период. 2 сб-ка новелл “Книга эскизов”, “Брейсбридж-холл”. Испол-т “бродячие” сюжеты Европ-й лит-ры, кот-е уже обработаны. Фигур-т гномы, призраки и т.п. Весь матер-л переосмысл-ся, ему прид-ся нац-й калорит. И. – посредник м/у Европ-й и амер-й культурой. Вводит яркине быт-е детали, ирон-й тон повест-я, взамные переходы реального и волш-го.
1826г. – переводит док-ты о плавании Колумба – 3х томное пр-е “Жизнь Христафора Колумба”. Интер-ся Испанией – “Хроника завоев-я Гранады”. Обращ-ся к Западу.=» тема фронтира. Для жизни на фронтире хар-но свобода, живопис-я природа, приключ-я. Красочно пишет о быте и нравах индейцев. Отд-т предпоч-е их свобод-й жизни, в цивилиз-м общ-ве чел-к связан правилами и услов-ми.
Ирвинг становится создателем новеллистики, кот будут развивать др. писатели. Он иронизирует над меркальтильность, узость мышления.
Ирвинг создатель школы «Литературного пейзажа». Ценность новелл: в портретах людей и др. Его герои самые обычные люди. Присутствует недосказанность, добродушная интонация.
3 период 1832-1859 Путеш. и создает автобиогр. книги по мотивам своих путешествий.
“Рип Ван Винкль”. Глав-й герой – обит-ль деревни, не любит физ-й труд. Беспеч-й нрав помог-т сносить нападки жены. Но автор ирон-т не только над ним. Его возвр-е дает возмож-ть срав-ть старые и новые времена. Перемены не к лучшему. Люди измен-сь. Вместо невозмут-ти и спокойствия – деловит-ть, сует-ть. По срв-ю с мелким политикан-м и стяжат-м ленивое отнош-е к жизни (Рип) выгл-т лучше. Постеп-но его образ стал фольклор-м, олицет-т патриарх-ю Америку докапитал-й поры.
Вопрос 28.
Творчество Э. По. Проблематика и поэтика новелл.
Э. По (1809-1894). Творчество По отличается мрачным характером, иногда звучат мотивы безнадёжности и обречённости. На творчество наложила отпечаток жизнь самого По. Он жил в нищете, рано потерял любимую жену, страдал от одиночества и тоски, злоупотреблял алкоголем. В своём творчестве он беспощадно критикует хищнические нравы, показывает социальные язвы, осуждает бездушие и черствость бизнесменов.
Мировоззрение и творчество писателя глубоко противоречиво, в лучших произведениях он показал неизбежность падения устоев плантаторского Юга. Первый из американских писателей сумел сказать, что в США « где царит беспощадная пошлость, где девизом является выгода, нет места поэзии, красоте».
Наиболее характерной чертой его творческого метода Эдгара является сочетание « фантастичности и фактографичности ». В ряде своих новелл и рассказов выступает как мастер сатирического гротеска и пародии. Беспощадно высмеивает гангстеризм и продажность буржуазной прессы.
Первостепенное значение для последующих поколений мастеров художественного слова в Америке имело психоаналитическое мастерство По.( «Убийство на улице Морг », «Сердце- обличитель», «Черный кот»).
Большое значение имела литературно-критическая деятельность Эдгара. Сурово критиковал низкопробную литературу, выпускавшуюся в то время массовыми тиражами.Э. По анализировал романы и новеллы современников, которые учились у него беспощадной правдивости, мастерству композиции, построению сюжета.
Вопрос 29.