Постпозитивизм и критический рационализм - общая характеристика, представители.
Постпозитивизм
Представители: Карл Поппер (1902-1994), Имре Лакатос (1922-1974), Томас Кун (1922-1974), Пол Фейерабенд (1924-1994).
Особенности по сравнению с неопозитивизмом:
анализируют не структуру науки, а историю науки (логическая реконструкция истории науки);
на передний план выступает проблема интернализма/экстернализма:
интернализм (Поппер): ``Развитие науки осуществляется за счет внутренних факторов, среди которых - логика и эмпирия''; crcэкстернализм (Кун, Фейерабенд): ``Наука движима также и за счет внешних факторов, в том числе социологич., экономич; поскольку основное внимание направлено на изучение процесса развития науки (т. е. рассмотрение знаний не в статике, а в динамике), то главная обсуждаемая проблема - не отделение научного знания от ненаучного (например, от метафизики), а поиск критериев выбора дальнейшего пути развития науки.
Постпозитивисты совершают три великих отказа:
1) отказ от жесткой демаркации науки и не-науки (в частности, нет точной грани между наукой и философией); существует тесная связь метафизических терминов и теоретических понятий науки (например, ``магнит притягивает железо'' - что значит `притягивает'?);
2) отказ от идеи чистого эмпирического базиса (на реальный мир мы всегда смотрим сквозь очки теоретических представлений); например, ``измеренное напряжение равно 40 вольт'' - слово `напряжение' понимается сквозь призму теории);
3) отказ от кумулятивизма (представления о линейном, поступательном развитии науки). Нет наследования знаний в науке. Наука - социо-культурное явление нет никакой прочности в науке.
Кун: концепция ``парадигмы науки Зарождение науки = формирование устойчивой парадигмы. Развитие науки = решение ``головоломок'' в рамках парадигмы + смена парадигм.
Основные положения концепции фальсификационизма Карла Поппера (о критерии научности):
q Легко получить подтверждение положений теории, если мы их ищем.
q Подтверждения только тогда следует принимать в расчет, когда они являлись результатом рискованных предсказаний.
q Всякая подлинно научная теория является запрещением; чем больше теория запрещает, тем лучше.
q Теория, неопровержимая никакими мыслимыми способами, ненаучна (например, марксизм, дарвинизм, фрейдизм).
q Истинный метод проверить теорию на научность - это попытаться ее фальсифицировать (опровергнуть на опыте).
q Попытка сохранить (не отбросить) теорию после ее опровержения ведет к признанию ее ненаучной.
Критический рационализм
Представители: К. Поппер, Г. Родницкий, Ганс Альберт (род. 1921), Дж. Агасси, Х. Шпиннер.
Это - те же идеи Поппера, но с комплексом социально-политических представлений. Основные тезисы:
q человек - существо, подверженное ошибкам, но наделенное разумом;
q его задача - критически относиться к своим поступкам, стремиться исправить свои ошибки;
q ему следует проявлять терпимость (толерантность) к иным точкам зрения: ``умирать должны не люди, а теории'';
q любое научное знание - гипотетично;
q на основании критического рассмотрения можно определить предпочтительность одних научных гипотез перед другими;
q человек всегда находится в ситуации выбора: отказаться от результатов опыта или от теории (= принятой им гипотезы);
q человек несет ответственность за этот выбор, влияющий на путь развития человеческих знаний;
q ход челов. истории зависит от развития челов. знаний, которое мы не можем предсказать, используя рац. научные методы;
q невозможно предсказать ход истории;
q отрицается возможность теоретической истории, сопоставимой (по научности) с теоретической физикой.
Поппер: ``Существует единственный рациональный элемент в наших попытках познать мир - это критические исследования наших теорий. Сами же теории – лишь догадки, предположения. Мы не знаем, мы только предполагаем.
Основные его идеи сформулированы на рубеже 50-60-х годов К. Поппером и Т. Куном и развиты в работах И. Лакатоса и С. Тулмина. Несмотря на некоторые различия, имеющиеся во взглядах представителей постпозитивизма, их объединяет критическое отношение к преувеличению роли абстрактно-логических конструкций, столь характерное для неопозитивистских доктрин, и перенос акцента на социокультурные и ценностные аспекты научного познания. Они заботятся не столько о формальной строгости своих теорий, сколько о соответствии их реальной истории развития науки. Постпозитивисты предлагают новую программу, суть которой заключается в выдвижении на первый план исторического анализа науки, т. е. исследования "роста" научного знания. Постпозитивистов интересуют прежде всего вопросы: Как возникает новая теория? Как распространяется она в научном сообществе? Почему получают признание одни теории и отвергаются другие? Сформировавшийся в рамках позитивистской традиции образ ученого как бесстрастного счетно-решающего устройства высочайшей точности в трудах постпозитивистов обретает личностные черты живого человека, принадлежащего к определенной культуре, защищающего ее ценности и идеалы, несущего нравственную ответственность за свои решения и действия. В результате смягчается резкое прежнее противопоставление эмпирического опыта теоретическому рассуждению. Постпозитивисты убеждены, что теоретическое мышление непосредственно участвует в процессе познания, зачастую даже опережая эмпирический опыт. Ведь даже для того, чтобы зафиксировать какое-то явление как "чисто эмпирический (т.е. чувственно воспринимаемый) факт", человек должен обратить на него свое внимание, выделить его из бесчисленного множества других явлений, предпочесть его всем другим, иначе говоря, отнестись к нему как более важному, более значительному, более ценному, чем все другие. Поэтому постпозитивисты отказываются от позитивистского идеала "беспредпосылочного знания", говоря не о противопоставлении, а, наоборот, о взаимопроникновении эмпирического и теоретического, о "теоретической загруженности" эмпирических фактов. В целом постпозитивизм, сосредоточиваясь на критике общих фундаментальных основ всех форм и этапов позитивистской традиции, решительно отвергает претензии позитивизма на то, чтобы стать единственной научной философией и философией науки.