Чувственное-сенситивное. Рациональное-логическое.
В процессе эволюции человека чувственное познание предшествовало рациональному. По модальности ощущения делятся на : зрительн., слуховой, обонятельный, осязат., вкусовые. 87% информации мы получаем через зрительн.
Ощущения- простейшая форма чувствительного познания. Это информация о каком-либо отдельном свойстве объекта.
Восприятие- формирование в сознании целостного образа объекта.
Логическое познание абстрактное мышление. -Понятие- отражение общего признака какого-либо класса или гр. Объектов(предметов).
-суждение- высказывание,утверждающее или отрицающее какое-либо свойство объекта.
-умозаключение-вывод из 2 или нескольких суждений: 1-дедуктивное(переход от общего к частному)
2-индуктивное(переход от частного к общему)
Среди средств познания существует 2 средства:
-объяснение- подвести его ход к какому-либо закону.
-понимание- раскрытие внутреннего смысла, сущности объекта.
43.Объяснение и понимание. Познание и преобразование действительности.
Понять – значит приобрести. Такое знание, которое отражает суть вещей, соединяет нечто ранее
неизвестное с уже известным, превращает ранее разрозненное в систему. Под пониманием большинство философов имеют в виду специфический способ освоения и познания человеческой реальности – внутреннего мира человека, мира его культуры, продуктов его практической деятельности. Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т.п., одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения.
Исходные, донаучные виды понимания:
освоение и понимание языка;
понимание других людей, - в сопереживании, диалоге;
понимание социальных знаков, норм;
понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта.
Таким образом, понимание – это способность постичь смысл чего-либо и достигнутый благодаря этому реальности; это состояние вызванное внешними или внутренними воздействиями на сознание человека, фиксируемое индивидом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия.
Объяснение как философское понятие рассматривается в качестве важнейшей функции человеческого познания, особенно в ходе научного исследования. Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого объекта. В реальной практике исследователя объяснение осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам. По своему механизму, объяснения, делятся на объяснения через собственный закон и объяснения с помощью моделирования. Объяснение тесно связанно с описанием – этапом научного исследования, состоящего в фиксировании данных эксперимента или наблюдения в помощью определенных систем, принятых в науке.
Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов полученных от действительности.
44. Проблема истины в философии. Истина и правда.
Истина относится к числу величайших ценностей человечества наряду с добром, верой и красотой. Истина близко по содержанию к славянскому слову «естина».
Аристотель: Истина- знание о предмете, которое соответствует самому предмету. В основе аристотелевского учения лежит принцип соответствия: наши знания соответствуют какому-либо предмету. Когерентная теория истины рассматривает истину как соответствие одних знаний другим. Конвекциалистская теория истины (Карл-Отто Апель-согласие истина-продукт соглашения людей). Долгое время держалось убеждение, что солнце вращается вокруг земли. Прогматистская теория истины-действие,дело.
Характеристики истины: истина субъективна и объективна в одно и тоже время. Субъективна по форме, по содержанию-объективна. Истина конкретна. Конкретность истины-учет условий, места и времени, в которых находится объект.
Абсолютность и относительность. О. Шпенглер: «Вечных истин нет» Относительность истины-ее неполнота, неточность, незавершенность. Абсолютность-полное, исчерпывающее знание о мире в целом.
Истина и правда.
Истина- категория гносеологическое, познавательное.
Правда-психологическая, этическо-нравственная.
45. Сущность науки, ее происхождение. Научный метод.
Наука - специфическая позновательная деятельность человека, направленная на полечения нового знания.
Наука- социальный институт, т.е совокупность учреждений, организаций, которые занимаются получением, сохранением и распространением научной информации.
Наука – форма сознания общества, в которой отражается основные закономерности окружающего нас мира и природного и общественного.
Философия науки как и раздел философии возник во II половине 19в. Представители – позитивисты (А. Конт., Г. Спексер., Дж.Ст. Милль)
Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.
46. Структура и функции науки. Классификация наук.
Структурные элементы научного знания – научная картина мира, идеалы и нормы научного знания, философ. основн.науки.
Центр.в структуре науки является разделение его на 2 группы: 1.элепический (опытный) 2.теоретический(умозрительный).
Эти уровни отличаются:
1. По результатам исследования
2. По соотношению чувствительного и рационального познания элепирия, чувчтвительное познание в основном.
3. По методам, которые используются (эмпирическое, теоретическое)
Функции науки:
Гносеологическое или познавательное
Коммуникативная
Прогностическая
Праксиологическая
Гуманистическая
Классификация:
Естественные науки
Социально-гуманитарные
Технические науки.
47. Этапы развития науки. Научные революции.
Три этапа научного знания:
1. Классическая наука (17-19вв)
2. Неклассическая (Iполовина 20 века)
3. Постнеклассическая (IIполовина 20 века).
Научная революция — это длительный процесс. Он сопровождается радикальной перестройкой и переоценкой всех ранее имевшихся факторов. Революционные периоды в развитии науки всегда воспринимались как особо значимые. В истории науки особое значение имели научные революции.
Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому можно говорить о частно-научных и общенаучных революциях. Новые методы исследования могут приводить к далеко идущим последствиям. Так, появление микроскопа в биологии означало научную революцию. Появление радиотелескопа означало революцию в астрономии. Иногда перед исследователем открывается новая область непознанного. Это может вызвать революционные изменения в ходе научного познания, как случилось, например, при открытии микроорганизмов и вирусов, атомов и молекул, электромагнитных явлений, элементарных частиц, при открытии явления гравитации, других галактик, мира кристаллов, явления радиоактивности и т.п. Т.о., в основе научной революции может быть обнаружение каких-то ранее неизвестных сфер или аспектов действительности.
48. Эмпирические методы научного познания.
Методы эмпирического познания:
Эксперемент-практическая деятельность, если сравнивать наблюдения и эксперименты, то эксперимент более активный метод познания.
Это активное воздействие с помощью прибора.
Эксперим.- великое явление, которое является связ.звеном между теорией и практикой. Эксперименты делятся –по объекту(хим., физ., соц., биол., физ.)
- по средствам и условиям(прямой., модельный., полевой., лабораторный.)
-по цели своего применения(исследоват., доказат., модельн.)
Главная функция эксперимента - подтверждение или проверка теории. Но эксперимент может носить и поисковый характер. Бывают стихийные эксперименты. Например - революции. Социальные эксперименты имеют особенность: они могут вызвать ужасные необратимые изменения объектов. Поэтому к ним предъявляются следующие требования:
- перевод объекта в новое состояние не должен нарушать его функционирования;
- эксперимент должен способствовать оптимизации функционирования объекта;
- отрицательные последствия должны быть обратимыми;
- потери объекта должны быть минимальными.
49. Методы теоретического уровня научного познания.
Методы теоретического познания помогают делать логические выводы и умозаключения, основанные на исследовании полученных фактов, вырабатывать суждения и понятия. основными из них являются:
1. Идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования;
2. Синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;
3. Анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;
4. Формализация – отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях;
5. Рефлексия – научная деятельность, направленная на исследование конкретных явлений и самого процесса познания;
6. Математическое моделирование – замена реальной системы на абстрактную, в результате чего задача превращается в математическую, поскольку состоит из набора конкретных математических объектов;
7. Индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знаний общего процесса;
8. Дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению.
50. Формы научного познания: проблема, гипотеза и гипотетико-дедуктивный метод.
Формы научного познания
1. проблема
2. гипотеза
3. теория
Проблема (с лат. Препятствие или задача) – знание о познании.
Гипотеза – (основа или предложение с греч.-эксперементально обоснованное переходит в статус теории.
Теория – система обобщенного знания научных идей и принципов, отражающих определенную часть окружающего мира или сферу общественной жизни.
Синтетическая функция – одна из ведущих функций научной теории.
Гипотетико-дедуктивный метод- метод получения нового знания и метод развертывания теории, сущность которого заключается в создании дедуктивно-связанных между собой гипотез, из которых выводятся (дедуцируются) в конечном итоге утверждения об эмпирических фактах. В основе метода лежит постулат о том, что развитое теоретическое знание строится не за счет процедур индуктивного обобщения данных и фактов, т.е. “снизу”, а развертывается как бы “сверху” по отношению к последним. Можно выделить три этапа в реализации этого метода:
1) построения связной, целостной, дедуктивно-соподчиненной системы гипотез;
2) процедуры верификации или фальсификации этой системы;
3) уточнение и конкретизация исходной конструкции.
51. Философия техники : круг ее проблем.
Философия техники – отрасль философского знания , которая изучает сущность первопричины развития техники , те проблемы. Которые возникают во взаимодействии техники и человека.
Как особая наука возникла в 60 г.г. 20в.. а как направление в философии – в конце 19в.
Основоположник – Эрнст Капп, который в 1877г.написал работу «Основные напрвления философии и техники»
Концепция Каппа является антропологической и заключается в следующем «техника – продолжение органов человеческого тела» (органопроекция).
Техника продолжает организм человека в орудиях труда.(крючок – палец - человек)
Согласно Каппу антропологические критерии – человек, определяют критерии развития техники, орудий труда.
Термин техника – древнегреческого происхождения – искусство, умение, мастерство.
Аристотель в своей Никомаховой пишет об этике как о мастерстве
4. Техника – комплекс инструментов, орудий труда, искусственные средства , созданные людьми в целях преобразования природы о окружающего мира.
5. Техника – совокупность технологических приемов, умений в какой – либо сфере деятельности.
Первый философ Оствальд Шпенглер автор работы «Закат Европы» 1819г .Техника по мнению Шпенглера – эта стратегия всего живого. Человеку для уживания необходима техника. Он 1-ый заметил , что техника – особое использование природных энергий.
В последнее время, по мнению М.Хайдегера техника правратилась в нечто агрессивное и угрожающее сущности человека.
52. Аксиология – философия ценностей.
Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. То есть ценность и польза две стороны одной и той же медали.В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.
53. Человека как проблема философии. Социальное и биологическое в философии.
Проблема человека - одна из самых важных для всей философии, а именно как философия выражает отношение человека к миру. Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. И более того, рассматривает неповторимые особенности, которые присущи только лишь человеку и никому более. В связи с этим очень сложно вычленить в комплексе философского значения те сюжеты, которые относятся не иначе как к человеку. Какую бы проблему мы ни взяли, она, в окончательном счете, приводит к теме человека. Таким образом, проблема человека в философии является можно сказать неисчерпаемой.
Человек - это природное существо, однако одновременно с тем социально-природное. Природа дает человеку гораздо менее, чем требует от него жизнь в обществе. Каким же образом в человеке объединяются его биологические и социальные начала? Человек рождается с не целиком сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, то есть генетически они заложены не иначе как как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя его социальную сущность. Новорожденный исконно оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым - их действиям, звукам и т.п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка - это привилегия человека. Таким образом, ребенок выходит на свет как раз как человеческое существо. И как бы то ни было в момент рождения он - лишь только кандидат в человека и никак не может стать им в изоляции. Его вводит в мир людей общество, как раз оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием. Итак, человеческий индивид - единство биологического, психического и социального, приводящее к появлению свежей качественной ступени - человеческой личности.
54. Общество: основные способы (модели) его интерпритации.
В учебной и научной литературе приводятся разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как:
1. выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития;
2. система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат;
3. система взаимодействия (интеракции) между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей;
4. система социальной коммуникации между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей культуры;
5. система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами;
6. система отношений между большими (макросоциальными) группами - классами, этносоциальными общностями и выражающими их коренные интересы учреждениями;
7. система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;
8. система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются соответствующие потребности и интересы общества.
55. Техника, ее сущность и роль в обществе.
Наука и техника как направления человеческой деятельности существуют с давних пор. Однако, если в прошлых столетиях проблемы этих областей интересовали лишь узкий круг причастных к ним интеллектуалов, а отношение к технике было сугубо прикладным, то наше время выдвинуло оба этих явления в центр общественного внимания, привлекло к ним взоры миллионов людей. Осмысление их значимости для истории и каждого человека стало насущей задачей философской мысли. Сейчас философия техники и философия науки сформировались как относительно самостоятельные области теоретического поиска, не менее значимые, чем традиционные онтология и гносеология.
Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Определяющее воздействие техники испытывают такие социальные сферы и институты как экономика, экология, наука, политика и т. д.. В нашем веке это принципиальным образом изменяет социальный статус техники, превращает ее в фактор, определяющий будущее человечества. Немаловажно и другое обстоятельство. Техника нашего времени больше не техника прошлых веков. Техническое развитие достигло такого уровня, что, в принципе, человек может осуществить любое свое желание, все меньше и меньше остается невозможного для человека, оснащенного техникой. Все это обостряет проблему последствий технического развития. Человек так глубоко проникает в недра природы, что по сути своей техническая деятельность в современном мире становится частью эволюционного процесса, а человек - соучастником эволюции.
56. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества.
На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса.
1. — формационный, или монистический,
2. — цивилизационный, или плюралистический.
1) Формационный: Маркс, Энгельс. – объективный, естественный исторический процесс смены формаций. Функционирование и время существование формаций зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические отношения определяют все другие (понимание в духе экономического материализма).
2) Цивилизационный. Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Непрерывность эволюционность развития. Если в 1) – есть предопределенность, направленность, то в 2) – многоваринтности истории. В случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть действительным субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей объективности как к совокупности явлений и процессов, законов их развития, существующих «независимо от воли и сознания людей». Свобода человека ограничивается рамками экономической необходимости.
«Прогресс» (лат)-движение от низшего к высшему. Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию. Проблемами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
57. Общество как система. Теории социальной стратификации, социальной мобильности.
Система – совокупность элементов, связанных определенным образом. Свойство - проявляет себя как единое целое. Система – больше, чем сумма элементов. Обладает такими свойствами, которыми не обладают свойства по отдельности.
Виды систем: 1. Простые - есть взаимодействие между всеми элементами (малые группы)
1. Сложные - элементов много.
Общество развивается по двум условиям: 1. Меняется структура и процессы в самом обществе, меняется способ функционирования, эта система со сменными структурами.
2.Носителем соц.сети является как человечество в целом, так и само общество (Например – в отдельных странах)
Социальная стратификация — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Стратификация — это деление общества на специальные слои путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом. Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит.
Социальная мобильность
Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве.
58. Религия в ее философском осмыслении.
Религия является предметом религоведения, истории религии, теологии (изучение религии изнутри)
Философия религии – попытка осмысления сущности религии как формы общественного сознания, ее происхождения и социальной роли, которую она играет в обществе.
Человеку изначально свойственно религиозная потребность духа, потребность верить в абсолюно что то сверхестественное. По Фейербаху, истоки религии коренятся в сердце человека.
Религия (По Марксу) – особая форма общественного сознания, главным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил (силы природы, социальные силы)
По Фрейду – это факты и обстоятельства реальности, сообщающее то, что требуют веры. Также по Фрейду – это арсенал представлений, порождающих человеческой беспомощностью еще в раннем детстве.
Религию чаще всего порождает страх смерти. Кант: Религия является источником нравственности для человека. Религия – благочестие, святость, мировосприятие, опирающееся на веру в Бога.
Структура религии.
Религиозное сознание – т.е вера – центральный элемент – это психологическая установка чего – то существующего.
Религиозная вера – вера в сверхъестественные элементы.
1. Религиозное сознание: (религиозная психология обыденного)
(Религиозная идеология теоретического)
2.Культ и культовые действия
3.Организация (церкви, мечети)
4.Религиозные отношения.
Функции религии:
1. Компенсаторная
2. Воспитательно-нравственная
3. Мировоззренческая.
59. Смысл и назначение человеческой жизни.
Говорят, чтобы постичь смысл жизни, нужно ее прожить. В этом есть своя правда. Дать полный, абсолютный ответ на вопрос о том, в чем заключается смысл жизни человека, едва ли возможно. Это означало бы исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не исчерпывается рациональным объяснением. Видимо, вопрос этот имеет реальный смысл лишь применительно к отдельной личности. У каждого человека смысл жизни свой, индивидуальный, и состоит он в осознании им своего бытия как собственно человеческого, как личности. Понимание смысла жизни придает жизни человека цель и значение. Психически. Утверждают, что смысл жизни человек проявляет, прежде всего, в труде, в создании материальных и духовных ценностей. Это так. Но разве одним трудом исчерпывается жизнь человека? Разве другие стороны его бытия наполнены меньшим смыслом, чем труд? Есть мнение, что смысл жизни человека выражается в борьбе, в его борьбе с природой, злом, пороками. Действительно, в такого рода борьбе люди утверждали свое достоинство, расширяли параметры свободы. Но ведь жизнь людей сопряжена не только с борьбой, но и со стремлением к единству, согласию, взаимопониманию и сотрудничеству. Может быть, высшая житейская мудрость заключается в том, что человеку надо жить так, как ему предначертано природой, жить своей подлинной жизнью, быть человеком при всех обстоятельствах и вопреки им. Истинный смысл жизни человека заключен, прежде всего, в самой жизни, в ее вечном движении как постоянном становлении и развитии самого человека. Такое понимание смысла жизни не исключает высоких целей и идеалов.
Смысл жизни человека не следует замыкать на личном благе. Поскольку человек - существо общественное, постольку в его смысле жизни личные интересы определенным образом сопряжены с интересами общества. Реализуя в создании материальных и духовных ценностей свои способности, свой творческий потенциал, индивид тем самым вносит свой личный вклад в общее дело, в прогресс человечества. Таким образом, трагизм индивидуальной смерти человека преодолевается тем, что и после смерти он остается в результатах своей деятельности, в благодарной памяти потомков.
60. Философия любви: любовь в истории культуры.
Любовь – великая радость и страдания.
В. Белинский; «Любовь - пробный камень нравственности.
Любовь – максимальная детерминанта, причина, жизненной стратегии.
Любовь - творческий стимул человека, позволяющий ему творить ценности в науке, в жизни.
Любовь - отношение к какому-либо или чему-либо как к безусловной ценности, соединяется с которой мыслится как благо.
Парадигма всех видов любви - любовь между мужчиной и женщиной.
Бэкон – любовь это препятствие для серьезных действий.
Наполеон – считал, что любовь отвлекает воинов от великих побед.
Персидский писатель Катбу написал «любовь – бушующее море, а разум – песчинка».
В эпоху античности любовь является главной космической силой, которая учавствует в рождении мира и человека. В Древней Греции существует классификация ;
1. Эрос – любовь страсть, половая любовь, способная дойти до безумия.
2. Сторге – привязанность (муж и жена).
3. Жертвенная любовь – агапэ.
4. Филиа – любовь дружба, любовь единомышление .
В средние века воцарился христианский идеал любви. Бог есть любовь. Идеал христианской любви выражен в послании апостола Павла Коримфянам. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любовь не имею, то я медь звенящая или кинвал звучащий ибо Христос нам дал заповедь «Я возлюбил Вас, так и Вы любите друг друга».
Эпоха Возрождения возвращает любви характер жизненной ценности.
Эпохе Нового Времени (17в) По мнению Фекарта (трактат о страстях души) Он проводит различия видов любви:
1. Любовь – самопожертвование (родители-дети)
2. Любовь вождевение
3. Любовь страсть(деньги)
Спиноза расценивает любовь как эффект и дает ему определение. Любовь – удовольствие сопровождаемое идеей внешней причины.
61. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Свобода – слово многозначное. Крайности в понимании свободы:
Свобода – есть познанная необходимость.
Свобода (воля) – возможность поступать так, как хочется.
Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (время выбора).
Свобода - это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.
Свобода состоит не в воображаемой независимости объективной необходимости, а в умении принимать решения дела. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.
Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение.
Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.
62. Жизнь как звено бытия мира. Философия и естественные науки о жизни.
И действительно, в принципе невозможно дать какую-либо краткую, исчерпывающую характеристику жизни. Ясно, что это фундаментальная сфера бытия, неотъемлемая его составляющая. Жизнь как звено в бытии мира представляет собой наиболее совершенную форму движения материи в виде саморазвития организмов. Она принципиально отличается от иной материальной действительности своей одушевленностью. Такой точки зрения придерживался еще Аристотель.
Естественной наукой и философией жизнь рассматривается с разных позиций. Так, естественные науки стремится постигнуть и объяснить законы функционирования жизни на Земле как наивысшей формы движения материи. Философия же ищет источник (или первоначало) этого движения. При этом она рассматривает «жизненный процесс» (Бергсон) целостно, в единстве множества объективных условий и факторов, но всегда как совокупность строго дифференцированных биофизио-логических и социально-психологических процессов. Постижение жизни естествознанием предполагает установление онтологической направленности научного исследования биосферы (греч. bios - жизнь и sphaira - сфера, область). В нем рассматриваются три важнейшие проблемы. Первая - природа жизни как специфического вида материи. Вторая - возникновение жизни на Земле. И третья - распространение жизни на Земле и во Вселенной. Лауреат Нобелевской премии академик Н.Н. Семенов резонно заметил: «Живая материя имеет некоторые новые дополнительные физико-химические свойства, не встречающиеся пока в том комплексе видов материи, которые нам знакомы в неживой природе. Я не думаю, что живое является просто сложной комбинацией тривиальных физико-химических процессов, хорошо известных нам из физики и химии. Это было бы грубо механической точкой зрения. С другой стороны, я не сомневаюсь, что эти новые физико-химические свойства живой материи могут быть изучены и поняты путем применения обычных или вновь для этого разработанных физико-химических методов и теорий»
Естественными науками установлено, что химическая форма движения материи есть уникальная система функционирования различных физико-химических процессов на Земле. Но наряду с химическими превращениями происходят те или иные физические изменения в атомно-молекулярном и надмолекулярном веществе. Поэтому ученые стремятся глубже изучить и понять физико-химический механизм жизни, не отказываясь при этом от осмысления качественной ее специфики. Все полнее учитывается отличие разрозненных физических и химических процессов от той целостной биологической системы, которая возникает в результате их объединения, совместного, кооперативного осуществления. Физические изменения и химические процессы в конце концов привели материю к биологической форме движения.
Еще Гераклит Эфесский, а позднее Аристотель обратили внимание на то, что для познания природы вещей и земных явлений необходимо знать их истоки, историю происхождения. Это относится и к познанию природы жизни, которая может быть понята только в свете ее генезиса и дальнейшего развития. Данный процесс осуществлялся в течение многих миллиардов лет самодвижения неживой, а затем и органической материи. В связи с этим ученые и философы все активнее стремятся понять прошлое, настоящее и предсказать будущее нашей планеты. Пока известно, что жизнь есть только на Земле. Причем, что очень важно, она есть даже там, где ее вроде бы и не должно быть, - во льдах Антарктиды, в которых многие микроорганизмы «законсервировались» на миллионы лет. Сегодня удается возвращать их к обычной жизни. Именно этот факт позволяет говорить о новом виде материи - живом веществе, являющемся носителем порядка на Земле
63. Современные учения об эволюции жизни.
Теория эволюции (дарвинизм) - это тот раздел биологии, который в результате засилья догматических взглядов пострадал в советское время в такой же степени, как и генетика. Вначале, как всякое другое учение (марксизм, маоизм, буддизм), учение носило имя учителя - "дарвинизм".Эта теория хорошо разработана, экспериментально проверена и подтверждена. Она постоянно совершенствуется и соответствует обнаруженным фактам, удовлетворительно их объясняет. Современная теория эволюции представляет собой синтетическую науку, базирующуюся на всех науках биологического комплекса. Современная теория эволюции основана на учении Дарвина о происхождении жизни, возникновении разнообразия живой природы, адаптации и целесообразности у живых организмов, о возникновении человека, возникновении пород и сортов. Современный дарвинизм часто называют неодарвинизмом, синтетической теорией эволюц