Бессознательное. Сознание и язык. Сознание и мозг.

Бессознательное. Этой проблемой занимались Платон, Гартман, Фрейд. Эта та часть психики человека, познавательные образы которой непосредственно не осознаются (память, бессознательная мотивация (мотивы, стремления), ошибки, оговорки, описки, а также та сфера которая открывается психолого или спец-стугипнологу).

С. Гроф вводил человека в состояние гипноза. К человеку иногда приходят мечты,грезы и сноведения. Источником сознания человека является окружающая человека действительность. Мозг-не источник, а материальный субстрат или носитель, а сознание является функцией мозга. В 19в появилось направление «вульгарного материализма» Представители: А.Бюхнер, Я.Молешотт и К.Фогт, которые считали, что сознание также материально как и сам мозг. По мнению Фогта мысль выделяется мозгом также как и желчь печенью, моча почками.

На самом деле сознание идеальный феномен, субъективный образ объективного мира.

Правое полушарие(худ.тип мышления) интуиция, мышление,обработка несловесной информации. Работает нелинейно, а целиком дает общую картину,понимает метафоры,иносказания, аллегории.

Левое полушарие (логическое мышление) доминирует у математиков.

Язык-средство выраженная субъективного мира личности, наших мыслей, чувств и переживаний. Это материальная знаковая система с помощью которой хранится, передается информация. Язык также древен,как и сознание.

Функции языка: - обозначение

-выражения или экспрессия

-коммуникативность

-сугестивная функция внушения

-психотерапевтическая функция.

Сознание делится на: обыденное- здравый смысл, отражение условий повседневной жизни

Теоретическое- отражает вещи и явления мира на уровне сущности.

40.Общественные прогресс и его критерии.

Прогресс - поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. Общественный прогресс – это постепенное культурное и социальное развитие человечества.

Говоря об общественном прогрессе - это увеличение в обществе счастья и добра. И критериями общественного прогресса являются:

1) темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе;

2) степень свободы работников производства от эксплуатации;

3) уровень демократизации общественной жизни;

4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов;

5) увеличение человеческого счастья и добра.

Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших времен и опиралась на факты умственного движения человека вперед, что выражалось в постоянном приобретении и накоплении человеком новых знаний, позволяющих ему всё более понижать свою зависимость от природы. Поскольку философия рассматривает мир как целое, то, присовокупляя к объективным фактам социально-культурного прогресса этические аспекты, она пришла к выводу, что развитие и совершенствование нравственности человека не является таким же однозначным и неоспоримым фактом, как развитие знаний, общей культуры, науки, медицины, социальных гарантий общества и т.д. Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день признаны:

1. Экономический критерий. Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т.д.

2. Уровень гуманизации общества. В обществе должны расти: степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т.д.,

3. Прогресс в нравственном и духовном развитии личностИ.Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования, для творческой деятельности и духовной работы.

41.Гносеология о субъекте и объекте познания. Активность субъекта в процессе познания. Агностицизм.

Познание изучается гносеологией 21-й век- «общество знания». В наше время знания-большая ценность. Познание-процесс духовно-практического овладения действительности (природной и социальной).

Гноссеологические концепции: Скептицизм(Пиррон)Декарт сомневался даже о собственном существовании «Я мыслю, следовательно я существую»

Агностицизм- отрицательные возможности познания.

Кант: человек может познать сущность явлений. Они остаются «вещами в себе» (бог, душа, бесконечность пространства, вечность). Гноссеологический оптимизм. Вещь в себе становится вещью для нас.

Структурными компонентами познания являются объект и субъект.

Объект-фрагмент действительности, на который направлена познавательная активность субъекта.

Субъект познания индивид, группа людей или общество в целом, активно участвующих в процессе познания.

Созерцательный материализм отрицает активность субъекта познания.

Субъективные идеалисты- Дж.Беркли (17в)-существовать, значит быть воспринятым; Фихте.

42. Знание и его формы. Чувственное и рациональное в познании.

Знание-результат процесса познания,т.е овладение объективной истинной информацией,отражающей законы окружающей действительности.

Виды знания:

-художественное(искусство)

-преднаучное знание, основанное на эмпирическом (случайно)

-религиозное

-знание и вера

-проблемы соотношения науки и религии

-убеждения, основанные на личностных знаниях, которые прошли проверку личностным опытом, в ходе которого подтвердили свою истинность или опровергли.

Наши рекомендации