Философия психоанализа Фрейда.
Философия психоанализа — одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру — искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд — врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи. Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни. Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания концепции бессознательного (конец XIX века — до 1920 года), когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер. Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача — обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения. На втором этапе творчества (1920–1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы — Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода — динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, — кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения. Каждый из «этажей» психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, ибо жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое он включен. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета, и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний.
26. Философская мысль средневековой Руси (12-17вв)
Русская философия возникла в 11 в после принятия христианства и с самого начала она носила характер дополнения религии. Философия существовала не в виде развернутых теорий, а виде отдельных идей в рамках религиозного мировоззрения. Идеи византийской философии использовались в Киевской Руси как средство осмысления своих проблем. Одним из древнейших произведений является «повесть временных лет», написанная Нестором. Он утверждает, что человек имеет свободную волю и поэтому несет ответственность за свои действия. Ответственность за свое поведение несут не только отдельные люди, но и целые народы. Если они нарушают божественные заповеди, бог их наказывает различными бедствиями, а некоторые из них даже гибнут. Это происходит из-за того, что в истории действуют 2 силы – добро и зло. Добро – это божественное провидение, т.е. предвидение бога о том, как должно быть. А зло – это дьявольское искушение. Он говорил, что не существует избранных народов. Все народы равны, если они приняли истинную религию. Он высказывает мысль об единстве славянских народов. «слово о полку Игореве» - автор неизвестен. Проводится необходимость о единстве государства. Т.е. князья должны объединиться, чтобы защитить страну. Подчеркивается значение православия. «Толкования Палея» и «Диоптра» (12-13 в). В них содержались идеи об устройстве мира и природе человека. Считалось, что земля – это прямоугольник, окруженный океаном, а вокруг вращаются разные уровни неба. Человек состоит из души и тела, которые создаются одновременно в момент зачатия. С одной стороны душа бестелесна, в то же время она соединяется с телом при помощи кровавых жил. Душа должна господствовать над телом. Но это непросто, т.к. тело заражает душу страстями (жадность, гнев и др). В то же время душа без тела в земном мире существовать не может. У души есть словесная сила – разум. В 14-16 в возникает новая социально-экономическая и политическая ситуация и новые проблемы. Развитие городов создает почву для появления ересей (форма свободомыслия). Мышление было в религиозной форме – в виде библейского философствования. Читая библию многие находили там поводы для критики власти, в особенности церкви. В 16 в возникают новые ереси: дворянин Матвей Башкин, Феодосий Косой и другие. Они отрицали божественную природу Иисуса Христа, считали, что это был просто человек, высказывали сомнения о конце света и страшном суде, считали недопустимым крепостничество и холопство, т.к. это противоречит христианству. Резкой критике подвергалась церковь и таинства на том основании, что б этом ничего не сказано в Библии. Ещё одна проблема – спор внутри церкви – спор иосифлян (Иосиф Волоцкий) и нестяжателей (Нил Сорский и его последователь Вассиан Птрикеев). Вопрос был такой: должна ли церковь иметь большие богатства и должна ли церковь участвовать в политической жизни. Иосифляне считали, что церковь должна иметь богатства (для помощи бедным, больным и т.д.), и что она должна активно участвовать в политике и руководить великим князем. Нестяжатели считали, что богатства церкви не нужны, монахи в монастырях должны жить только своим трудом и при этом устав в монастырях должен быть строгий. Монастыри не должны иметь крепостных. Все деятели церкви должны вести строгий правильный образ жизни и церковь не должна вмешиваться в политику. Позднее было признано, что церковь должна иметь богатства, но при этом она признавала над собой власть царя.
27. Философия русского Просвещения (18 – нач 19 в) Татищев, Прокопович, Ломоносов, Радищев.
Просвещение – культурно-историческое течение, время существования которого, захватив конец XVII века, протянулось до начала XIX в. В эту эпоху «были созданы предпосылки, благодаря которым стала действительностью мысль, что с помощью человеческого разума можно не принимать существование человека таким, как оно сложилось, а планомерно изменять его, превратив в такое, каким оно действительно должно быть.
Татищев был сторонником Просвещения, развития торговли. Науки он разделил на: нужные, полезные, бесполезные и вредные. Нужные – естественные науки; полезные – все остальные, преимущественно гуманитарного характера; бесполезные – живопись, скульптура – всё, что относится к искусству; вредные – чернокнижие, колдовство и др. у него был оригинальный взгляд на историю человечества. Он делил историю на детство, юность, зрелость и старость. Признаками старости он считал развитие письменности и книгопечатание, т. к. в старости память человека стареет, а он записывает; развитие транспорта и всевозможной техники – это аналогично костылям и тростям (развитие научных приборов – телескоп, микроскоп и др.).
Прокопович ценил науку и образование. Был сторонником 2-х истин: истина веры и истина разума. Противником его был Яворский, который считал, что истина веры выше истины разума.
Ломоносов был сторонником эмпиризма, но при этом не отрицал важности научной теории, он придерживался механицизма. Все физические явления сводятся к механическим. Он сказал, что тепло – это вращение частиц вещества вокруг своей оси. Высказал мысль о горизонтальных перемещениях. Был сторонником просвещенного абсолютизма.
Радищев находится под влиянием французского материализма. Весь мир состоит из вещества и это относится также и к человеку. Его психические и умственные способности – свойства его сложного организма. Позже он стал сомневаться в идеях материализма и стал допускать существование души. Был сторонником освобождения крестьян и призывал освободить их до того, как они освободятся сами при восстании. В области устройства государства он был сторонником республики. Был противником социального неравенства. Временами он обращался к религии.