Философия Канта о познании мира. Категорический императив.

Кант попытался осуществить синтез рационализма и сенсуализма. Существует изначально разум как способность к мышлению (рационалисты). Но у нас нет никаких гарантий, что логика наших мышлений соответствует внешнему миру. Следовательно мир непознаваем. Философия Канта поэтому называется агностицизмом. Агностицизм Канта не был абсолютным. Он считал, что познание мира возможно, но в субъективных формах, присущих человеческому мышлению. Наши знания всегда останутся субъективными и не будут в полной мере соответствовать внешнему миру. Есть субъективные формы восприятия – это пространство и время. Они не являются наглядными, но в то же время мы видим всё происходящее в пространстве и времени. Можно накапливать наблюдения и факты, но они все будут в пространстве и времени. Формы мышления – это категории. Прежде всего это причина и следствие. Осмысление наших наблюдений в категориях тоже субъективно. Источник пространства и времени как форм восприятия и мышления неизвестен. Он говорил, что разум не прозрачен для самого себя.

Категорический императив - философский термин, характеризующий нравственный закон в этике Канта. Императивом Кант называет предложение, имеющее форму повеления. По Канту, императив может быть либо гипотетическим, либо категорическим. Первый выражает повеление, обусловленное (как средство) желаемой целью; второй высказывает безусловное повеление. Это различие двух видов императива Кант дал в работе «Основоположение к метафизике нравов» (1785). К. и. предписывает каждому действовать по правилу, относительно к-рого действующий мог бы хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом. Понятие «К. и.» метафизично, т. к. выражает у Канта абсолютное противопоставление того, что должно быть, тому, что есть. Это противопоставление отражает практическую слабость совр. Канту нем. бюргерства, к-рое оторвало теоретические принципы этики о лежавших в их основе практических классовых интересов и рассматривало эти принципы в качестве «чисто идеологических определений понятий и моральных постулатов»

Идеалистическая философия Гегеля. Противоречие между системой и методом.

Кант поставил вопрос о природе субъекта, о его отношении к внешнему миру, но считал их неразрешимыми. Гегель попытался решить эти вопросы. Субъект стал пониматься так: субъектом является мировой разум, воплощенный в человеке. Отдельный человек – это только часть всемирно исторического процесса и продукт общества своего времени. Мировой разум познает сам себя, воплотившись в природе через сознание человека. Познание идет через сознание и разрешение противоречий. Любое знание о мире ограниченно и односторонне. Поэтому логически из любого знания вытекает его противоположность – иная точка зрения или иной подход к познанию. Иная точка зрения тоже односторонняя, поэтому далее идет синтез. Познание представляет собой преодоление противоречий. Такое понимание познания называется диалектика. Она присуща не только познанию, но и объективной реальности, т.к. сама реальность – это воплощение разума с его противоречиями, то она тоже противоречива. Доказательством познания является практика, но деятельность не одного человека, а всего человечества. Процесс самопознания мирового разума и соответственно исторический процесс заканчивается философией Гегеля, по его мнению. Мировой разум осознает, что он познавал сам себя. Все последующие события не имеют никакого смысла, ничего нового уже быть не может. Те общественные условия, при которых завершилось познание мирового разума. Это высшее состояние общества, при котором достигается оптимальное соотношение государства, личности и гражданского общества.

Согласно гегелевской диалектике, в каждой вещи, находящейся в состоянии тождества к самой себе, заложено её отрицание, нечто иное. Благодаря этому происходит сначала процесс зарождения противоречий, а затем и процесс разрешения их. Диалектика Гегеля требует вечного развития, революционных изменений. В то же время философская система Гегеля требует возврата к исходному пункту развития. Возникает противоречие между диалектическим методами метафизической системой Гегеля.

Наши рекомендации