Философское мировоззрение, его особенности.

Философское мировоззрение, его особенности.

Философия – это мировоззрение, но не обыденное, а упорядоченное, теоритизированное.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру.

Мировоззрение – совокупность знаний, взглядов, убеждений, настроений, в которых отражается отношение человека к миру и самому себе.

Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Две главные черты характеризуют философское мировоззрение:

1. Его системность

2. Теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку.

Философия ориентирована на раскрытие следующих основных проблем:

1.Отношение мира и человека 2.место человека в этом мире 3. Его предназначение.

Структура и функции философии.

Философия от др. гр. Слов переводится как любовь к мудрости. Философия – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философ – человек, стремящийся к высшей мудрости. Мудрость – это знания, умноженные на опыт и ставшие личными убеждениями.

Структура философии.

· Онтология – учение о бытие

· Гносеология – теория познания

· Логика

· Философская антропология

· Социальная философия – философия общества

· Эстетика – наука о прекрасном

· Этика – учение о прекрасном

Функции философии.

· Мировоззренческая

· Познавательная (философия создает универсальную всеобщую картину мира)

· Методологическая (философия изучает методы познания и развивает свой метод – диалектика (учение о развитии). Антикодом диалектики является метафизика)

· Критическая (Бердяев сказал: «философия - самая незащищенная часть культуры»)

· Интегративная

· Культурно-воспитательная

Философия древней Индии. Буддизм.

Философия в Др. Индии возникла в 6 в до н. э. Единое государство распалось. Разочарование в древней религии. Религиозные и философские идеи возникли от 7 до 3-го века. Они представляли собой переосмысление древнеиндийской религии. Общие элементы: мир возник из единого целого, которое потом разделилось на существующее и несуществующее? Разделилась на небо и землю, появились боги. Топас – жизненное тепло. Он породил желание. Мир подчиняется единому вечному закону. Главную роль играло состояние души. Существует переселение души после смерти за исключением душ жрецов.

Брахман – сила, правящая миром. Общество делится на 4 группы:

ü Брахманы (жрецы) – высшее сословие

ü Воины и правители в Кшатрии

ü Вайшои (ремесленники, земледельцы)

ü Шудры.

Такое деление сохранено изначально со времен создания мира.

Возникло представление о карме – действие или следствие. Душа переселяется в зависимости от поведения человека. Идея переселения душ была переосмыслена и приняла вид наказания или награды. Возникла идея нирваны – состояние, которое нельзя назвать ни жизнью, ни смертью. Это состояние невыразимо в человеческих состояниях. Это хорошо, т. к. в нирване нет страдания. В эту эпоху возник буддизм. Буддизм исходит из того, что жизнь – это страдание. Выход из страдания – в нирвану. Причина – желания, а путь в нирвану – укрощение своих желаний. Правильный образ действий – отказ от действия. В питании человек должен ограничиваться растительной пищей. Запрет на убийство и даже на самооборону. Буддистская философия не интересуется вопросами происхождения, т. к. эти вопросы не имеют значения для спасения. Сам мир является иллюзией.

Человек и его бытие в мире.

Особенность бытия человека была замечена еще в древности софистом Протагором: «человек – мера всех вещей». Кант считал, что бытие существует не само по себе, а через наши чувственные представления (субъективные). Окончательно особенность бытия была утверждена в 1 пол 20 в философией экзистенциолизма (Хайдегер «Бытие и время»). Лишь человек осознает временность своего бытия и его конечность. Даже смерть не означает полное исчезновение человека. Экзистенциолизм от бытия вообще переходит к понятию бытие, которое существует для человека (бытие здесь и теперь). Человек понимает, осмысливает и прочувствует бытие. Бытие человека раскрывается через понятия объективное, субъективное и интерсубъективное. Объективное – всё, что существует независимо от нашего сознания и воли (вещи, природа, общество). Субъективное – то, что производно от субъекта и его сознания (мысли, желания…). Это субъективный мир человека со всеми разнообразными феноменами. Субъективность в античности – воля, разум, чувства. В средние века – сопричастность нашей души к богу. Эпоха нового времени и просвещения – культ разума. Для русской философии характерен приоритет субъективности, духовности. «животная жизнь (материальная) должна быть подчинена духовной» - Соловьев. Интерсубъективное – межличностный способ общения или коммуникации, выраженные в языке, в нормах морали.

Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Что же входит в состав философского знания о нем? Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности и т.п. Проявления человеческой сущности крайне многообразны — это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Но какое из них отличительное? Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл проявляется не столько во внешнем облике человека, сколько в его внутреннем духовном мире, в особенном способе его бытия, в манере его поведения, общения с людьми и природой.

Социальная мобильность

Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве.

58. Религия в ее философском осмыслении.

Религия является предметом религоведения, истории религии, теологии (изучение религии изнутри)

Философия религии – попытка осмысления сущности религии как формы общественного сознания, ее происхождения и социальной роли, которую она играет в обществе.

Человеку изначально свойственно религиозная потребность духа, потребность верить в абсолюно что то сверхестественное. По Фейербаху, истоки религии коренятся в сердце человека.

Религия (По Марксу) – особая форма общественного сознания, главным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил (силы природы, социальные силы)

По Фрейду – это факты и обстоятельства реальности, сообщающее то, что требуют веры. Также по Фрейду – это арсенал представлений, порождающих человеческой беспомощностью еще в раннем детстве.

Религию чаще всего порождает страх смерти. Кант: Религия является источником нравственности для человека. Религия – благочестие, святость, мировосприятие, опирающееся на веру в Бога.

Структура религии.

Религиозное сознание – т.е вера – центральный элемент – это психологическая установка чего – то существующего.

Религиозная вера – вера в сверхъестественные элементы.

1. Религиозное сознание: (религиозная психология обыденного)

(Религиозная идеология теоретического)

2.Культ и культовые действия

3.Организация (церкви, мечети)

4.Религиозные отношения.

Функции религии:

1. Компенсаторная

2. Воспитательно-нравственная

3. Мировоззренческая.

59. Смысл и назначение человеческой жизни.

Говорят, чтобы постичь смысл жизни, нужно ее прожить. В этом есть своя правда. Дать полный, абсолютный ответ на вопрос о том, в чем заключается смысл жизни человека, едва ли возможно. Это означало бы исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не исчерпывается рациональным объяснением. Видимо, вопрос этот имеет реальный смысл лишь применительно к отдельной личности. У каждого человека смысл жизни свой, индивидуальный, и состоит он в осознании им своего бытия как собственно человеческого, как личности. Понимание смысла жизни придает жизни человека цель и значение. Психически. Утверждают, что смысл жизни человек проявляет, прежде всего, в труде, в создании материальных и духовных ценностей. Это так. Но разве одним трудом исчерпывается жизнь человека? Разве другие стороны его бытия наполнены меньшим смыслом, чем труд? Есть мнение, что смысл жизни человека выражается в борьбе, в его борьбе с природой, злом, пороками. Действительно, в такого рода борьбе люди утверждали свое достоинство, расширяли параметры свободы. Но ведь жизнь людей сопряжена не только с борьбой, но и со стремлением к единству, согласию, взаимопониманию и сотрудничеству. Может быть, высшая житейская мудрость заключается в том, что человеку надо жить так, как ему предначертано природой, жить своей подлинной жизнью, быть человеком при всех обстоятельствах и вопреки им. Истинный смысл жизни человека заключен, прежде всего, в самой жизни, в ее вечном движении как постоянном становлении и развитии самого человека. Такое понимание смысла жизни не исключает высоких целей и идеалов.
Смысл жизни человека не следует замыкать на личном благе. Поскольку человек - существо общественное, постольку в его смысле жизни личные интересы определенным образом сопряжены с интересами общества. Реализуя в создании материальных и духовных ценностей свои способности, свой творческий потенциал, индивид тем самым вносит свой личный вклад в общее дело, в прогресс человечества. Таким образом, трагизм индивидуальной смерти человека преодолевается тем, что и после смерти он остается в результатах своей деятельности, в благодарной памяти потомков.

60. Философия любви: любовь в истории культуры.

Любовь – великая радость и страдания.

В. Белинский; «Любовь - пробный камень нравственности.

Любовь – максимальная детерминанта, причина, жизненной стратегии.

Любовь - творческий стимул человека, позволяющий ему творить ценности в науке, в жизни.

Любовь - отношение к какому-либо или чему-либо как к безусловной ценности, соединяется с которой мыслится как благо.

Парадигма всех видов любви - любовь между мужчиной и женщиной.

Бэкон – любовь это препятствие для серьезных действий.

Наполеон – считал, что любовь отвлекает воинов от великих побед.

Персидский писатель Катбу написал «любовь – бушующее море, а разум – песчинка».

В эпоху античности любовь является главной космической силой, которая учавствует в рождении мира и человека. В Древней Греции существует классификация ;

1. Эрос – любовь страсть, половая любовь, способная дойти до безумия.

2. Сторге – привязанность (муж и жена).

3. Жертвенная любовь – агапэ.

4. Филиа – любовь дружба, любовь единомышление .

В средние века воцарился христианский идеал любви. Бог есть любовь. Идеал христианской любви выражен в послании апостола Павла Коримфянам. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любовь не имею, то я медь звенящая или кинвал звучащий ибо Христос нам дал заповедь «Я возлюбил Вас, так и Вы любите друг друга».

Эпоха Возрождения возвращает любви характер жизненной ценности.

Эпохе Нового Времени (17в) По мнению Фекарта (трактат о страстях души) Он проводит различия видов любви:

1. Любовь – самопожертвование (родители-дети)

2. Любовь вождевение

3. Любовь страсть(деньги)

Спиноза расценивает любовь как эффект и дает ему определение. Любовь – удовольствие сопровождаемое идеей внешней причины.

61. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Свобода – слово многозначное. Крайности в понимании свободы:

Свобода – есть познанная необходимость.

Свобода (воля) – возможность поступать так, как хочется.

Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (время выбора).

Свобода - это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

Свобода состоит не в воображаемой независимости объективной необходимости, а в умении принимать решения дела. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.

Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение.

Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.

62. Жизнь как звено бытия мира. Философия и естественные науки о жизни.

И действительно, в принципе невозможно дать какую-либо краткую, исчерпывающую характеристику жизни. Ясно, что это фундаментальная сфера бытия, неотъемлемая его составляющая. Жизнь как звено в бытии мира представляет собой наиболее совершенную форму движения материи в виде саморазвития организмов. Она принципиально отличается от иной материальной действительности своей одушевленностью. Такой точки зрения придерживался еще Аристотель.

Естественной наукой и философией жизнь рассматривается с разных позиций. Так, естественные науки стремится постигнуть и объяснить законы функционирования жизни на Земле как наивысшей формы движения материи. Философия же ищет источник (или первоначало) этого движения. При этом она рассматривает «жизненный процесс» (Бергсон) целостно, в единстве множества объективных условий и факторов, но всегда как совокупность строго дифференцированных биофизио-логических и социально-психологических процессов. Постижение жизни естествознанием предполагает установление онтологической направленности научного исследования биосферы (греч. bios - жизнь и sphaira - сфера, область). В нем рассматриваются три важнейшие проблемы. Первая - природа жизни как специфического вида материи. Вторая - возникновение жизни на Земле. И третья - распространение жизни на Земле и во Вселенной. Лауреат Нобелевской премии академик Н.Н. Семенов резонно заметил: «Живая материя имеет некоторые новые дополнительные физико-химические свойства, не встречающиеся пока в том комплексе видов материи, которые нам знакомы в неживой природе. Я не думаю, что живое является просто сложной комбинацией тривиальных физико-химических процессов, хорошо известных нам из физики и химии. Это было бы грубо механической точкой зрения. С другой стороны, я не сомневаюсь, что эти новые физико-химические свойства живой материи могут быть изучены и поняты путем применения обычных или вновь для этого разработанных физико-химических методов и теорий»

Естественными науками установлено, что химическая форма движения материи есть уникальная система функционирования различных физико-химических процессов на Земле. Но наряду с химическими превращениями происходят те или иные физические изменения в атомно-молекулярном и надмолекулярном веществе. Поэтому ученые стремятся глубже изучить и понять физико-химический механизм жизни, не отказываясь при этом от осмысления качественной ее специфики. Все полнее учитывается отличие разрозненных физических и химических процессов от той целостной биологической системы, которая возникает в результате их объединения, совместного, кооперативного осуществления. Физические изменения и химические процессы в конце концов привели материю к биологической форме движения.

Еще Гераклит Эфесский, а позднее Аристотель обратили внимание на то, что для познания природы вещей и земных явлений необходимо знать их истоки, историю происхождения. Это относится и к познанию природы жизни, которая может быть понята только в свете ее генезиса и дальнейшего развития. Данный процесс осуществлялся в течение многих миллиардов лет самодвижения неживой, а затем и органической материи. В связи с этим ученые и философы все активнее стремятся понять прошлое, настоящее и предсказать будущее нашей планеты. Пока известно, что жизнь есть только на Земле. Причем, что очень важно, она есть даже там, где ее вроде бы и не должно быть, - во льдах Антарктиды, в которых многие микроорганизмы «законсервировались» на миллионы лет. Сегодня удается возвращать их к обычной жизни. Именно этот факт позволяет говорить о новом виде материи - живом веществе, являющемся носителем порядка на Земле

63. Современные учения об эволюции жизни.

Теория эволюции (дарвинизм) - это тот раздел биологии, который в результате засилья догматических взглядов пострадал в советское время в такой же степени, как и генетика. Вначале, как всякое другое учение (марксизм, маоизм, буддизм), учение носило имя учителя - "дарвинизм".Эта теория хорошо разработана, экспериментально проверена и подтверждена. Она постоянно совершенствуется и соответствует обнаруженным фактам, удовлетворительно их объясняет. Современная теория эволюции представляет собой синтетическую науку, базирующуюся на всех науках биологического комплекса. Современная теория эволюции основана на учении Дарвина о происхождении жизни, возникновении разнообразия живой природы, адаптации и целесообразности у живых организмов, о возникновении человека, возникновении пород и сортов. Современный дарвинизм часто называют неодарвинизмом, синтетической теорией эволюции. Правильнее называть науку, изучающую процесс эволюции органического мира, эволюционной теорией.

Биология сегодня представляет собой сложную, очень дифференцированную науку, изучающую сущность и закономерности биологической формы движения материи. Отдельные биологические науки различаются как объектами исследований, так и комплексом изучаемых проблем. Многие проблемы, исследуемые специальными науками, имеют общебиологическое значение, но ни одна наука не может заменить дарвинизм - эволюционную теорию. Как и всякая наука, эволюционизм имеет свой объект и предмет исследования, свои методы исследования, свои цели и задачи. Объект исследования теории эволюции: организмы, популяции, виды. Предмет изучения теории эволюции: процесс эволюции живой природы. Задачи теории эволюции: изучение проблемы происхождения жизни на Земле, выяснение причин эволюции, определение закономерностей исторического развития живой материи, исследование развития царств живой природы, изучение происхождения и эволюции человека, прогнозирование эволюционных, микроэволюционных процессов, разработка способов научного управления микроэволюционными процессами.

64. Общественное сознание, его формы и уровни.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе истории развития материи, усложнения ее форм. Основными подходами к происхождению сознания были следующие:

Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной.

Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании.

Декарт: сознание вне пространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: С. - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Сознание существует в 2 формах –

1. Общественное сознание

2. Индивидуальное сознание

Формы общественного сознания: 1)Политическое - совокупность полит. доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц. групп. 2)Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством. 3)Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством.(обеспечиваться традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 4)Художественное - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.) 5)Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества. 6)Наука - научные представления.

65. Идеология и общественная психология.

Идеология – это высший уровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядов определенной социальной группы. Идеология имеет обычно определенную теоретическую основу, программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

Специфика идеологии проявляется в том, что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений и отражает действительность через призму этих отношений.

В идеологических концепциях или теориях выражаются, прежде всего, самые существенные, коренные интересы классов. Не случайно поэтому классовые противоречия находят свое проявление и в идеологической борьбе. Идеология носит классовый характер. В классовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии.

Общественная психология – это относительно самостоятельная, сформировавшаяся в ходе исторического развития общества система отражения объективной реальности людьми, связанными деловыми и личностными отношениями.

Общественная психология – это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.

Содержание общественной психологии многообразно. Обычно оно подразделяется на три группы социально-психологических явлений:

· психический склад определенной социальной группы (социальный характер, привычки, традиции);

· эмоциональные явления (настроения, социальные чувства и т. д.);

· социально-психологические явления непосредственно взаимодействующей группы (мода, слухи и т. д.).

Важнейшая особенность общественной психологии состоит в том, что она выражает состояние сознания социальных групп и их отношения к действительности. Под термином «состояние» подразумеваются не только собственно психические состояния (например, уверенность, установки), но и эмоционально-волевые процессы, свойства личности, устойчивые черты психического склада групп, общностей (например, коллективизм, традиции, взгляды и т. д.).

66. Философско-этические проблемы медицины и фармации.

Актуальные моральные проблемы медицины и фармации:

1. Аборт; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство);

2. Проведения экспериментов на человеке и животных;

3. Получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов, в т.ч. с ограниченной компетентностью, например, детей или психиатрических больных;

4. Выработки дефиниции смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или недобровольной); трансплантологии;

5. Отношения к умирающим больным (хосписы);

6 СПИДа и отношения к заболевшим СПИДом;

7. Популяционной политики и планирования семьи;

8. Медицинской генетики (включая проблемы геномных исследований);

9. Справедливости в здравоохранении;

10. Экологии и здоровья человека в техногенной цивилизации;

и др.

Традиционный медицинский подход сводил благо пациента к состоянию телесного благополучия (т.е. нормальности с точки зрения медицины). Врачи считали себя вправе принимать решения во благо пациентов, не интересуясь их собственным «невежественным» пониманием. Биоэтика формирует обоснование права пациентов быть признанными в качестве автономных субъектов, играющих решающую роль в принятии касающихся их медицинских решений.

67. Культура как предмет философского познания.

Философия культуры — направление в философии, возникшее вследствие того, что общество стало рассматриваться как целостность в единстве разнообразных аспектов, и культура часто рассматривает внутреннюю связь с духовным миром человека, что несомненно представляет интерес философии.

Философия культуры — это часть культуры, отличающаяся от последней тем, что рассматривает культуру как целостность.

Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин «Культура» обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры и как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности. Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и локальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа - культура» сменилась на оппозицию «цивилизация - культура» (О. Шпенглер).

В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры.

С точки зрения аксиологического подхода культура - это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека.

С точки зрения деятельностного подхода культура - специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества.

Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт. Основным для философии культуры является вопрос о существовании культурных универсалий, задающих целостный обобщенный образ человеческого мира.

68. Искусство как объект философии.

Искусство -профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

В искусстве главным становится эстетическое сознание. Эстетическое – это непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевающая в себе двусторонний процесс человеческой сущности «очеловечивания» природы и воспринимающаяся человеком бескорыстно, переживаемая как самостоятельная жизненная ценность.

Искусство – это средство самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются отношения человека и мира, сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Искусство не только относится к человеку в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек – тайна тайн природы.

В отличие от философии, науки, религии и этики, искусство начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, которая обеспечивает создание особого (второго наряду с предметным), изящно вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека.

Две черты составляют особенность искусства:

– во-первых, мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру;

– во-вторых, эта реальность, именуемая художественной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь.

Искусство – это выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя.

В искусстве люди свободно и полновластно рождают особый мир так же, как творит свой мир природа. В искусстве человек делает свое субъективное содержание общезначимым и целостным объективным бытием.

Создание произведения искусства и его эстетическое переживание требует всего человека, потому что оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращается не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа.

69. Обыденное и теоретическое сознание; отличия и взаимосвязь.

1. Обыденное, или эмпирическое сознание. Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне .

Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений. Обыденное сознание очень близко к индивидуальному.

2.Научно-теоретическое сознание. Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их .Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т .д . Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов .

Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей действительности. Оно стремится проникнуть в ее внутреннюю сторону, поэтому находит свое выражение в науке.

Отличия и взаимосвязь:

70. Мораль ее особенности и функции в общественной жизни.

Мораль как форма общественного сознания. Это древнейшая форма общественного сознания способств.урегулир.отношений между людьми.

Функции морали:

4. регулятивная

5. воспитательная

6. интегративная (единые нормы сближают людей)

Черты(особенности)морали

1. социальность морали

2. историзм

3. всеобщий характер

4. внеинституционный характер морали

5. самооценка и бескорыстность

6. императивный (обязательный) характер

Категории морали:

1. добро и зло

2. совесть (внутренний контроль)

3. честь

4. достоинство

Мораль-сфера общественного сознания, выступает как совокупность ценностей

71. Глобальные проблемы современности, сущность и пути решения.

К глобальным проблемам человечества относятся проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех представителей мирового сообщества и, следовательно, требующие согласованных международных действий для их решения. Безусловно, устойчивого перечня глобальных проблем не существует, тем не менее к наиболее актуальным из них относятся следующие:

1. угроза мировой термоядерной войны, предотвращение которой предполагает установление и поддержание безъядерного мира;

2. экономическая отсталость отдельных стран мирового сообщества (стран Африки, Азии, Латинской Америки), требующая преодоления резкого дисбаланса развития человечества;

3. угроза истощения как воспроизводимых, так и не воспроизводимых природных ресурсов (продовольствия, сырья, источников энергии);

4. экологический кризис, порождаемый сверхактивным вторжением человека в биосферу;

5. угроза перенаселения планеты, осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах;

6. негативные последствия научно-технического прогресса;

7. деморализация и криминализация общественной жизни.

Одна из наиболее типичных классификаций глобальных проблем человечества, выражающих суть общего кризиса техногенной цивилизации, предполагает выделение трех следующих групп:

1. общечеловеческие проблемы (например, предотвращение гонки вооружений);

2. проблемы отношений человека с природой (например, изучение и освоение космоса);

3. проблемы взаимоотношений общества и человека (например, ликвидация наиболее опасных заболеваний).

Пути решения глобальных проблем

Огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей для их решения. Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Человечество должно предотвратить возможные негативные последствия, угрожающие существованию и развитию нынешнего и будущих поколений. Это необычайно сложная и ответственная задача. Сложность ее решения усугубляется тем, что наряду с прогрессивными тенденциями, которые лежат в основе поступательного развития цивилизации, существуют, и в ряде случаев усугубляются трудности и противоречия, стоящие на пути такого развития. Трудность решения глобальных проблем обусловлена также их двойственной сущностью. Они одновременно являются и естественно-природными и социальными по своему характеру. Разорвать эти две стороны глобальных проблем практически невозможно. Следовательно, и для их решения необходимо учитывать научно-технические (или естественно-прир

Наши рекомендации