И адепты раннего христианства
Эта лекция для меня самой самая трудная из всех, поскольку вопрос слишком деликатный. Но я беру на себя смелость его изложить по теософской литературе для тех, кто ищет знать, а не для тех, кто следует вековым догмам. Существуют тома сведений о Великом Вестнике знаний для христианского мира, и большинство ортодоксальных верующих безоговорочно следуют церковному представлению об Иисусе Христе, и готовы сражаться до кровавых распрей за ортодоксы, во имя Х. Спасителя. И это уже привело к тому, что было предсказано Учителями в прошлом веке, - что если не изменится позиция церкви, то в XX веке христианство потерпит крах.
Я не имею намерения задевать чувства истинно верующих в церковные ортодоксы. Но прошу и ко мне быть снисходительными в моем желании докопаться до истины хотя бы в первом приближении. Я считаю своим долгом передать эту истину тем, кто "За истину против всего мира". Сведения собраны мною по источникам, которым я глубоко доверяю: "Письма Махатм", труды Е. П. Блаватской, теософская литература наших соотечественников начала века и переведенные работы теософов Англии, Франции, Германии.
Христианам следует знать, что представители других религиозных систем почитают в Иисусе философа, адепта той же высоты, что и Пифагор или Готама Будда, почитают великого реформатора, врага догматизма и фанатизма и т.д. И эти качества адепта Иисуса должны опровергать выдуманный ему престиж как бога. Как о воплощённом Боге о нём нет на земле ни единой записи, которая могла бы выдержать критическое исследование науки, говорит "Тайная Доктрина". В "Разоблачённой Изиде" сказано: "Все поговорки Иисуса в пифагорийском духе, или повторенные слово в слово: его этический кодекс чисто буддийский; его образ жизни ессейский; его мистический образ выражений, его притчи, образы действий посвящённого: греческого ли, халдейского или магианского (ибо "Совершенные", что говорили сокровенную мудрость, все были одной и той же школы архаической учёности по всему миру)".
Павел пишет: "Так и Христос не Сам присвоил славу быть первосвященником, но Тот, кто сказал ему: "Ты сын мой; СЕГОДНЯ Я РОДИЛ ТЕБЯ".
Из этого следует, что 1) Иисус рассматривался только как первосвященник, подобно Мельхиседеку, другому автору или воплощению Христа, согласно отцам церкви; 2) ... Иисус стал "Сыном Божиим" только в момент его посвящения водою, ... не родился богом и также не был зачат Им. Каждый посвящённый посредством факта посвящения, становится сыном Божиим".
Сам Иисус сказал: "Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня". (Евангелие от Иоанна). Но нигде в Новом Завете Иисус не называл себя Богом или выше, чем "сын Божий", сын "Отца" общего всем. Апостол Павел никогда не говорил "Бог был проявлен во плоти", он сказал: "Тот, кто был проявлен во плоти". "Тайная Доктрина", т.III.
Период, предшествовавший эпохе христианства, теософы описывают так: "Египет заканчивал свои долго длившиеся, полные славы сумерки, и последние лучи его заката освещали Европу; Греция погружалась в ночь, Рим погрязал в тине разврата. Материализм проникал глубоко, и во всём древнем мире чувствовалось одряхление. Александр уничтожил Мистерии в Азии, ... Цезарь покончил с Мистериями Запада, ... но нарождалась новая раса, тевтонская подраса, настоящая смесь народов: тевтонов, саксов, кимвров, скифов, готов и их бесчисленных племён. Все они начинали жить в областях Урала и в центральной Европе. Это была заря нового мира, явленная этими народами, храбрыми, воинственными, неуступчивыми, иногда жестокими, но одаренными разумом, как отличительного свойства их подрасы. Свойство это вначале было орудием борьбы; требовалась новая религия, необходима была новая нота в сфере духовности, и тогда спустился Христос". Т. Паскаль.
Этот же автор, а также А. Безант и другие теософы, подчёркивают, что история Христа окружена неясностью и бесчисленными противоречиями по той причине, что Христа исторического смешивают с Христом мифическим и мистическим. В теософской литературе читаем, что Божественный Вестник есть посланник Великого Братства, представитель Бога на земле. Он должен научить человечество заботе о духовном развитии больше, чем о развитии тела. Все вестники были представителями Божества, и их жизнь символизировалась солнцем, оплодотворяющим землю физической жизнеспособностью, как и Бог развивает души светом своей духовной жизни. По преданиям, все Вестники (их насчитывается более пятнадцати "Распятых Спасителей") родились от девы 25 декабря. В действительности точное время рождения адепта Иисуса миру не известно. В различных христианских сектах существует более 300 дат его рождения. Папа Юлий I назначил его на 25 декабря, вдохновившись по-видимому, более языческими преданиями, чем историей великого Учителя. Не известно также, в каком возрасте он умер, Евангелие говорит, что 33 лет, а некоторые Отцы церкви, следуя св. Иренею, утверждают, что он жил до 55 лет. О рождении Иисуса написано следующее: "В тот момент, когда персидские волхвы составляли гороскоп нового года, солнце при зимнем солнцестоянии помещалось в лоне "Девы", ... и изображалось на астрологических таблицах в виде целомудренной девы, кормящей грудью ребёнка. ... Это причина, почему все представители божественного Солнца (Спасители мира) родятся при зимнем солнцестоянии 25 декабря. Всем Спасителям угрожают тираны: это означает длинные зимние ночи, без надежды пробуждения. Каждое божественное дитя сначала живёт униженное, смиренное, неизвестное, нуждающееся, пока солнце живёт за горизонтом. Потом солнце достигает весеннего равноденствия, когда созвездие Змеи исчезает с неба. Отсюда представление, что Спасители мира побеждают змея, дракона зла. Пересекая линию равноденствия оно становится распятым в пространстве, и эта идея объясняет величественный символ мистического Христа. Наконец солнце поднимается на небеса и отдаётся человечеству.
Это мифологические построения. Но люди смешали мифологического Христа с Христом мистическим и историческим и потому пришли к неверным понятиям.
Мистический Христос имеет два аспекта: один изображает Логоса, оживляющего мир и посылающего на землю волну разума, любви и силы. Это Бог, воплощающийся во Вселенной, спускающийся до самой грубой материи, чтобы дать ей жизнь и сделать из неё тело для Духа. Второй аспект мистического Христа раскрыт в "Страстях Иисуса", как и в страданиях всех Спасителей мира, и изображает рождение духовного начала в человеке, его развитие как страдающего, Chrestos (человек скорби), и, наконец, его распятие, нисхождение в ад и воскресение. Так происходит развитие Божественного Начала в человеке, сопровождающееся болями и страданиями его рождения.
"Христос Евангелий есть неясное смешение трёх аспектов Христа, потому трудно разобраться в клубке спутанных понятий". Т. Паскаль.
Исторический Христос, т.е. адепт Иисус, по свидетельству членов Великого Братства, родился приблизительно за 105 лет до н.э. во время консульства Публия Рутилия Руфа и Гнакуса Маллия Максима, в Назарете. Его рождение окружено тканью легенд, как и других пророков. Но основные черты его рождения и жизни сводятся к следующему. Ещё до рождения он был принесён своей матерью Богу. Её обращение: "Господь Саваоф, если Ты вспомнишь обо мне и дашь раби твоей дитя мужского пола, то отдам его Господу в дар на все жизни его", из учения, тщательно скрытого евреями в официальном их культе, составляющем часть тайного учения посвящённых, учения о предсуществлении души. Женщина взывает к высшей душе, умоляя её вселиться в её плоть, чтобы в мире мог появиться пророк.
Первые христианские общины знали Иисуса как сына Марии (Мариам) и плотника Иосифа. Апостол Матфей пытался даже проследить генеалогическое древо Иосифа, доказывая его происхождение от царя Давида. Поздние легенды, стремившиеся доказать сверхъестественность происхождения Иисуса, набросили на его рождение свой покров, сотканный из небесной лазури истории Иосифа и Марии, Благовещения, вплоть до детства Марии в храме и посвящения ею будущего сына в Назареи.
О внешности Иисуса приведём цитату из письма управляющего Иудеей к Цезарю: "Он среднего роста, на взгляд - Он добрый и благородный ... при виде Его нехотя должны почувствовать, что Его надо любить и почитать. Его волосы до ушей цвета готовых орехов, ниже, до плеч, светло-коричневые, посередине головы пробор по обычаю назареев. Лоб гладкий, лицо без морщин и чистое. Его борода цвета волос, не длинная, вьющаяся. Взгляд строгий и имеет силу солнечного луча, никто не имеет силы пристально вглянуть ему в глаза.
Когда Он упрекает, то порождает страх, но только что сделав укор, Он сам плачет. Хотя Он очень строг, но и очень добр и милый. Говорят, что Его никогда не видели смеющимся, а несколько раз видели плачущим. Его руки красивы и одухотворены и выразительны, Его речь приятна. ... Появляясь на людях, Он выступает смиренно. Его выдержка, осанка очень благородны. Он красив. ... Он ходит босиком, с непокрытой головой. Многие насмехаются, когда видят Его издали, но вблизи они дрожат перед Ним и одновременно восхищаются Им. ... Многие говорят, что Он - Бог, другие говорят, что Он - твой враг, о Цезарь! ... Его мать - самая красивая женщина в этом округе".
В книге "Надземное" Он назван Великим Путником, а о Его матери сказано: "Мало знает история о Матери Великого Путника, которая была не менее великой, нежели Сын. Матерь была из великого рода и собрала в себе утончённость и возвышенность духа. Она заложила в сына первые высшие думы и была оплотом подвига. Она знала несколько наречий и тем облегчила путь Сыну. ... О ней, поистине, мало известно, но говоря о Великом Путнике, прежде всего следует сказать о Той, которая незримо вела Его по высотам". Посвящённым, якобы, был и отец Иисуса.
Предания также гласят, что родители с младенцем Иисусом скрывались в Египте, а потом вернулись в Назарет. Шести лет Иисус был направлен в школу Ессеев, в ессейский монастырь, находившийся на южной границе Иудейской пустыни. Он был приписан к школе Братства Ессеев под именем Иссы, или Иосифа, и считался реинкарнацией от Зороастра.
Братство Ессеев во времена Иисуса было представлено лишь остатками школ пророков, основанных ещё Самуилом. Они скрывались в убежищах и хранили в чистоте древние предания. Их центр был в Египте, на берегу оз. Маориса, и в Палестине, в Енгадди, на берегу Мёртвого моря. Название "Ессеи" происходит от сирийского слова Asaya, что означает врачи, по-гречески терапевты. Они в совершенстве изучили оккультное врачевание. Были среди них пророки. "Они служат Богу великим благочестием и не внешними жертвами, а очищением своего духа. Они бегут из городов и занимаются прилежно мирными искусствами. У них нет ни одного раба, они все свободны и работают один для другого". (Филон).
Правила ордена были очень строги, требовали нескольких лет испытаний, произнесения клятв о невыдаче тайн ордена и др. Ессеи исповедовали догмат орфической и пифагорийской доктрины, догмат предсуществления души, в котором кроется причина её бессмертия. У них были общие черты с пифагорийцами: общее имущество ордена, правила молчания, тайна мистерий и т.д. "Ессеи отличались полной нравственностью, господством над своими страстями, доброжелательностью, миролюбием".
От ессев Иисус получил эзотерическое предание пророков, об исторической и религиозной эволюции, о разнице еврейской доктрины с древней мудростью Посвящённых, которая была матерью всех религий; узнал учение о божественном Глаголе, том, которое в Индии провозглашал Кришна, в Египте - жрецы Озириса, в Греции - Орфей и Пифагор, а в среде пророков оно было известно под названием Мистерий Сына Человеческого и Сына Божьего.
Живя среди Ессев, Иисус следовал их строгой дисциплине, изучал тайны оккультной терапевтики, овладел своим высшим сознанием и углубился в себя. У Ессев он также принял посвящение четвёртой степени, то, что давалось при высокой пророческой миссии, добровольно принимаемой на себя Посвящённым и утверждаемой Старейшинами, испил из золотой чаши - символ высшего посвящения, - которая заключала в себе вино из виноградника Господня - символ божественного вдохновения. Моисей пил из такой же чаши.
В то время на берегу Иордана проповедовал Иоанн Креститель, народный пророк из племени Иуды. Он призывал к раскаянию и очищению и возвещал скорое появление Мессии. К нему в пустыню стекались народы со всех концов Палестины и других стран, принимали крещение в Иордане и оставались ждать появления Мессии.
Иисус с несколькими братьями - Ессеями тоже пришёл в пустыню и слушал речи Иоанна, который говорил о Мессии: "Я крещу вас водою, а Он будет крестить вас огнём". Узнав в Иисусе Ессея по льняным одеждам, увидев кротость его взгляда, Иоанн произнёс: "Не ты ли Мессия?". Позднее Иоанн уже из темницы, в которую заключил его Антипа, пишет Иисусу: "Ты ли Тот, который должен придти, или ожидать нам другого?" (Ев. от Матфея). Вопрос Иоанна Крестителя пронзил душу Иисуса, а человеческое страдание - его сердце, и он начал искать ответ внутри себя. Он удалился в пещеру и стал размышлять в течение долгих недель, и там ему явился ответ о его судьбе и его предназначении. В прозрении он увидел даже свой печальный конец, но, несмотря на это, решил принять на себя бремя Спасителя и до конца испить чашу Мессии.
С этим решением он спустился в поселок Ессеев и узнал, что Иоанн Креститель заключён в темницу. И это Он тоже принял, как знак. Он объявил Ессеям, что идёт в Галлилею проповедовать "Евангелие Царства Небесного", что означало, что Он решил сделать доступными и понятными учения Посвящённых. Он занял своё место в цепи подвижников - Посвящённых, Спасителей человечества. Он предвкусил и измерил недра смерти и из неё вынес для человечества надежду в вечную жизнь.
По другому жизнеописанию Иисуса его учение тоже прошло в Братстве Ессеев. Но когда ему исполнилось 13 лет (по другому описанию - 19 лет), в ессейский монастырь прибыли два мага, чтобы сопровождать юного Иисуса на новое место учебы. Неделю он провёл в Галлилее у родителей. Затем в сопровождении магов, отправился на Юганнат, расположенный на восточном берегу Инда, в центр Буддизма, существующий уже много сотен лет, где было множество буддийских книг и наилучшие знатоки буддизма. Около года провёл Иисус в этом монастыре. Потом по долине Ганга он направился в Бенарес, где изучил этику, законы природы, языки, приёмы лечения под руководством знатоков Хиндийского врачевания. После этого он провёл три года в пути до Лагора и три - в Гималайской Обители - Священной Северной Шамбале. На обратном пути он пробыл ещё два года в Юганнате. А в небольшом городке Катаке он начинает проповедовать притчами. Затем, проведя год в Персии, он направляется к Иордану через разорённый Вавилон и Грецию, где встречается с философами Афин. Затем через Средиземное море он попадает в Александрию и далее - в Гелиополь.
Легенда гласит о Великом Белом Братстве в Египте, где проповедовалась вера в единого Бога. К отделению этого Братства принадлежала община Ессеев в Гелиополе и Терапевты в Греции, а в последствии - Орден Розенкрейцеров.
В Гелиополе Иисус, якобы, прошёл испытания и посвящение. Пройдя все испытания на верность, истину и веру, ему, якобы, было присвоено звание Учителя Великого Белого Братства. И, якобы, при посвящении Иисуса в него вселился Христос, Существо высшего посвящения солнечной цепи миров. Иисус был настолько высоко развитым человеком, что был достоин вселения в него Высшей Сущности для выполнения великой Задачи. Немаловажно и то, что адепт Иисус пришёл в хорошо подготовленных семейных условиях. Как сказано в "Агни Йоге", его мать "не только не препятствовала хождениям сына, но и собирала всё нужное для облегчения его странствий. Она готова была пережить тот же подвиг, что и сын. И ей сын поведал решение своё, укрепленное Заветами Учителей. Именно Матерь знала о тайне хождения. Не обычаи, но утверждение будущего вело волю Матери". "Надземное".
Будучи и сам высокоразвитой сущностью и находясь в благоприятных семейных условиях, Иисус обладал таким физическим и эфирным телом, которое смог уступить солнечному Христу, чтобы Тот смог проявиться среди людей как человек. Иисус принял на себя жертву, чтобы стать проводником, сосудом, в котором должна воплотиться Божественная Сущность для оказания помощи человечеству. "Сын Человеческий" послужил для воплощения "Сына Божия". Этим объясняется то двоякое название, которое применяется к Иисусу в Евангелии. По Евангелию, при крещении раздался голос с неба: "Се - Сын Мой возлюбленный, в Нём же Мое благоволение". В этот момент в Иисуса воплотилось Великое Существо, Высочайший Сын Божий. И все Великие Посвящённые признают себя Сынами Божьими, все говорят от имени Отца, потому что в них раскрылся центр сознания, Божественная искра в Логосе, и с тех пор через Него они соединены с Отцом. Они соединены с Высшими Сущностями, Которые жертвою и любовью соединили себя с Богом и Которые всегда готовы служить Ему на земле и в других мирах Вселенной.
С этого момента для Иисуса началась жизнь Христа. Вначале был период подготовки к великому подвигу - аскетизм в пустыне, страшной области и месте ужаса, искушение его мыслями о мессии и царе евреев, повелителе Израиля и другие страсти. Но Он увидел себя Великим Путником, цель которого - сеять зёрна Истины, что взойдут и принесут плоды только через много столетий. Он увидел и свой конец, позорную кончину - как преступника, осужденного к распятию. Но и это не поколебало его. Великий Путник избрал путь Великой Жертвы.
С того момента, когда жизнь Иисуса стала жизнью Христа, Он ещё два года оставался в Ессейской общине и обучал своих братьев, потом учил народ. У него образовался круг учеников. Он сразу привлёк к себе простой народ и несколько избранных учеников.
Толпе он давал слова утешения. Средним классам давал Логиа, т. е. краткие изречения, определявшие основные истины или необходимые правила поведения. Своим ученикам Он проповедывал то, что Св. Павел и первые Отцы Церкви называли Мистериями древних религий, ибо Иисус Христос был посланником Единого Духовного Центра, из которого исходили все Спасители человечества.
Толпа не поняла слов утешения и призывы к терпению; мир лучший, обещанный Христом, был ими материализован. Народ стал думать о социальной революции, чтобы несчастные стали счастливыми, из угнетённых превратились в угнетателей, сделались господами. И таковых было большинство. Люди среднего класса мечтали только об эгоистическом спокойствии, взяв из Логий лишь то, что им подходило, не заботясь об остальном. И только ученики трудились в тишине и с пламенным усердием.
Для И. Христа складывалась неблагоприятная обстановка; раввины завидовали Его добродетелям, Ессеи были против Его общественной деятельности против их желания, а власти с беспокойством наблюдали толпу, мечтавшую о революции. Тучи сгущались и гроза разразилась: И. Христа обвинили в богохульстве и осудили на смерть. Богохульство нашли в учении, по которому человек заключает в себе божественную искру, луч, исходящий из духовного Солнца, из Бога. И. Христос был казнен.
После казни Он действительно (как говорится в Евангелии) был снят с креста братьями из общины Ессев - Иосифом и Никодимом. Есть такой христианский псалом: "Пришли Иосиф с Никодимом, любовь питавши ко Христу. В молчании трепетно-унылом они приблизились к кресту. И тело Господа, рыдая, освободили от гвоздей. И с древа муки и страдания был снят сладчайший на заре"...
Затем Его принесли в пещеру Иосифа, перевязали раны и затем, завернув в тёплое одеяло, положили на коня и увезли в тайник Братства. Иисус поправился быстро и началась Его тайная деятельность, длившаяся в течение сорока дней.
Церковь же настаивает на телесном воскрешении Учителя, утверждая то, чего не было. Учитель скрылся от взоров учеников, но Он не вознесся, а ещё долго жил среди Братства и по воскресеньям продолжал учить своих учеников, которые после Его ухода рассеялись и удалились на окраины Иудейской пустыни.
Некоторые Отцы Церкви утверждают, что Он умер в 50 лет, другие относят Его смерть к более позднему возрасту: 60-70 лет, но в любом случае смерть произошла мирно, в Братстве Ессев.
Позднее Братство распалось и из него произошли первые Гностики. Правоверные боролись против Гностиков до V-VI вв. н.э. Ученики Иисуса собрали и изложили все сведения о Нём, и эти сведения позднее вошли в состав Евангелий.
Внутренняя суть религии И. Христа глубокая и мистическая, составляющая основу Его Мистерий, перешла к Его ученикам и была передана высочайшими из Гностиков. Его философия почти отсутствовала во всенародном учении, она была знакома лишь Отцам Церкви и Гностикам. Но как внутреннее, так и внешнее учение И. Христа основывалось на любви и сострадании. Он восполнил дело Будды, являясь бесспорно, Великим Учителем, поистине Божественным. Мотив учения адепта Иисуса был тот же, что и у Готамы Будды - облагодетельствовать человечество, провести религиозную реформу, сделать религию чисто нравственной.
После Христа начали развиваться гностическое, неоплатоническое и созерцательное мистические течения.
Гностики были в большой славе - Василид, Валентин, Маркион и др., но впоследствии были уничтожены. Оставшиеся в живых, после короткой эпохи возрождения, погибли в оковах и в огне: таковы Катары (Богомилы и Альбигойцы).
Неоплатоническое течение было очень значительное. Оно зародилось от писаний Св. Дионисия Ареопагита около V века. Его представители: Максим Исповедник, Бернард Клервосский, Св. Бонавентура, Св. Ориген, Св. Фома Аквинский, Джордано Бруно, Эккарт, Таулер, Беме и Кембриджские неоплатоники, кардинал Куза и др.
Мистическое течение было незначительное: Св. Тереза Испанская, Св. Екатерина Сиенская, Св. Елизавета, Фома Кемпейский, г-жа Гюйон, Милонос. Это течение в разных формах существует и в наши дни.
Были и другие течения, как течение Апполония Тианского, реформатора храмов и различных сект. Это был замечательный чудотворец и великий Посвящённый. После него появились неоплатоники, великая школа V века, давшая Аммония, Плотина, Порфирия, Ямвлиха и др.
Позднее Магомет основал новую религию, хотя и не такую великую, как христианство, но не менее значительную для того народа, для которого она была предназначена. Её мораль заключена в Коране. Её философия была изложена в трудах великих арабских философов: Авиценны, Аверроэса и других. Её мистика - в произведениях Суфи. Ислам - значительное явление, и он произвёл великолепную, обширную цивилизацию. Именно от мусульманских арабов Европа получила свет в средние века, когда её окутывала глубокая тьма.
В XII в. появились Тамплиеры, а в XVII в. - Розенкрейцеры, в учениях которых соединяется христианство, Каббала и некоторые черты египетского культа. В XVIII веке приходил блестящий посланник Великого Братства граф Сен Жермен, которому революция помешала докончить его дело. Фридрих II, король Пруссии, говорил о Сен Жермене, как о человеке, которого никто и никогда не мог разгадать.
Е. П. Блаватская пишет, что "биографий" Сен Жермена множество, и одна фантастичнее другой. Некоторые считают, что граф Сен Жермен имел право на имя и титул, купив имение San Germano в итальянском Тироле, и заплатив папе за этот титул. Он был необычайно красив, и его огромная эрудиция и лингвистические способности неотрицаемы - он говорил на английском, итальянском, французском, испанском, португальском, немецком, русском, шведском, датском и многих славянских и и восточных языках с такой же легкостью, как и любой уроженец этих стран. Он был очень богат и делал друзьям и даже королевским семьям Европы самые экстравагантные подарки превосходных драгоценностей, сам же не брал ни у кого ни одного су. Он обладал превосходными музыкальными способностями; играл на всех инструментах, но самым любимым для него была скрипка. "Сен Жермен соперничал с самим Паганини", сказал о нём бельгиец. "Это воскресший Сен Жермен, играющий на скрипке в теле итальянского скелета", воскликнул литовский барон, слышавший и того и другого.
Он никогда не претендовал на обладание духовными силами. Но он проводил в мёртвом состоянии, в трансе без пробуждения, от тридцати семи до сорока девяти часов, и после этого знал всё, что ему необходимо было знать, и доказывал это пророчествами, никогда не ошибаясь. В XIX в. были ещё живы многие свидетели его блестящей памяти: он мог утром бегло прочитать статью и повторить её содержание вечером или даже через несколько дней, не пропустив ни одного слова; мог писать обеими руками одновременно, правой - стихотворение, левой - дипломатический документ величайшей важности. Он читал запечатанные письма, не прикасаясь к ним, пока принесший ещё не выпустил письма из рук. Он был величайшим адептом в превращении металлов, делал золото и самые прекрасные алмазы, - искусство это, по его словам, он узнал от некоторых браминов Индии, которые научили его искусственной кристаллизации "(оживлению)" чистого углерода. Он был другом и доверенным лицом графа Орлова в 1772 г. в Вене, которому он помог и которого спас в 1762 г. в С.-Петербурге, когда тот был замешан в знаменитых политических заговорах того времени. Он был в близких отношениях с прусским Фридрихом Великим.
Он также имел многочисленных врагов, потому вокруг него было много сплетен, продолженных и в последующие века, напр., что ему свыше пятисот лет, или, что он претендовал на знакомство со "Спасителем и его двенадцатью апостолами, порицал Петра за его плохой нрав". Но если он говорил, что "родился в Халдее, и признавал, что обладает тайнами египетских магов и мудрецов", то он вполне мог говорить правду, не выдвигая никаких сверхъестественных претензий. Имеются Посвящённые, и даже не самые высокие, которые в состоянии вспомнить не одну из своих прежних жизней. Но у нас есть веские причины для уверенности, что Сен Жермен никогда не мог заявлять о своём "личном знакомстве" со Спасителем. Граф Сен Жермен безусловно был величайшим Восточным Адептом, какого Европа видела за последние столетия. Но Европа не узнала его. Некоторые, быть может, узнают его при следующей "Terreur", которая, когда разразится, потрясёт всю Европу, а не только одну страну. "Тайная Доктрина", т.IV.
В наше время человечество достигло критической точки эволюции и его всё больше охватывает скептицизм, материализм и повсеместная борьба. Усиливается культ собственного "я", результат беспощадного эгоизма. Церковь, регулировавшая эти отношения в прежние века, - покинута, так как её догматы оскорбляют современный разум, а христианский дух задушен мёртвой буквой. Нужны любовь, свет и самопожертвование, чтобы собрать обломки, разделённые жестоким индивидуализмом. Необходимо новое духовное движение. И оно было создано в конце прошлого века Еленой Петровной Блаватской. Главной целью Теософского Общества, возглавляемого ею, было - основание ядра Всемирного Братства будущего человечества. После ухода Елены Петровны Общество возглавила самоотверженная и энергичная женщина, Анни Безант.
В начале века в нашей стране эстафету приняли организаторы ТО в России супруги Писаревы, А. Каменская и др. Позднее в этом же духовном ключе работали члены семьи Рерихов, не будучи теософами.
Этот краткий обзор по истории христианства необходимо дополнить сведениями из теософской литературы об адептах периода раннего христианства, в основном из III т. "Тайной Доктрины".
Е. П. Блаватская пишет, что теософ служит истине и только истине, поэтому он отвергает христианскую позицию, признающую Петра и Павла святыми апостолами, а Симона Мага и Апполония Тианского - кудесниками и некромантами. Теософ-буддист, рассматривая Готаму Будду, как воплощение самоотверженной любви, милосердия и высочайшей морали, в том же свете видит и Иисуса, чтит память этого мученика, но отказывается признать в Нём воплощение Единого Верховного Божества, самого "Бога богов". Теософ-буддист почитает Иисуса за его личные истинные добродетели, а не за приписываемые ему фанатиками и хитроумно и расчётливо использованные церковью и богословами. Теософ поверит и в "чудеса", которые творил Иисус, но творил - то Он не по Евангелиям, игнорирующим эти правила и доходящим до такого абсурда, как изгнание бесов из одержимых и переселение их в стадо свиней, забывающем об аллегориях.
Ещё подчеркнём, что урок милосердия христианам дают представители большинства других религий. Так, фанатичный мусульманин признает и в Иисусе из Назарета великого пророка и не отказывает ему в почитании, а Далай Лама XIV своей веротерпимостью, тактом и знаниями буквально повергает в смятение христианскую веронетерпимость. Христиане же "религиозную веротерпимость считают нечестивой и абсурдной" (Догматы Теологии).
Богословская веронетерпимость, пишет Е. П. Б., позволила в "Деяниях Апостолов" поместить о Симоне Маге лишь клевету и ложные представления, хотя все действия Симона не выходят за пределы оккультных законов. Он был каббалист, мистик, и реформатор и стремился создать новую религию на положениях "Тайной Доктрины", не разглашая её тайн. Он, как и другие реформаторы первых веков новой эры, основал свою доктрину на универсальной космогонии древности, где творец мира, державный Бог, был Существом, родившимся от Всевышнего Бога, но постепенно снизившийся в своих "природных добродетелях и первоначальном достоинстве".
Симон был учеником танаимов в Самарии и имел титул "Великая Божья Сила". Танаиммы были каббалистами тайной школы. Ни он сам, ни его ученики, будучи посвящёнными, не имели права оспаривать клевету, выдавая правду. Симон был крещённый христианин, но церковь преследовала его за оккультные силы и за то, что Симон не хотел признавать авторитетов церкви - Петра и Иоанна (фанатичного автора "Апокалипсиса"). Преследования церкви были направлены против тех, кто отступил от её догматов. Кто же им следовал, те провозглашались друзьями бога, творящими "божественные чудеса", хотя причины, или агенты, любых чудес одни и те же. Ненасытная власть церковников, дошедших до догмы непогрешимости, заставляла таких, как Симон Маг отколоться от неё. На Симона клеветали, говоря: "Его ученики могут зачаровать тех, кого хотят, с помощью услуг "знакомых демонов". На это Е. П. Б. отвечает, что эти "знакомые демоны" есть элементалы, используемые высшими адептами для выполнения механической, не умственной, работы. Так же физик использует газы и другие соединения. Пётр, якобы, назвал Симона "Князем апостолов", "Князем реформаторов" и даже "Первородным сыном сатаны". Но догмы и власть всегда были проклятием человечества, великими гасителями света и истины. И не один из апостолов в "Деяниях Апостолов", пишет Е. П. Б., не представлен верно, даже апостол Павел.
В статье "Павел и Платон" апостол Павел описан так: "Апостол из неевреев был смелый, откровенный, искренний и очень учёный". Павел был посвящён в теургические мистерии. Павел характеризует себя как неискусного в речи, но не в гнозисе, или философской учёности. Он пишет в первом Послании к Коринфянам: "Мудрость мы проповедуем среди совершенных или посвящённых, даже СОКРОВЕННУЮ МУДРОСТЬ, но не мудрость этого мира и не властителей этого мира, а божественную мудрость, потаенную, тайну, которую ни один из архонов (властителей этого мира) не знал".
В "Разоблачённой Изиде" сказано: "Не Иисус, но Павел, является настоящим основателем христианства. Но это не было официальное церковное христианство". В "Источнике Мер" написано: "Следует помнить, что наше нынешнее христианство Павла, а не Иисуса. В жизни Иисус был еврей, подчинявшийся закону; он был обрезан и велел совершать обрезание. Но Павел сказал, что обрезание ничего не даёт, и отменил этот закон". Иисус как человек во плоти находился под властию закона и освободился от его обязательств лишь в духовном мире после смерти, став Христом в Духе. Павел же при жизни отменил закон, будучи посвящённым. Как посвящённый он под словом Христос подразумевал больше, чем абстрактный идеал личной божественности, обитающей в человеке. Для Павла Христос не есть личность, но воплощённая идея. "Если какой - либо человек пребывает во Христе, он есть новое творение, он рождён как после посвящения, ибо Господь есть Дух - дух человека". Павел был единственным из апостолов, кто понял сокровенные идеи учения Иисуса, хотя он с ним никогда и не встречался, и это только потому, что Павел был истинно посвящённым.
Но сам Павел не был непогрешим в своём стремлении осуществить новую реформу. Он ставил свои собственные доктрины выше мудрости веков, выше древних мистерий. В блестящем труде Алис А. Бейли сказано, что причина, по которой именно Павел окрасил христианство в красный цвет в том, что он был рождён под знаком Марса. А в ту эпоху Марс был особенно силён в своей воинственности и беспощадности, что и наложило отпечаток на всё христианство, созданное Павлом.
Павел был представителем, как и Иисус, класса халдейских теургов, или посвящённых. "По милости Божией, которая дана мне, как МУДРОМУ МАСТЕРУ-СТРОИТЕЛЮ, я заложил основание" (Посл. к Корин.). Выражение "мастер-строитель" употреблено лишь один раз во всей "Библии" и является целым откровением. Этим адепт объявляет себя имеющим право посвящать других.
Пётр, Иоанн и Иаков ненавидели и преследовали нееврейского апостола Павла за его "греческую учёность, знание философии и осквернение гнозисом и мудростью греческих мистерий". Иоанн Богослов был еврейским каббалистом, ненавидящим мистерии язычников. (Его Евангелие от Иоанна было написано платоником или гностиком неоплатонических школ). Он носил митру и петалун еврейского раввина и, как и Пётр, яростно проповедовал обряд обрезания.
Пётр посвящённым не был, а человеком он был трусливым, осторожным, неискренним и очень невежественным. Е. П. Б. пишет, что из критики "Библии" следует, что Пётр не имел отношения к основанию латинской церкви в Риме и не умирал он мученической смертью в Риме, а умер в Вавилоне, прожив долгий век. В еврейской рукописи великой древности "Сефер Толдот Иешу" (видимо, это подлинник, заботливо скрываемый евреями от христиан), упоминается Симон (Пётр) как верный "слуга Бога", который проводил свою жизнь в Вавилоне "наверху башни, составлял гимны, проповедовал благотворительность" и там умер.
В истории раннего христианства значительная роль принадлежит Аполлонию Тианскому. "Жизнь А. Тианского" не переводилась по той причине, что её надо было признавать списанной с "Нового Завета" или "Новый Завет" - списанным с "Жизни Аполлония Тианского". Также как биография великого Пифагора, написанная Ямбликусом в первых веках, "настолько близко напоминала жизнь Иисуса, что могла быть принята за пародию. Диоген Лаэртий и Плутарх излагают биографию Платона в подобном же стиле". Очерк об А. Тианском представляет собой аллегорические испытания неофита. Беседы его с браминами, царство мудрецов и т.д. символически объясняют сокровенные догмы оккультизма. Аллегория его путешествия основана на знаках Зодиака.
Истории известны непревзойденные оккультные силы этого великого провидца, но неизвестны время рождения и смерти его, хотя в сокровенных записях отмечены и его рождение, и его дальнейшая жизнь.
Апполоний Тианский родился в аристократической среде, был основателем новой школы созерцания и, подобно Иисусу, прививал миролюбие и доброжелательность всем людям, а не только отверженным и преступным, как его предшественник Иисус. Общей чертой всех Посвящённых была непримиримость с внешней показной набожностью, с бесполезным блеском религиозных церемоний, ханжеством и лицемерием. Этика и Готамы Будды, и Платона, и Иисуса, и Аполлония Тианского, и Аммония Саккса и Их учеников была основана на одной и той же мистической философии. Все они поклонялись одному