Глава 0. магическая теория вселенной

א

Существует три основных теории Вселенной: Дуализм, Монизм и Нигилизм. Подробное обсуждение их относительных достоинств в данном популярном руководстве представляется неуместным; интересующихся отошлем к "Истории философии" Эрдмана и прочим подобным работам. Учение, изложенное ниже, согласовывает и объединяет все три вышеупомянутых теории. Основы этой Гармонии заложены в работе Кроули «Берашит», которую следует порекомендовать читателю.

Бесконечное пространство называется богиней НЮИТ; бесконечно малая, атомическая, но везде присутствующая точка называется ХАДИТ.[25]Они непроявлены. Одно из связующих звеньев между этими бесконечностями называется РА-ХОР-ХУИТ[26]— единство, которое объемлет и венчает все сущее.[27]Эта глубокая мистическая концепция основывается на действительном духовном опыте, но тренированный разум[28]может отразить эту идею с помощью логического противопоставления; разум же, превзошедший самого себя, свободен от противопоставлений. Добавочные сведения можно найти в статье "Солдат и Горбун" (Equinox I, I) и в "Konx Om Pax".[29]

"Единство" превосходит «сознание». Оно превыше всяческих разделений. Отец Мысли — Слово — имя ему Хаос — это диада. Число Три, или Мать, имя ей Бабалон. В связи с этим читателю полезно изучить статью "Храм Царя Соломона" в Equinox I, V, и Liber 418.

Первая триада есть сущностное единство, способ единения коего превосходит человеческий разум. Постижение этой Троицы — вопрос духовного опыта. Все подлинные боги соотносятся с нею.[30]

Неизмеримая Бездна отделяет ее от проявлений Разума, или низших человеческих свойств. При окончательном анализе Разума мы обнаружим, что всякий разум тождествен этой Бездне. Но она же служит венцом человеческого духа. Здесь содержится весь чистый интеллект. Бездна не имеет числа, ибо все, что в ней есть — это сумятица.

Ниже дна этой бездны мы обнаружим моральные свойства человека; числом их шесть. Высшее из них символически изображено числом Четыре. Его природа — отцовская;[31]атрибуты его достоинства — Милосердие и Власть. Пятерка — противовес Четверке. Атрибуты Пятерки — Энергия и Правосудие. Четверка и Пятерка объединяются и гармонизируются в Шестерке, природа которой — красота и гармония, смертность и бессмертие.

В числе Семь вновь преобладает женственная природа, но это мужественный тип женственности — Амазонка; противовес Семерке — Восьмерка, то есть женственный тип мужчины.

В Девятке мы достигаем последнего из чисто духовных качеств. Она отождествляет перемену с неизменностью.

Число Десять — дополнительное по отношению к этой системе из шести чисел, которая включает в себя всю Материю, воспринимаемую нашими органами чувств.[32]

В данной книге невозможно объяснить эту концепцию полностью и во всех подробностях, поскольку малый объем главы не дает возможности достаточно ясно представить себе, что в эту "классификацию Вселенной" включено все — без малейших исключений.

Статья о Каббале в 5-м выпуске I тома "The Equinox" — одна из лучших работ по данному вопросу. Ее следует глубоко изучить, используя при этом Каббалистические Схемы из статьи "Храм Царя Соломона", помещенной во 2-м и 3-м выпусках.

Здесь же мы даем лишь элементарный набросок данной схемы.

Формула Тетраграмматона[33]имеет наибольшее значение в практической магии. Здесь Йод = 2, Хе = 3, Ваy = от 4 до 9, и последнее Хе = 10.

Число Два представляет Йод — Мир Богов или Архетипов, а Число Один достигается лишь разрушением Бога и Мага в Самадхи.[34]Мир Ангелов — под числами от 4 до 9; мир духов — под числом 10. Все числа, конечно же, являются частями самого мага, который представляет собой уменьшенную модель Космоса. Микрокосм — точное отображение Макрокосма; Великое Делание — это совершенное уравновешивание всего человека с силой Бесконечности.[35]

Здесь читатель может заметить всю тщетность критических замечаний, направляемых в адрес данной Магической Иерархии. Ее нельзя назвать неправильной; единственное, с чем можно согласиться, — это с тем, что она несколько неудобна. Точно так же нельзя сказать, что латинский алфавит лучше (или хуже) греческого. Оба алфавита могут более или менее удовлетворительно выразить все необходимые для нас звуки; но оба оказываются совершенно непригодными для фонетической передачи восточных языков — здесь их приходится дополнять диакритическими знаками и курсивными буквами. Точно так же наш магический алфавит, состоящий из Сефирот и Путей (в сумме тридцать две буквы), распространяется на четыре мира, соответствующие четырем Буквам Имени Йод-Хе-Вау-Хе; и предполагается, что каждая Сефира содержит в себе собственное Древо Жизни. Таким образом мы получаем четыре сотни Сефирот вместо изначальных десяти; и Пути тоже оказываются способными к такому умножению (или, скорее, подразделению), вследствие чего количество букв увеличивается еще сильнее. И этот процесс можно продолжать бесконечно, не нарушая изначальной системы.

В Защиту данной Системы можно сказать, что чистейшие из наших концепций символически выражены в математике. "Бог есть Великий Арифметик". "Бог есть Великий Геометр". И, формируя свой ум по меркам этой науки, мы наилучшим образом подготовимся к постижению Бога.[36]

Но вернемся к нашему алфавиту. Каждая его буква может иметь свой особый магический знак. Но пусть ученик не ждет, что ему укажут однозначные, раз и навсегда установленные значения букв. Ему придется проделать обратную работу, то есть разложить весь свой умственный и духовный скарб по ящичкам, помеченным этими буквами. Вряд ли вы сможете купить картотечный ящик с готовыми карточками на всех ваших корреспондентов, какие были, есть и будут. Картотека — это система букв и цифр, бессмысленная сама по себе, но готовая принять для вас определенный смысл — по мере того, как вы будете заполнять карточки. Когда же ваша деловая переписка станет достаточно обширной, каждая буква и цифра наполнится для вас новым смыслом, и вы сможете понять свои дела гораздо лучше, чем до приобретения картотеки. Используя данную систему, маг сможет наконец свести воедино все свои знания, чтобы преобразовать — хотя бы на Интеллектуальном Плане — Многое в Единое.

Читатель, наверное, уже догадался, что вышеприведенный набросок магической Иерархии едва ли содержит в себе даже самое общее изложение подлинной теории Вселенной. Впрочем, эту теорию можно изучить по уже упоминавшейся статье в 5-м выпуске «Equinox» и — несколько глубже — по "Книге Закона" и Комментариям к ней; однако правильное понимание теории зависит исключительно от самостоятельной работы Мага. Ведь вне магического опыта она не имеет смысла.

И здесь нет ничего странного. То же самое можно сказать о любых научных знаниях. Слепой может изучить астрономию и даже сдать экзамен по этому предмету, но знания не будут иметь никакой связи с его личным опытом и едва ли помогут ему увидеть звезды. Аналогичный случай происходит с выпускником Кембриджа, получившим высший балл по французскому языку, когда он приезжает в Париж и выясняет, что не в состоянии объясниться даже с официантом. Он может усомниться в знаниях своих преподавателей; он может уверить себя в том, что парижане не знают французского языка; и, наконец, он может отрицать само существование Франции. В последнем случае он весьма напоминает тех, кто критикует Мастера Териона.

Повторим же еще раз: магический язык — не более чем удобная система классификации, позволяющая магу фиксировать свой опыт по мере его приобретения.

Однако верно и то, что, освоив магический язык, человек может предсказывать неизвестное с помощью изучения известного — точно так же, как, зная латынь и греческий, он может понять значение некоторых незнакомых английских слов, заимствованных из этих языков. То же самое можно сказать и о Периодической Системе, которая позволяет химикам предсказать, а затем обнаружить в природе некоторые элементы, о существовании которых и не подозревали ранее.

Все философские споры бесплодны, ибо истина находится вне языка. Однако и они бывают полезны — в том случае, если заходят достаточно далеко и ясно демонстрируют нам, что любые аргументы в конце концов образуют "порочный круг".[37]Но дискуссии о деталях чисто воображаемых качеств не только безосновательны, но и смертельно опасны. И основная опасность заключена в том, что исследователь может принять знаки магического алфавита за предметы, которые они обозначают.

Один умнейший человек и ученейший каббалист как-то раз удивил Мастера Териона заявлением, будто Древо Жизни — это каркас Вселенной. Но ведь с тем же успехом можно утверждать, что кот есть существо, созданное из букв К, О и Т, расставленных в надлежащем порядке. И нет ничего странного в том, что многие считают Магию забавой для неучей, если даже самые образованные ученики Магии столь часто нарушают основные принципы здравого смысла.[38]

Свод степеней А.*.А.*., иллюстрирующий Магическую Иерархию в Человеке, приведен в Приложении 2 "Звезда видна". Его следует изучить прежде, чем продолжать читать данную главу. Ее предмет очень сложен, и в полном своем объеме выходит за пределы этого небольшого трактата.

"Дальнейшее касательно магической вселенной"

Все вышеупомянутые буквы магического алфавита подобны названиям на карте. Всякий человек сам по себе является уменьшенной, но точной копией космоса. Немногие существа обладают подобным совершенством.[39]Очевидно, существа, устроенные таким образом, имеются на каждой звезде, на каждой планете. Но, когда Магия говорит о планетах или работает с ними, она имеет в виду не астрономические объекты, а области земной жизни, которые имеют свойства, приписываемые данным планетам. Так, например, когда мы называем Нахиэля[40]"солнечным" разумным существом, это вовсе не значит, что он живет на Солнце. Слово «Солнце» свидетельствует о его ранге и характере. Пусть мы можем вызвать его; но из этого вовсе не следует, что он существует в том же самом смысле, что и, скажем, мясник из соседней лавки.

Когда мы "повелеваем Нахиэлю принять зримый облик", мы не вызываем, а, скорее, сотворяем — или воображаем — его. Человеческую ауру называют "зеркалом вселенной"; и каждый может сказать, что вне этого зеркала не существует ничего. Однако оно едва ли способно отражать вещи во всей их полноте — оно чересчур субъективно. Отсюда проистекают некоторые недоразумения. Но, коль скоро, человек — это совершенный микрокосм,[41]он в любой момент может без особых затруднений перестроить свои концепции.

Существует некая традиционная связь, в значительной степени подтверждаемая последними экспериментами — естественная связь между определенными буквами, словами, числами, жестами, формами, запахами и т. д. — и некими идеями (или, другими словами, некими "духами"), которые могут быть составлены (или "вызваны") при посредстве данных предметов, поскольку последние находятся с ними в гармонии и служат выражением определенной части их природы. Подробная схема этих соответствий дана в Liber 777 в достаточно удобной и комплексной форме. Ученик должен старательнейшим образом изучать данную книгу в связи с некоторыми действующими ритуалами Магии (в частности, с вызыванием Тафтартарата,[42]описанном в Equinox I, III, стр. 170–190), чтобы точно понять, каким образом их следует использовать. Конечно, по мере того, как ученик на собственном опыте будет получать все новые и новые знания, он будет приобретать все больше и больше ловкости в обращении со своей магической вселенной. Ибо — скажем снова — не только человеческая аура служит магическим зеркалом вселенной; сама вселенная тоже служит магическим зеркалом человеческой ауры.

В данной главе мы можем дать лишь самый общий абрис магической теории, начертанный слабой и дрожащей рукой, ибо границы данного предмета почти совпадают с границами всех наших знаний.

Познания экзотерических наук нелепейшим образом ограничены тем фактом, что мы не имеем непосредственного доступа ни к одному из небесных тел, кроме того, на котором живем. За последние несколько лет в кругах недоучек распространилась мысль, будто люди уже знают о вселенной почти все; поводом для такого самомнения обычно служит тот факт, что человечество сумело изобрести телефон и аэроплан. Особенно рьяно славят прогресс газетные писаки, стремящиеся приучить нас поменьше думать и побольше потреблять; слушать их высокопарные речи бывает весьма печально. Ведь мы знаем о материальной вселенной бесконечно мало. Наши подробные знания столь ничтожны, что о них едва ли стоит упоминать — разве что для того, чтобы подтолкнуть нас к новым исследованиям. Знания, которые мы приобрели до сих пор,[43]слишком обобщены и сложны для понимания; они имеют философский и почти магический характер. Они состоят, главным образом, из концепций чистой математики. Таким образом, мы можем со всей определенностью сказать, что чистая математика — это звено, связующее нас с остальной вселенной и с "Богом".

И концепции Магии, сами по себе, глубоко математичны. Фундаментом нашей теории служит Каббала, соответствующая алгебре и геометрии. Она лежит в основе методики магических операций — точно так же, как чистая математика служит основой для законов механики. И, коль скоро мы обладаем магической теорией вселенной, данная теория должна служить основой единственно для основного закона, который включает в себя несколько достаточно простых и понятных утверждений, сформулированных в очень общем виде.

Можно потратить всю свою жизнь на исследование подробностей всего лишь одного плана: так географ до конца своих дней топчется в одном и том же уголке Африки, а химик — изучает одну и ту же группу соединений. Столь подробное исследование любого участка работы имеет большую ценность, но, как правило, не может пролить никакого света на основные принципы вселенной. И даже более того — оно способно ввести в заблуждение, если исследователь недобросовестен и, едва ухватив несколько фактов, тут же делает обобщение.

Представим себе марсианина, который делает философские заключения о жителях Земли, прочитав дневник какого-нибудь полярника. Точно так же поступает всякий исследователь, гусеницей ползающий по той или иной ветви Древа Жизни. Поэтому каждый маг должен изучать Священную Каббалу. Когда он освоит основные принципы, он увидит, что его работа легко поднимается на новый уровень.

Solvitur ambulando![44](амбулатория тут вовсе ни при чем)

Глава I. ПРИНЦИПЫ РИТУАЛА

ב

Предмет любого магического ритуала один и тот же — установление связи между Микрокосмом и Макрокосмом. Вследствие этого, Высшим и Совершеннейшим Ритуалом является Воззвание к Священному Ангелу-Хранителю,[45]или, пользуясь выражением Мистиков, Союз с Богом.[46]

Все прочие магические ритуалы — частные случаи данного общего принципа; и единственное оправдание для тех, кто их практикует, заключается в том, что иногда некая отдельная порция микрокосма бывает так слаба, что ее несовершенство или нечистота могут осквернить Макрокосм, образом (Эйдолоном, или Отражением) которого она является. Например, Бог выше Пола, а посему ни мужчина, ни женщина не могут в полной мере постичь (а тем более представить) Бога. В связи с этим магу-мужчине надлежит развивать в себе недостающие женские качества; но, выполняя эту задачу, он никоим образом не должен ущемлять свое мужское начало. Поэтому закон позволяет магу-мужчине воззвать к Исиде и отождествлять себя с ней; если же ему не удастся это сделать, то, когда он достигнет Самадхи, в его понятиях о Вселенной будет отсутствовать концепция материнского начала. В результате Религия, которую он найдет, будет содержать в себе определенные метафизические и — как следствие — этические ограничения. Наиболее яркие примеры подобной неудачи — иудаизм и ислам.

Пример еще одной ошибки: аскет, который утверждает, будто занимается магией потому, что Природа бедна, скудна и скупа. В действительности же Природа расточительна сверх всякой меры — она разбрасывает миллионы семян, чтобы хоть одно из них принесло плоды. Тот, кто не может этого понять, пусть взывает к Юпитеру.[47]

Опасность церемониальной магии — опасность тончайшая и глубочайшая — заключается в следующем. Каждый маг от природы имеет склонность обращаться именно к тем существам, которые для него наиболее привлекательны; таким образом естественный излишек, имеющийся у него с этой стороны, увеличивается еще сильнее. Пускай же, прежде чем приступить к Деланию, он постарается составить карту собственного существа и организовать свои воззвания таким образом, чтобы восстановить равновесие.[48]Все это, конечно же, должно быть проделано в период предварительных работ, то есть в ходе подготовки орудий и убранства Храма.

С другой стороны, данная особенность Природы Ритуала может, в частности, привести практикующего к ощущению незначительности Жизни и Смерти отдельных личностей и целых народов, столь характерному для Природы в целом. Такой человек, пожалуй, окажется более склонным к восприятию "первой благородной истины" Будды: Все Вокруг есть страдание. Природа покажется ему сплошной трагедией, и он погрузится в великий транс, имя которому Страдание. В этом случае ему следует поискать Божество, отражающее данный Цикл, но все же радостное по своей сути. То, что ему требуется, он найдет в Дионисе.

Существует три основных метода воззвания к Божеству.

"Первый метод" — беззаветная вера в данное Божество. Этот метод имеет преимущественно мистический характер, а посему мы не станем обсуждать его здесь, тем более что подробное руководство, посвященное ему, читатель найдет в Liber 175 (См. "Приложения").

"Второй метод" — прямое церемониальное воззвание, традиционно применявшееся в средние века. Его преимущество — прямота; его недостаток — грубость. Goetia[49]содержит в себе ясные руководства к ритуалам этого метода и многим другим — как белым, так и черным. Мы посвящаем ему еще несколько строк, дабы читатель мог составить ясное представление об этом Искусстве. Для примера возьмем процедуру воззвания к Вакху. В общих чертах она будет выглядеть так. Сперва мы обнаруживаем, что природа Вакха выражается символикой Тиферет. Далее мы должны построить один из Ритуалов Тиферет. Откроем Liber 777: в шестой строке каждого столбца мы найдем различные элементы необходимого нам аппарата. Должным образом расположив эти элементы, мы должны затем привести свой дух в возвышенное состояние, повторяя молитвы или заклинания к высшей концепции данного Бога, пока Он не явится перед нами — в том или ином смысле этого слова — и не наполнит наше сознание светом Своей божественности.

Третий Метод — "Метод Драматический", и, пожалуй, самый привлекательный из всех — в особенности для артистических натур, ибо через эстетическое чувство он обращается к нашему воображению.

Недостаток Драматического Ритуала заключается в том, что его трудно выполнять в одиночку. Однако он освящен Высокой Античностью и, очевидно, наиболее пригоден для основания религий. Этот метод использует католическая церковь, инсценирующая легенду о своем Боге. Великолепный пример подобного ритуала дают нам «Вакханки» Еврипида; столь же замечательным, но менее великолепным примером служит христианская месса. Здесь же можно упомянуть и многие степени франк-масонства, в частности, третью. Церемония 5 Степени = 62, опубликованная в третьем выпуске «Равноденствия» — еще один пример такого ритуала.

В ритуале, посвященном Вакху, мы должны сперва упомянуть его рождение от смертной матери, зачавшей свое сокровище от Вселенского Отца; ненависть и ревность, которую навлекло на себя это воплощение Диониса; и небесное покровительство, оказанное ему в младенчестве. Далее мы должны вспомнить о том, как, оседлав осла, он отправился на запад. И вот мы приблизились к великой сцене этой драмы. Благородный и изысканный юноша со своей свитой (состоящей главным образом из женщин) выглядит угрозой установленному порядку вещей, и Установленный Порядок принимает меры, чтобы прекратить его восхождение. Мы видим, как он сражается со злобным Царем и побеждает его — не силой, но кротостью. Его голова увенчана виноградной лозой. Эти широкие листья, ниспадающие на лоб, делают его женоподобным? Быть может; но под листьями скрываются рога. Царь Пенфей, воплощение важности и порядочности,[50]становится жертвой собственной гордыни. Он приходит в горы и разгоняет женщин, которые следуют за Вакхом; самого же юношу заковывает в цепи и подвергает осмеянию и бичеванию. Но Вакх лишь улыбается ему в ответ; а его женщины, охваченные священным безумием, разрывают царя на куски.

Впрочем, столь подробные рассказы здесь, пожалуй, ни к чему: эта история превосходно и проницательно изложена Уолтером Пейтером. Не стоит также и вдаваться в аналогии между сюжетом этой легенды и жизнью Природы: ее безумием, щедростью, опьяненностью, весельем и, прежде всего, величественным постоянством смены циклов Жизни и Смерти. Нехристианин прочтет об этом в "Древнегреческих исследованиях" Пейтера; христианин же постепенно распознает ту же самую картину в истории Христа. Ведь эта легенда о — всего лишь сценарий на тему прихода Весны.

Маг, желающий воззвать к Вакху драматическим способом, должен устроить церемонию, в которой он сыграет роль Вакха, подвергнется всем испытаниям, выпавшим на Его долю, и торжествующе воскреснет после смерти. Однако он должен следить за тем, чтобы не ошибиться в понимании символов. Например, если в Ритуал просочится идея личного бессмертия, это приведет к разрушению истины. Ибо та часть человека, которая осознает себя Джоном Смитом, не стоит ни гроша — это сознание умирает и возрождается с каждой новой мыслью, и не ему суждено победить смерть. Если что и останется от него после смерти, то это будет его истинная Джон-Смитность — качество, которого он, скорее всего, так и не осознал при своей жизни.[51]

Но и то, что останется, не останется неизменным. Оно в любом случае увеличится. Крест — бесплодный ствол, а лепестки Розы опадают и вянут; но союз Креста и Розы[52]— это постоянная последовательность новых жизней.[53]Без этого союза и без этой смерти цикл будет нарушен.

Устранению практических сложностей, возникающих при данном методе Воззвания, будет посвящена отдельная глава. Хотя проницательный читатель, несомненно, поймет, что самая главная трудность одинакова для всех трех методов. В любом случае маг отождествляет себя с Божеством. Взывать к Божеству — все равно, что звать его в гости; вызывать Божество — значит вызвать его к жизни.

Таково основное различие между воззванием и вызыванием — этими двумя ветвями Магии. При воззвании макрокосм изливается в сознание взывающего. При вызывании маг сам становится макрокосмом и сотворяет микрокосм. «В» зывая к Богу, мы становимся в Круг. «Вы» зывая Духа, находимся в Треугольнике.[54]

В первом методе отождествление с Богом достигается через любовь и отказ от сопротивления: взывающий отбрасывает или подавляет в себе все нежелательное (и иллюзорное). Он пропалывает свой цветник. Во втором методе он уделяет особое внимание тому, что он любит или желает развить в себе. Это метод утверждения, тогда как первый — метод отрицания. Это все равно как пересадить любимые цветы на солнечную сторону и поливать их.

В третьем методе отождествление достигается симпатией. Обычному человеку трудно полностью раствориться в персонаже пьесы или романа; но для тех, с кем это случается, данный метод, несомненно, будет самым лучшим.

Заметьте: все элементы Цикла равноценны. Торжественно возглашая "Mors janua vitae",[55]следует тут же с равным торжеством добавить: "Vita janua mortis". Кто понимает эту цепь Эонов, видя ее в образах печальной Исиды и торжествующего Осириса, но не теряя из виду их связи с разрушителем Апопом, для того в Природе больше нет сокровенных тайн. Он выкрикивает имя Бога, отзвуки которого переходят из религии в религию на протяжении всей Истории — бесконечно волнующий пеан I.A.O.![56]

Наши рекомендации