III. О соотношении исторической свободы и необходимости.

Сформулируем наши позиции по этим вопросам.

I.

Мы считаем, что исторический процесс подчиняется действию определенных, присущих ему закономерностей. В качестве доказательства возьмем два, не вызывающих особой критики в ходе научных дискуссий социальных закона:

1. В момент своего наибольшего усиления государство, делающее главную ставку на репрессии и применение силовых методов проведения внутренней политики, несет обществу не только разорение, но и бессилие перед лицом внешнего врага.

2. Необходимым условием установления правового государства является реализация в обществе принципов разделения властей и безусловного доминирования закона над любыми властными проявлениями всех ветвей государственного аппарата.

II.

Вопрос о соотношении в истории необходимости и случайности продолжает обсуждаться в современных публикациях. Так, В.М.Вильчек в своей монографии “Алгоритмы истории” пишет: “В истории необходимости нет, ибо и само человечество не необходимо природе. Законы истории - не повеления, а запреты”. Ему возражает Б.Н.Земцов, который, не только признает историческую необходимость, но и полностью отрицает случайность на уровне исторических процессов.

Для выяснения истины обратимся к самой истории. Возьмем в качестве примера факт внезапного радикального изменения хода Семилетней войны, последовавшего за смертью русской императрицы Елизаветы Петровны (1761 г.). Как известно, она умерла в период блестящих побед русской армии, овладевшей Берлином и поставившей Пруссию на грань поражения. Воцарение на русском престоле Петра III, давнего поклонника прусского короля Фридриха II, немедленно заключившего с ним мир и вернувшего ему занятые территории, спасло Пруссию, а тем самым оказало существенное влияние на расстановку политических сил в Европе середины XVIII века. Так, случайное, в рамках исторического развития Европы, событие (Елизавета не обязательно должна была умереть в разгар Семилетней войны), оказало заметное воздействие на политическую ситуацию в Европе.

Данный пример наглядно иллюстрирует значение исторической случайности. Но является ли случайность достоянием только событийного уровня объяснения истории, как это утверждает Б.Н.Земцов?

Для выяснения вопроса нам потребуется провести некоторые терминологические уточнения, они касаются понятий: историческое действие, историческое событие, историческая ситуация и исторический процесс.

Понятие “историческое действие” выступает в качестве исходного элемента данной системы понятий. Оно обозначает попытку социального субъекта повлиять на исторические события или на складывающуюся историческую ситуацию.

Историческое событие[337]будет представлять собой подсистему исторического процесса, состоящую в реализации взаимосвязи различных факторов исторической ситуации, породившей соответствующее действие социального субъекта. Содержанием исторического события являются исторические действия, а формой - историческое время.

Историческая ситуация выступает в этой системе как пространственно-временная совокупность событий, образующих качественно определенное состояние социальной системы.

Понятие “исторический процесс” имеет два главных значения. В широком плане, как метапроцесс, оно обозначает сам ход истории, а в узком - выступает как взаимосвязь исторических событий в пространственно-временном движении. В этом значении исторический процесс представляет собой также смену исторических ситуаций. Различие между историческим процессом и исторической ситуацией будет состоять в принципе организации взаимосвязи исторических событий: если исторический процесс базируется на принципе развития событий, то историческая ситуация - на принципе их единства в рамках определенной системы.

Как видно из приведенного уточнения, анализируемый пример с Семилетней войной правильнее отнести не к событию, а к историческому процессу, с последующей апелляцией к сложившейся исторической ситуации. Тем самым, обнаруживается действие случайности и на уровне исторических процессов.

В.М.Вильчек приводит примеры случайностей и на уровне метаобъяснения истории, он пишет: “На любой ступени развития история могла оборваться или деградировать в силу случайности: эпидемии, космической катастрофы,... безумства пилота стратегического бомбардировщика”.

Продолжим наш анализ роли исторической “случайности” смерти императрицы Елизаветы. Последующее развитие событий, связанное с приходом к власти Екатерины II, привело к быстрому восстановлению международного престижа России. Екатерина II разорвала союз с Пруссией, окончательно установила протекторат России над землями Прибалтики. Таким образом, влияние случайности на историческую ситуацию по мере развития исторических процессов было нейтрализовано.

Исторический анализ показывает, что в обществе действует не только необходимость, которая проявляется в виде определенных закономерностей, но и случайность, обусловленная способностью исторического субъекта принимать любые возможные решения (включая нерациональные, ошибочные, идущие во вред самому субъекту) и пытаться своими действиями воплотить их в реальность.

Это свидетельствует о том, что собственно “историческая случайность” является одним из проявлений свободы субъекта исторического действия, и вопрос о ней переходит в плоскость рассмотрения соотношения исторической свободы и необходимости.

III.

Понимание свободы в современной отечественной философии базируется на традиции, заложенной Б.Спинозой и развитой марксизмом, по которой свобода определяется как осознанная необходимость. Данный подход представляется не совсем корректным, т.к. не раскрывает самой сути понятия “свобода”, не позволяет дать качественную характеристику ее наличия или отсутствия в конкретном историческом событии. Так, по приведенному определению можно назвать свободным заключенного, сидящего в тюрьме, если он осознал правила и законы этой тюрьмы, т.е. необходимость, и поступает в соответствии с ними, или голодающего нищего, осознающего своё положение и “свободно” употребляющего в пищу отбросы.

Нам представляется, что сущность категории “свобода” раскрывается не через понятие “необходимость”, а через соотнесение с категорией “возможность”. Историческая свобода - это мера возможностей субъекта. В этом понимании свобода противопоставляется необходимости, означает выход, “прорыв” из ее рамок. Чем выше степень свободы (больше реальных возможностей), тем меньше влияние необходимости и, наоборот, чем больше влияние необходимости, тем меньше степень свободы. Любой исторический процесс содержит в себе компоненты свободы и необходимости, речь может идти лишь о пропорциях их представленности. К тому же, свобода в историческом процессе проявляется не только в сфере случайности, но и закономерности, поскольку та носит статистический характер.

Наши рекомендации