Соотношение философии и науки
Философия науки, формируя основные направления западной и отечественной философии, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, изучает свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию науки. В этом отношении философия науки как направление современной философии представлена множеством концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Вместе с тем она сосредоточена главным образом на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.
При этом философия науки как дисциплина расширила поле своей деятельности в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР и заявила о себе в наибольшей степени лишь во второй половине XX в. В этот период предметом философии науки становятся общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте[80].
У некоторых ученых можно встретить утверждение, что «аналитическая эпистемология и есть философия науки». Однако отождествление философии науки с аналитической философией вряд ли будет правомерным.
Скорее всего, философия науки испытывает в большей мере влияние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разработок, проводимых в рамках западной философии. Исходя из этого, цель философии науки, на наш взгляд, в следующем:
1) Интегративный анализ и синтетический подход к широкому спектру проблем, которые можно обнаружить в авторских проектах современных философов науки. Для философии науки характерны тенденции содержательной детализации, обсуждение проблем с учетом достигнутых тем или иным автором конкретных результатов.
2) Философия науки имеет статус в большей степени исторического социокультурного знания, хотя ориентирована и на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Даже когда методолог изучает тексты естествоиспытателя, он не становится при этом исследователем физического поля или элементарных частиц. Философию науки интересует научный поиск, "алгоритм открытия", динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Она выявляет изменчивость и глубину методологических установок и расширяет границы самой рациональности.
3) Философия науки означает любовь к мудрости науки. Если основная цель науки - получение истины, то философия науки становится одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта. В ее рамках ведется обсуждение вопроса о том, как возможно достижение истины. Она пытается открыть миру великую тайну того, что есть истина и что именно истина дороже всех убеждений. В лице ученых человечество не теряет веру в возможность постижения истины, а из этого вытекает этический и гуманистический пафос этой дисциплины.
4) Соотношение философии науки с близкими ей областями науковедения иногда истолковывается в пользу отождествления последних дисциплинам, включающим в себя историю и социологию науки. Однако социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах, взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых, динамику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах общественного устройства.
5) Науковедение изучает общие закономерности развития и функционирования науки, оно малопроблемно и тяготеет исключительно к описательному характеру. Оно как специальная дисциплина сложилось к 60 гг. XX в. В самом общем смысле науковедческие исследования можно определять как разработку теоретических основ политического и государственного регулирования науки, выработку рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования и управления научным исследованием. Весь комплекс наук о науке называют науковедением, которому придается широкий и общий смысл междисциплинарного исследования.
Мало того, область статистического изучения динамики информационных массивов науки, потоков научной информации оформилась под названием "наукометрия". Восходя к трудам Дерека Прайса и его школы, она представляет собой применение методов математической статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.
6) В определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. По мнению известного философа науки Ф. Франка, центральной проблемой философии науки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам. К. Поппер считал, что центральная проблема философского знания, начиная по крайней мере с периода Реформации, состояла в том, как оценить притязания конкурирующих теорий или верований. Однако круг проблем философии науки широк: как детерминируются общие положения науки? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования? Как мы находим основания, по которым верим, что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития?
Все проблемы философии науки можно разделить на три подвида. К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки. В данном контексте она занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии, наличие определенной мировоззренческой позиции.
Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности: теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем.
К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения. Исследования по истории науки показали, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно влияние философии в эпохи так называемых научных революций, связанных с возникновением античной математики и астрономии, коперниканским переворотом - гелиоцентрической системой Коперника, становлением классической научной картины мира - физикой Галилея-Ньютона, революцией в естествознании на рубеже XIX-XX вв. При таком подходе философия науки включает в себя эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя так очерченные ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению.
Типология представлений о природе философии науки предполагает различение той или иной ее ориентации, к примеру, онтологически ориентированной (А. Уайтхед), или методологически ориентированной философии науки (критический рационализм К. Поппера).
Некоторые авторы видят место философии науки в типе философствования, основывающего свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунге). Другие усматривают в философии науки посредствующее звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи связывают с ней задачи методологического анализа научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции, рассматривающие философию науки как идеологическую спекуляцию на науке, вредную для науки и для общества (П. Фейерабенд).
С точки зрения дескриптивного подхода философия науки есть описание разнообразных, имеющих место в науке ситуаций: от гипотез «ad hok» (для данного, конкретного случая), до исследования по типу «case studies», ориентирующегося на анализ реального события в науке или истории конкретного открытия в том или ином социокультурном контексте. Преимущество такого подхода состоит в его доступности.
В историческом аспекте философия науки первой трети XX в. была занята:
- построением целостной научной картины мира;
- исследованием соотношения детерминизма и причинности;
- изучением динамических и статистических закономерностей.
- соотношение логики и интуиции; индукции и дедукции; анализа и синтеза; открытия и обоснования; теории и факта.
Вторая треть XX в. была занята анализом проблемы эмпирического обоснования науки, выяснением того, достаточен ли для всего здания науки фундамент чисто эмпирического исследования, сложности процедур верификации, фальсификации, дедуктивно-номологического объяснения.
В последней трети XX в. обсуждалось новое, расширенное понятие научной рациональности, обострилась конкуренция различных объяснительных моделей развития научного знания, попыток реконструкции логики научного поиска. Новое содержание приобретают критерии научности, методологические нормы и понятийный аппарат последней, постнеклассической стадии развития науки. Возникает осознанное стремление к диалектизации, историзации науки, выдвигается требование соотношения философии науки с ее историей, остро встает проблема универсальности методов и процедур, применяемых в рамках философии науки. Анализ мировоззренческих и социальных проблем, сопровождающих рост и развитие науки; вновь обретает силу вопрос о социальной детерминации научного знания, актуальными оказываются проблемы гуманизации и гуманитаризации науки.
Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Она призывает обращать внимание на философский план любой проблемы на отношение мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности. Стимулируя интерес к науке философия науки предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста научного знания.