Сочинение по произведению на тему: Ермил Гирин и Яким Нагой (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” рассказывает читателю о судьбах самых разных людей. И судьбы эти в большинстве своем поражают трагичностью. Нет на Руси счастливых людей, жизнь каждого одинаково тяжела и убога. И поэтому, размышляя над прочитанным, испытываешь грусть.
Яким Нагой — один из мужиков, с кем приходится столкнуться странникам в своем путешествии. Первые строки, в которых сказано об этом человеке, поражают своей безысходностью:
В деревне Босове Яким
Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!..
История жизни Якима Нагого очень проста и трагична. Он когда-то жил в Питере, но разорился, попал в тюрьму. После этого возвратился в деревню, на свою родину, и принялся за нечеловечески тяжелую, выматывающую работу.
С тех пор лет тридцать жарится
На полосе под солнышком,
Под бороной спасается
От частого дождя,
Живет — с сохою возится,
А смерть придет Якимушке —
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох...
Эти строчки говорят о жизни простого мужика, единственным занятием и одновременно смыслом существования которого является тяжелая работа. Именно такой удел был характерен для основной части крестьянского народа — отсутствие всех радостей, кроме той, что может подарить пьянство. Именно поэтому Яким и пьет до “полусмерти”.
В поэме описан эпизод, который кажется очень странным и вызывает живейшее удивление читателя. Яким купил для своего сына красивые картинки и повесил их на стене в избе.
И сам не меньше мальчика
Любил на них глядеть.
Но вдруг загорелась вся деревня, и Якиму было необходимо спасти свое немудреное богатство — накопленные тридцать пять целковых. Но он в первую очередь стал снимать картинки. Его жена бросилась снимать со стен иконы. Так и получилось, что целковые “слились в один комок”.
Человек в первую очередь во время пожара спасает то, что ему дороже всего. Якиму были дороже всего не деньги, накопленные неимоверно тяжелым трудом, а картинки. Рассматривание картинок было его единственной радостью, поэтому он не мог допустить, чтобы они сгорели. Душа человека не может довольствоваться серым и убогим существованием, в котором есть место только работе, изнуряющей до бессилия. Душа требует прекрасного, возвышенного, а картинки, как ни странно это звучит, словно явились символом чего-то недостижимого, далекого, но в то же время вселяющего надежду, на минуту позволяющего забыть об убогой действительности.
Описание внешности Якима не может не вызвать сострадания и жалости:
Вгляделся барин в пахаря:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.
Перед читателем предстает изможденный человек, у которого практически не осталось сил и здоровья. Все, абсолютно все забрала у него работа. У него нет в жизни ничего хорошего, поэтому он так и тянется к пьянству:
Слово верное:
Нам подобает пить!
Пьем — значит силу чувствуем!
Придет печаль великая,
Как перестанем пить!..
Работа не свалила бы,
Беда не одолела бы,
Нас хмель не одолит!
На образе Якима Нагого показана вся трагичность существования простого мужика, он — символ беспросветности и безнадежности, и именно об этом говорит автор, рисуя данные картины.
Образ Ермила Гирина отличается от образа Якима Нагого. Если у Якима наблюдается полная покорность судьбе, нет даже малейшего намека на сопротивление, то Ермил предстает перед читателем более сильным, он пытается как-то изменить собственную безрадостную жизнь.
У Ермила была мельница. Не бог весть какое богатство, но и его мог потерять Ермил. Во время торгов, когда Ермил честно пытался отвоевать собственное имущество, ему потребовалась большая сумма денег. Ермил просит всего полчаса, в течение этого времени обещает принести деньги — огромную сумму. Мужик оказался настолько находчивым, что отправился на площадь и обратился с просьбой ко всему честному народу. А поскольку день был базарный, то Ермила услышали очень многие. Он попросил у людей денег, пообещав вскоре отдать долг.
И чудо сотворилося —
На всей базарной площади
У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую
Заворотило вдруг!
Крестьянство раскошелилось,
Несут Ермилу денежки,
Дают, кто чем богат.
Некрасов описывает нетипичный случай. Человек обращается за помощью, и ему помогают абсолютно незнакомые люди. Странники, услышав такую историю, очень удивлены, почему же народ откликнулся на просьбу Ермила. И слышат в ответ, что Гирин — человек совершенно удивительный. Он долгое время работал писарем, помогал всем, ничего не требуя взамен:
Лет двадцать было малому.
Какая воля писарю"?
Однако для крестьянина
И писарь человек.
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
Благодаря такому отношению к людям Ермил был избран бурмистром, несмотря на свою молодость. Он был справедливым, никогда не допускал обмана и подлости. Только один-единственный раз допустил Ермил ошибку. Он захотел спасти своего брага из рекрутчины, поэтому отправил в солдаты сына бедной крестьянки. Но этот поступок заставляет его раскаиваться, болью отзывается в душе:
Сам Ермил,
Покончивши с рекрутчиной,
Стал тосковать, печалиться,
Не пьет, не ест; тем кончилось,
Что в деннике с веревкою
Застал его отец.
Тут сын отцу покаялся:
“С тех пор, как сына Власъевны
Поставил я не в очередь,
Постыл мне белый свет!”
Отчего так страдает Ермил? Любой неправедный, несправедливый поступок кажется ему преступлением. Это свидетельствует о благородстве простого человека. После того как Гирин исправил свою ошибку, он отказался от должности.
Образ Ермила Гирина не менее трагичен, но вызывает уважение и восхищение читателя. В столь неимоверно сложных условиях, в которых он вынужден жить, ему удается проявлять такие положительные черты своего характера, как благородство, честность, доброту, сострадание.
Образы Ермила Гирина и Якима Нагого показывают читателю, что, несмотря на разницу в характере, в отношении к жизни, простой человек покорен судьбе и даже не пытается протестовать. Яким Нагой живет в тесных рамках своего мирка, в котором есть место только работе и пьянству. Ермил Гирин честен, порядочен, умен, но принимает все правила окружающего мира. Жизнь простого народа вселяет в читателя чувство безысходности и горечи за унижения, бедствия и страдания русских людей.





Сочинение по произведению на тему: Ермил Гирин и Яким Нагой (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») - student2.ru Образ Матрены Тимофеевны (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Образ простой русской крестьянки Матрены Тимофеевны удивительно ярок и реалистичен. В этом образе Некрасов соединил все черты и качества, свойственные русским крестьянским женщинам. И судьба Матрены Тимофеевны во многом схожа с судьбой других женщин.
Родилась Матрена Тимофеевна в большой крестьянской семье. Самые первые годы жизни были по-настоящему счастливыми. Всю жизнь Матрена Тимофеевна вспоминает эту беззаботную пору, когда она была окружена любовью и заботой родителей. Но крестьянские дети взрослеют очень быстро. Поэтому, как только девочка подросла, она стала во всем помогать своим родителям Постепенно игры забывались, на них оставалось все меньше и меньше времени, на первое место встала нелегкая крестьянская работа. Но молодость все равно берет свое, и даже после тяжелого трудового дня девушка находила время для отдыха.
Матрена Тимофеевна вспоминает свою юность. Она была хороша собой, трудолюбива, деятельна. Неудивительно, что на нее заглядывались парни. И вот появился суженый, за которого родители отдают замуж Матрену Тимофеевну. Замужество означает, что теперь свободная и вольная жизнь девушки закончилась. Теперь она будет жить в чужой семье, где к ней будут относиться далеко не лучшим образом. Когда мать отдает свою дочь замуж, она горюет о ней, переживает за ее судьбу:
Родительница плакала:
“... Как рыбка в море синее
Юркнешь ты! как соловушка
Из гнездышка порхнешь!
Чужая-то сторонушка
Не сахаром посыпана,
Не медом полита!
Там холодно, там голодно,
Там холеную доченьку
Обвеют ветры буйные,
Облают псы косматые,
И люди засмеют!”
В этих строках ясно читается печаль матери, которая прекрасно понимает все тяготы жизни, которые выпадут на долю ее замужней дочери. В чужой семье никто не проявит к ней участия, да и сам муж никогда не будет заступаться за жену.
Матрена Тимофеевна делится своими горестными раздумьями. Ей совсем не хотелось менять свою вольную жизнь в родительском доме на жизнь в чужой, незнакомой семье.
Уже с самых первых дней в доме мужа поняла Матрена Тимофеевна, как тяжело ей теперь придется:
Семья была большущая,
Сварливая... попала я
С девичьей холи в ад!
Отношения со свекром, свекровью и золовками складывались очень непросто, в новой семье Матрене приходилось много работать, и при этом никто слова доброго ей не говорил. Однако даже в такой нелегкой жизни, которая была у крестьянки, находились свои немудреные и простые радости:
Зимой пришел Филиппушка,
Привез платочек шелковый
Да прокатил на саночках
В Екатеринин день,
И горя словно не было!
Запела, как певала я
В родительском дому.
Мы были однолеточки,
Не трогай нас — нам весело,
Всегда у нас лады.
Отношения между Матреной Тимофеевной и ее мужем далеко не всегда складывались безоблачно. Муж имеет право бить свою жену, если его что-то не устраивает в ее поведении. И никто не встанет на защиту бедняжки, наоборот, все родственники в семье мужа только будут рады посмотреть на ее страдания.
Такой стала жизнь Матрены Тимофеевны после замужества. Дни тянулись однообразные, серые, удивительно похожие друг на друга: тяжелая работа, ссоры и попреки родственников. Но крестьянская женщина обладает поистине ангельским терпением, поэтому, не жалуясь, выносит все тяготы, выпавшие на ее долю. Рождение ребенка является тем событием, которое переворачивает всю ее жизнь. Теперь уже женщина не так озлоблена на весь белый свет, любовь к малышу согревает и радует ее.
Филипп на Благовещенье
Ушел, а на Казанскую
Я сына родила.
Как писаный был Демушка I
Краса взята у солнышка,
У снегу белизна,
У маку губы алые,
Бровь черная у соболя,
У соболя сибирского,
У сокола глаза!
Весь гнев с души красавец мой
Согнал улыбкой ангельской,
Как солнышко весеннее
Сгоняет снег с полей...
Не стала я тревожиться,
Что ни велят — работаю,
Как ни бранят — молчу.

Радость крестьянки от рождения сына не была долгой. Работа в поле требует очень много сил и времени, а тут еще грудной младенец на руках. Сначала Матрена Тимофеевна брала с собой ребенка в поле. Но потом свекровь начала ее упрекать, ведь с ребенком невозможно работать с полной самоотдачей. И бедной Матрене пришлось оставлять малыша с дедом Савелием. Однажды старик недоглядел — и ребенок погиб.
Смерть ребенка — это ужасная трагедия. Но крестьянам приходится мириться с тем, что очень часто их дети умирают. Однако у Матрены это первый ребенок, поэтому его смерть оказалась для нее слишком тяжелым испытанием. А тут еще дополнительная беда — в деревню приезжает полиция, лекарь и становой обвиняют Матрену в том, что она в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием погубила ребенка. Матрена Тимофеевна умоляет не делать вскрытие, чтобы похоронить ребенка без поругания над телом Но никто не слушает крестьянку. Она едва не сходит с ума от всего случившегося.
Все тяготы тяжелой крестьянской жизни, смерть ребенка все же не могут сломить Матрену Тимофеевну. Проходит время, у нее каждый год рождаются дети. И она продолжает жить, растить своих детей, выполнять тяжелую работу. Любовь к детям — это самое главное, что есть у крестьянской женщины, поэтому Матрена Тимофеевна готова на все, лишь бы защитить своих ненаглядных чад. Об этом свидетельствует эпизод, когда за провинность хотели наказать ее сына Федота.
Матрена бросается в ноги к проезжавшему мимо помещику, чтобы тот помог спасти мальчишку от наказания. И помещик велел:
“Подпаска малолетнего
По младости, по глупости
Простить... а бабу дерзкую
Примерно наказать!”
За что вытерпела наказание Матрена Тимофеевна? За свою безграничную любовь к своим детям, за готовность пожертвовать собой ради других. Готовность к самопожертвованию проявляется и в том, как Матрена бросается искать спасения для своего мужа от рекрутчины. Ей удается добраться до места и попросить помощи у губернаторши, которая действительно помогает Филиппу освободиться от рекрутчины.
Матрена Тимофеевна еще молода, но ей пришлось вынести уже очень и очень много. Ей пришлось пережить смерть ребенка, голодное время, попреки и побои. Она сама говорит о том, что ей рассказала святая странница:
“Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!”
Действительно, крестьянскую женщину никак нельзя назвать счастливой. Все трудности и тяжелые испытания, которые выпадают на ее долю, могут сломить и привести человека к гибели не только духовной, но и физической. Очень часто именно так и происходит. Жизнь простой крестьянки редко бывает долгой, очень часто женщины умирают в самом расцвете лет. Нелегко читать строки, повествующие о жизни Матрены Тимофеевны. Но тем не менее нельзя не восхищаться душевной силой этой женщины, которая вынесла столько испытаний и не оказалась сломлена.
Образ Матрены Тимофеевны удивительно гармоничен. Женщина предстает одновременно сильной, выносливой, терпеливой и нежной, любящей, заботливой. Ей приходится самостоятельно справляться с трудностями и бедами, которые выпадают на долю ее семьи, ни от кого не видит Матрена Тимофеевна помощи.
Но, невзирая на все трагическое, что приходится вынести женщине, Матрена Тимофеевна вызывает неподдельное восхищение. Ведь она находит в себе силы жить, работать, продолжает радоваться тем скромным радостям, которые время от времени выпадают на ее долю. И пусть она честно признается, что счастливой ее назвать никак нельзя, она ни на минуту не впадает в грех уныния, продолжает жить.
Жизнь Матрены Тимофеевны — это постоянная борьба за выживание, и ей удается выйти победительницей из этой борьбы.

Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" - энциклопедия народной жизни

Поэму Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" принято называть поэмой-эпопеей. Эпопея - это художественное произведение, с максимальной полнотой изображающее целую эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения – изображение пореформенной России. Некрасов писал свою поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерь поэта. Таким образом основной темой произведения осталась жизнь народа. Жизнь крестьян.
С необычайной яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь. Все невзгоды и беды, которые приходится терпеть народу, вся эта трудность и суровость его существования. Несмотря на реформу 1861 года, "освободившую" крестьян, они оказались еще в худшем положении: не имея своей земли, они попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни бедного мужика, которого "тоска-беда измучила" с особой силой звучит в народных песнях, которых довольно немало в произведении. Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасов использует и все богатство народной культуры, все многоцветье устного народного творчества.
Однако, напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчает красок, показывая тут же нищету и грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется
названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели:
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень - ,
Зашгатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова -
Неурожайка тож...
В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа: и "счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями", и "голодные дворовые, покинутые барином на произвол судьбы" - все люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие".
Перед нами встает целая сеть ярких разнообразных образов: наряду с бездейственными холопами вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются сохранившие подлинную человечность и душевное благородство образы Матрены Тимофеевны, богатыря Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина, старосты Власа, семи правдоискателей и другие. Эти лучшие из крестьян в поэме сохранили в себе способность к самопожертвованию, у каждого из них есть своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но они все вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила.Уже появляются люди, которые с искренностью могут сказать такие слова:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
Например, .в Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца,
крестьянского "праведника". Яким Нагой способен глубоко понять то, в чем состоит сила и слабость крестьянской души:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна - и надо бы
Громом греметь оттудова,
Кровавым лить дождям
А все вином кончается!
Яков Нагой живет той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как. и все крестьянство. Но, наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному (история с картинками), Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовной жизни, показать, что в душах народа уже назревает протест против существующих условий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе.
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния, чуть не кончает самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила говорит нам о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянина.
Однако, непосредственно в бунт крестьянский протест превращается в главе "Савелий - богатырь святорусский". Убийство немца -притеснителя, произошедшее" стихийно, незапланированно, олицетворяет собой крупные крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокие угнетения со стороны помещиков.
Савелий-богатырь является самым положительным образом в поэме. В нем живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом сохраняются и такие человечные качества как: искренняя любовь (к Матрене Тимофеевне), сила духа, чувство человеческого достоинства, понимание жизни и способность глубоко переживать горе других. -Именно такие герои, а не кроткие и покорные были близки Некрасову. Поэт видел, что пробуждается сознание крестьянства, накипает бурный протест против угнетения. С болью и горечью он осознавал страдания народа, но все же с надеждой смотрел в его будущее, с верой в "сокрытую искру" могучих внутренних сил:
Рать поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней кажется несокрушимая.
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся система процветания посвящена теме поиска крестьянского счастья. Здесь можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя все то, что могла бы пережить и испытать русская женщина-крестьянка. Ее огромная сила воли при столь многочисленных страданиях и лишениях была свойственна всем русским женщинам, самым обездоленным и забитым существам на Руси.
Конечно, в поэме есть еще много интересных образов: "холопа примерного Якова верного", который сумел-таки отомстить своему барину, или работящих крестьян из главы "Последний", которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и еще много других образов..
Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы,
перекликаются друг с другом. Поэтому-то ж можно, я считаю, назвать поэму Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" энциклопедией народной жизни. Поэт, как эпический художник, стремился к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия народных характеров. Поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление народной песни, исполняемой на многие голоса.

Достоевский.

1. Почему Свидригайлов уверяет Раскольникова, что они «одного поля ягоды»?

2. Почему в романе Достоевского, в котором центральная проблема носит философский характер, так много внимания уделяется денежным расчётам?

3. Почему «экономическая идея» Лужина вызывает очень болезненную, резко негативную реакцию Раскольникова, хотя этих героев традиционно рассматривают как двойников?

4. В чём состоят юридические и этические аспекты преступления Раскольникова?

5. Почему в эпилоге романа из бесчисленного количества героев романа изображаются только двое: Раскольников и Соня?

6. Почему к признанию в убийстве старухи-процентщицы и Лизаветы Раскольникова побуждают не дискуссия с Порфирием Петровичем, а знакомство и общение с Соней?

7. Говоря о Раскольникове, Разумихин так оценивает его позицию: «Ведь это разрешение крови по совести, это… страшнее, чем бы официальное разрешение проливать кровь, законное….» Подтверждается или опровергается это умозаключение логикой развёртывания событий романа?

8. С какой художественной целью вводятся в повествование сны Раскольникова и как они соотносятся с мотивами преступления и мотивами наказания?

9. (С1, С2) В каких произведениях русской классики жизнь скромного персонажа завершается при трагических обстоятельствах и в чём сходство и различие в трактовке образов этого героя по сравнению с романом Достоевского «Преступление и наказание»?

10. Почему Раскольников так сочувственно воспринимает трагедию семьи Катерины Ивановны?

Общая характеристика романа

Создавался роман в течение 6 лет. Печатался в течение 1866 года. «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительности,» — так определял свой творческий метод сам писатель. Действительно, в произведении «Преступление и наказание причудливо переплелись и детективный сюжет, и философские размышления, и евангельский текст, и сны, и исповедальные признания, и письма. Нетрадиционен и сам жанр детективного романа: преступник известен читателю, в тайну его преступления постепенно проникают почти все герои романа, все они сочувствуют Раскольникову и ждут, когда он сам раскается и сделает явку с повинной. Таким образом, внимание читателей сосредоточено на душевном состоянии героя, на причинах его преступления. Наверное, поэтому трудно поверить, что всё действие произведения вмещается в две недели. Характерная особенность романа – действие в нём то замедляется, то ускоряется. Например, на второй день после выздоровления Раскольникова происходят следующие события: утром Раскольников беседует с матерью и сестрой, приехавшими к нему, уговаривает их порвать отношения с Лужиным, знакомит их с Соней, вместе с Разумихиным идёт к Порфирию Петровичу, беседует с ним, затем встречается с мещанином. Назвавшим его «убивцем», потом он видит кошмарный сон, а, проснувшись, видит Свидригайлова, беседует с ним, потом вместе с Разумихиным идёт к своим родным, понимает, что ему трудно с ними, уходит и идёт к Соне, выслушивает её рассказ о себе. Ещё одной характерной особенностью романа можно считать количество внутренних монологов развёрнутых описаний внутреннего состояния героя. Фантастична реальность, которая порой переходит в болезненные сновидения. Как во сне герой идёт на преступление, а в конце третьей части ему снится, будто он совершает преступление. Внезапный приход Свидригайлова воспринимается как продолжение сна. В романе много случайностей, которые влияют на ход событий: случайно подслушанный Раскольниковым разговор, что Лизаветы не будет дома, топора не оказывается на месте и т.д. Символичны художественные детали: смертельный удар Раскольников наносит обухом топора, так что лезвие при этом обращено на самого героя, Лизавету же убивает остриём топора, как бы отводя от себя удар, крест Сони был на Лизавете, невинно убиенной, прохожие подают Раскольникову монетку как нищему, её он потом бросает в воду, Свидригайлов видит что-то фантастическое в лице Мадонны («Ведь у Сикстинской Мадонны лицо фантастическое, лицо скорбной юродивой, вам это не бросилось в глаза?») В натурах героев всё причудливо переплелось: благородство убийцы, целомудрие блудницы, шулерство аристократа, алкоголизм чиновника, проповедующего Евангелие. Герои Достоевского болезненно эмоциональны, живут в постоянном нервном напряжении. Ни один из них не показан в труде, в повседневной занятости. Они постоянно разговаривают, спорят друг с другом о Боге, о границах человеческой свободы, о возможности переустройства мира. М.М. Бахтин отмечает полифонию романа, его многоголосье. Ещё одна особенность – психологизм произведения. Достоевский исследует состояние души человеческой в экстремальной ситуации.

Ещё одна характерная особенность романа – система образов. Раскольников оказывается соединительным звеном между двумя семействами — его собственным и Мармеладовых. По первой линии складывается любовный треугольник: Дуня, Свидригайлов и Лужин, а по второй - треугольник семейный: Соня, Мармеладов и Катерина Ивановна. Сам Раскольников, кроме того, оказывается один на один в поединке с Порфирием. По такой схеме описывает систему персонажей критик К. Мочульский: «Принцип композиции — трехчастный: одна главная интрига и две побочных. В главной - одно внешнее событие (убийство) и длинная цепь событий внутренних; в побочных - нагромождение внешних событий, бурных, эффектных, драматических: Мармеладова давят лошади, Катерина Ивановна, полубезумная, поет на улице и заливается кровью. Лужин обвиняет Соню в воровстве, Дуня стреляет в Свидригайлова. Главная интрига - трагична, побочные –мелодраматичны»

И. Анненский выстраивает систему персонажей по другому, идейному принципу. В каждом из персонажей он видит один из поворотов, моментов двух идей, носителями которых эти персонажи являются - идеи смирения и безропотного приятия страдания (Миколка, Лизавета, Соня, Дуня, Мармеладов, Порфирий, Марфа Петровна Свидригайлова) или идеи бунта, требования от жизни всевозможных благ (Раскольников, Свидригайлов, Дуня, Катерина Ивановна, Разумихин).

Почувствовав после убийства невозможность общаться далее со своими родными, “ближними”, Раскольников словно магнитом притягивается к семейству Мармеладовых, будто сосредоточившему в себе все возможные страдания и унижения целого мира. С этой семьёй связана тема «униженных и оскорбленных», ведущей свое начало еще от «Бедных людей». Сам Мармеладов представляет собой новое решение темы «маленького человека», показывающее, насколько далеко уже ушел Достоевский от гоголевских традиций. Даже в неизбывном позоре своего падения Мармеладов осмысляется не просто как несостоявшаяся личность, уничтоженная и потерянная в огромном городе, а как «нищий духом» в евангельском смысле — глубокий и трагически противоречивый характер, способный на самозабвенное покаяние и потому могущий быть прощенным и даже обрести за свое смирение Царствие Божие. Катерина Ивановна, наоборот, доходит до протеста, бунта против Бога, так жестоко сломавшего ее судьбу, но бунта безумного и отчаянного, доводящего ее до исступленного сумасшествия и страшной гибели («Что? Священника?.. Не надо... Где у вас лишний целковый?.. На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..») В отличие от нее Соня исповедует, как и ее отец, христианское смирение, но соединенное с идеей жертвенной любви. Раскольникову эта семья представляется живым воплощением его собственных мыслей о бессилии добра и бессмысленности страдания. И до и после убийства он все время размышляет о судьбе Мармеладовых, сравнивает ее со своею и всякий раз убеждается в правильности его решения. Вместе с тем, помогая Мармеладовым, Раскольников на некоторое время спасается от своей гнетущей душевной тревоги. Из лона этой семьи появляется “ангел-хранитель” героя -Соня, идейный антипод Раскольникова. Ее «решение» состоит в самопожертвовании, в том, что она переступила через свою чистоту, принеся всю себя в жертву ради спасения семьи. «В этом она и противостоит Раскольникову, который все время, с самого начала романа (когда он только еще узнал о существовании Сони из исповеди ее отца) меряет свое преступление ее «преступлением», стараясь оправдать себя . Именно перед Соней он с самого начала хочет сознаться в убийстве: она единственная, по его мнению, кто может его понять и оправдать. Он приводит ее к осознанию неминуемой катастрофы её и её семьи, чтобы поставить перед ней роковой вопрос, ответ на который должен оправдать его поступок: «Лужину ли жить и делать мерзости или помирать Катерине Ивановне?» Но реакция Сони обезоруживает его: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?». И роли героев неожиданно меняются. Раскольников вначале думал добиться от Сони полного духовного подчинения, сделать ее своей единомышленницей. Он ведет себя с ней надменно, высокомерно и холодно и в то же время пугает загадочностью своего поведения. Так, он целует ей ногу со словами: «Это я всему человеческому страданию поклонился». Но затем он понимает, что не выдерживает тяжести смертного греха, что он «себя убил», и приходит к Соне за прощением. Раскольников презирает себя за то, что нуждается в Соне, зависит от нее, это оскорбляет его гордость, и потому временами он испытывает чувство «едкой ненависти» к ней. Но вместе с тем чувствует, что в ней его судьба, особенно когда узнает о ее прежней дружбе с убитой им Лизаветой, ставшей даже ее крестной сестрой. И когда в момент признания в убийстве Соня отстраняется от Раскольникова с тем же самым беспомощным детским жестом, с каким отстранялась от его топора Лизавета, “защитник всех униженных и оскорбленных” окончательно прозревает. (Чтение о воскрешении Лазаря)

Образ Петербурга в романе.. Этот город, «город полусумасшедших» (так оценивает его Свидригайлов), оказывает зловещее влияние на героев романа. Его зловещее влияние города ощущает на себе Раскольников: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». Главные впечатления от Петербурга Достоевского - невыносимая духота, создающая атмосферу преступления, темнота, грязь и слякоть, от которых развивается отвращение к жизни и презрение к себе и к окружающим, а также сырость и изобилие воды во всех видах. Приехавшие в Петербург из провинции быстро перерождаются, поддаваясь разлагающему и опошляющему влиянию города –соучастника преступлений..

Для Достоевского существует прежде всего не Петербург дворцов и садов, а Петербург Сенной площади с ее шумом и торговцами, грязных переулков и доходных домов, кабаков и “домов увеселения”, темных каморок и лестничных клеток. Это пространство наполняется неисчислимым количеством людей, сливающихся в безликую и бесчувственную толпу, сквернословящую, хохочущую и безжалостно топчущую всех ослабевших в жестокой «борьбе за жизнь». Петербург создает контраст крайней скученности людей при крайней их разобщенности и чуждости друг другу, что порождает в душах людей по отношению друг к другу враждебность и насмешливое любопытство. Весь роман наполнен бесконечными уличными сценами и скандалами: удар кнута, драка, самоубийство (Раскольников видит однажды, как бросается в канал женщина с желтым, “испитым” лицом), задавленный лошадями пьяница — все становится пищей для насмешек или пересудов. Толпа преследует героев не только на улицах: Мармеладовы живут в проходных комнатах, и при всякой скандальной семейной сцене из разных дверей “протягивались наглые смеющиеся головы с папиросками и трубками, в ермолках” и “потешно смеялись”. Та же толпа появляется как кошмар во сне Раскольникова, невидимая и оттого особенно страшная, наблюдающая и злобно смеющаяся над лихорадочными стараниями обезумевшего героя довершить свое злополучное преступление.

Замысел романа.Сам Достоевский в письме к редактору “Русского вестника” М.Н. Каткову так описывал свой замысел романа: «Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным “недоконченным” идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. “Она никуда не годна”, “Для чего она живет?”, “Полезна ли она хоть кому-нибудь?” и т.д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать; с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства... докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении “гуманного долга к человечеству”, чем, уже конечно, “загладится преступление”, если только может назваться преступлением этот поступок, над старухой глухой, глупой, злой и больной...Несмотря на то, что подобные преступления ужасно трудно совершаются... ему — совершенно случайным образом удается совершить свое предприятие и скоро, и удачно.. Никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его... Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело.... Несколько случаев, бывших в последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек... Одним словом, я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность»

Об основной мысли своего романа Достоевский говорит: «Основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия… мысль христианская и высоконравственная; формула её – восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнётом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков. Эта мысль – оправдание униженных и всеми отринутых парий общества».

Композиция и жанр романа. Состоит из 6 частей и эпилога. 1 часть – совершение преступления; 2-6 – наказание преступника (его психологический отчёт), эпилог – раскаяние. Жанр: детектив, социально-бытовой роман, философский, психологический.

Наши рекомендации