Можно ли считать Матрёну Тимофеевну счастливой? ( По поэме «Кому на Руси жить хорошо»)

«Кому на Руси жить хорошо» - итоговое произведение Н.А. Некрасова, в котором поэт хотел изложить все свои размышления о народе русском. Вот почему так органично входит в поэму одна из главных тем некрасовского творчества – судьба русской женщины.

Особенно обстоятельно представлена русская женщина в главе «Крестьянка». В ней повествуется о судьбе замечательной русской женщины Матрёны Тимофеевны Корчагиной. Именно к ней жители окрестных деревень отсылают мужиков-странников, задумавших найти того, «кому живётся весело, вольготно на Руси». Почему же именно эту женщину считают счастливой?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить авторскую позицию. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национального характера, главной носительницей основ жизни народа. Вот почему для поэта так важно было показать в поэме, каково положение русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы – это и есть залог счастья и благополучия любого общества во все времена.

В главе «Крестьянка» мы не слышим авторского голоса – это рассказ самой Матрёны Тимофеевны о своей судьбе. Это позволило поэту добиться особой искренности и достоверности изображения. При этом возникает контраст в оценке своей жизни Матрёной Тимофеевной с мнением окружающих её людей. Только удачное стечение обстоятельств привело к тому, что героиня и её ещё не рождённый ребёнок не погибли, а жена губернатора стала для них покровительницей – крёстной матерью маленького Лиодорушки.

Но это счастье выстрадано всей предшествующей жизнью. На судьбу Матрёны Тимофеевны выпали тяжкие испытания: подневольная жизнь невестки в семье мужа, «обиды смертные», плётка, изнурительная работа, голод и самое страшное – смерть ребёнка. И всё это типично для каждой крестьянской женщины! Не случайно в этой главе очень много песен, фольклорных образов и мотивов, а в эпизоде, связанном со смертью Дёмушки, поэт использует причитания (похоронные плачи) знаменитой сказительницы Ирины Федосовой. Всё это позволяет прийти к выводу, который особенно горько звучит в устах Матрёны Тимофеевны: «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого».

И всё же вопрос о счастье русской женщины не столь однозначны. Ведь многочисленные горести и беды не сломили её стойкий дух, не подорвали внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить душевное тепло и красоту, не утраченные даже под гнётом тяжкого труда и забот. Именно материнство помогает ей противостоять «бездне насилия и зла». Её роль в какой-то мере даже можно назвать мессианской. Чтобы сохранить в сыне Федотушке доброту и любовь ко всему живому, Матрёна Тимофеевна сама ложится под розги.

И даже если автор, так глубоко нарисовавший образ Матрёны Тимофеевны, хотел подчеркнуть мысль о «страданиях народа», читатель вправе считать такую женщину счастливой.

«В рабстве спасённое сердце свободное…» (По поэме «Кому на Руси жить хорошо»)

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» отразила мучительные раздумья Н.А. Некрасова о судьбе русского крестьянства в пореформенную эпоху. В произведении поставлена проблема народного счастья. Ещё в стихотворении «Элегия» вопрос о народном счастье звучал риторически:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?...

Действительно, реформа 1861 года стала новой формой экономической кабалы. На бедственное положение «освобождённых» указывают в начале поэмы «Кому на Руси жить хорошо» красноречивые названия губернии, уезда, деревень…

Некрасов искренне сочувствовал тяжёлой доле русского крестьянства. Он создал народную поэму. Основной пафос произведения – пробуждение сознания народа, тема неизбежности освобождения. Сама композиция отражает авторскую веру в победу справедливости. Наиболее значимая часть «Пир – на весь мир» завершает поэму-эпопею. В произведении показаны многочисленные представители крестьянства. Но поэт не идеализирует народ. Рабство развратило крестьян. Рабскую психологию крестьянина-холопа можно представить, читая страницы поэмы, на которых мы знакомимся с «любимым рабом князя Переметьева», с холопами князя Утятина и т.д. Обобщающая характеристика «людей холопского звания» дана следующими словами:

Люди холопского звания –

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

Однако и среди «холопов по убеждению» появляются ростки пассивного протеста. Даже «верный Яков» осмеливается протестовать против барского самодурства. Протестуя против решения помещика отдать Гришу в рекруты, герой покончил самоубийством.

Совсем по-другому выражают протест крестьяне деревни Корёжино – они жестоко расправляются с немцем Фогелем. Но двадцать лет строгой каторги, долгие годы поселения не сломили богатырского духа одного из участников бунта Савелия. Он гордо заявляет своим домашним: «Клеймёный, да не раб!»

В финале поэмы поэт рассказывает о судьбе народного заступника Гриши Добросклонова. Наиболее полно помогают представить духовный облик героя его песни. В них чувствуется огромная вера героя в своих соотечественников, которые стремятся обрести гражданское мужество и решительность…..

Наши рекомендации