Кто из героев, по вашему мнению, ближе к толстовскому пониманию национального характера – Тихон Щербатый или Платон Каратаев?
Проблема национального характера является одной из важнейших в романе-эпопее «Война и мир». Недаром Толстой говорил о том, что здесь для него главной была «мысль народная». В центре произведения – события Отечественной войны 1812 года, когда наиболее ярко проявились основные черты нации и характера русского человека. Главной из них писатель считал «скрытую теплоту патриотизма», которая привела к сплочению всех слоёв общества, всего народа в борьбе с французскими захватчиками. Но при этом Толстой показывает, что русский национальный характер определяется весьма противоречивыми качествами, которые можно рассматривать как несовместимые.
С одной стороны, писатель видит в русском человеке черты яркого, активного, деятельного характера, готового мстить врагам до конца. Об этом убедительно свидетельствует ёмкий художественный образ – «дубина народной войны» , - который определяет не только саму эту войну, но и тех представителей народа, которые для борьбы с врагом стали объединяться в партизанские отряды. Именно к таким героям относится Тихон Щербатый. Это «самый полезный и храбрый мужик»-партизан в отряде Денисова. Ему присущи смекалка и удаль, находчивость и решительность. С топором в руках он идёт на врага, потому что естественное патриотическое чувство выводит его, как и тысячи простых русских крестьян, на борьбу с захватчиками. В словах его товарищей по отряду чувствуется восхищение и уважение: «Ну ловок», «Экая бестия». Он наделён и своеобразным грубоватым юмором, позволяющим в тяжелейших условиях сохранить жизнерадостность и оптимизм, так свойственные русскому народному характеру. Но есть в Тихоне Щербатом и настораживающие черты. Ведь он в своей мести врагам становится порой бесчеловечным, жестоким. Так, он убивает захваченного француза потому, что тот был «совсем несправный». При этом Толстой делает характерное замечание, что Пете Ростову неловко слушать Тихона, у которого время этого разговора «вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку».
С другой стороны, русский национальный характер представлен в образе Платона Каратаева. Это «олицетворение духа простоты и правды», как говорит о нём Пьер Безухов, оказавшийся в плену вместе с Платоном. Именно этот простой русский крестьянин-солдат становится для героя-аристократа на долгое время нравственным ориентиром, который помогает Безухову выйти из духовного кризиса и найти свой путь в жизни. Как и Тихон, Платон трудолюбив, вынослив, общителен, однако при этом он по характеру противоположен народному мстителю. Если Тихон – «человек войны», то Платон несёт с собой мир даже в военное время. Недаром и внешне он «круглый», похожий на «каплю», говорит с «нежно-певучей лаской». Этот удивительный русский человек добр ко всем: к товарищам, оказавшимся в плену, к приблудившейся собачке и даже к французам, пленившим, а потом и пристрелившим его. Может быть, в этом сказывается и то, что Платон Каратаев воплощает живущую в народе веру в Бога и покорность судьбе. Недаром он так часто использует пословицы и афоризмы: «Не нашим умом, а Божьим судом», «Час терпеть, а век жить».
Кто же из этих двух столь различных героев воплощает исинно русский национальный характер? Мне кажется, что писателю всё же ближе тип Платона Каратаева. Ведь именно через него автор передаёт свою излюбленную идею роевого начала как основы народной жизни, близкой к духу крестьянской общины. Но народ в целом – это огромная семья, в которой есть и такие, как Тихон, и такие, как Платон Каратаев. И победить в войне Россия смогла именно потому, что сумела соединить всё лучшее, что было в русской нации.
Н.А. Некрасов
1. Какой нарисована судьба Савелия и может ли он претендовать на то, чтобы называться «счастливым»?
2. Какие русские писатели в своих произведениях используют фольклорные сюжетно-композиционные приёмы и способы обрисовки персонажей и в чём их отличие от произведения Некрасова?
3. Какими характерными для фольклорных героев чертами наделяет Некрасов образ Савелия и при помощи каких фольклорных приёмов воспроизводит его историю?
4. Персонажи каких произведений русской литературы наделены мощью и удалью былинных героев и в чём их сходство и различие с некрасовским персонажем?
5. В каких произведениях русской классики изображён путь духовного развития, превращающий обычного человека из народа в героя-праведника, народного заступника, и в чём правда каждого такого героя?
6. Почему некрасовские странник перестают искать «счастливых» на Руси?
7. Какие противоречия народного самосознания отразил Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
8. Как в поэме решается проблема бунтарства и добровольного холопства, духовного рабства?
9. Образ женщины – матери в поэме.
10. Как решается проблема положительного героя?
Примерные ответы
Какова судьба русского мужика в поэме (на примере Савелия) и может ли он называться счастливым?
О деде Савелии читатель узнаёт из рассказа Матрёны Тимофеевны. Начинается рассказ о нём со слов: «Счастливец тоже был…».В этом определении внимательный читатель может услышать иронию: долгой и трудной была жизнь Савелия. Многое пришлось испытать Савелию: и издевательства помещика Шалашникова, и жестокие наказания за неуплату оброка, от которых «шкура» выделана так, что сто лет может носиться. За убийство немца-управляющего Христиана Христианновича Фогеля он, как и его односельчане, был осуждён на каторжные работы. Но суровая жизнь не озлобила, не ожесточила сердце Савелия, наделённого огромной физической силой: смелость, решительность, дерзость сочетаются в нём с чувствительностью, мягкостью, добротой. Он радуется рождению правнука Дёмушки, заботится о нём, а после гибели мальчика мучается, не может простить себе и уходит в монастырь. Бунтарский дух, богатырская сила в Савелии сочетается с долготерпением и готовностью терпеть удары судьбы, не роптать. Наиболее ярко эту национальную особенность охарактеризовал сам дед Савелий: «А потому терпели мы, что мы богатыри. В том богатырство русское». Слово «перетерпливал» в лексике Савелия тоже не случайное: стремление к свободе может обернуться нравственными страданиями, если богатырская сила расходуется по мелочам. Наверное, поэтому так горько звучат слова Савелия: «…высоко - бог, далеко – царь». Не у кого искать справедливости, остаётся лишь «кручина» и «терпение». Но, по мнению Савелия, бесконечное терпение может привести к духовному рабству: «недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть».
3. Явная ориентация на фольклор прослеживается в таких произведениях русской классики, как «Песня про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова, сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина: «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве», «Самоотверженный заяц» и др. Сами жанровые определения - песня, сказка – заимствованы из фольклора. Герой Лермонтова наделён, как и Савелий, богатырской силой, смелостью, гордостью. И Савелий, и Калашников напоминают былинных богатырей. Самыми главными нравственными ценностями для них являются достоинство и честь. Совсем по-другому нарисованы сказочные персонажи сказок Салтыкова-Щедрина, воплощающие общественные типы: например, трусливый, осторожный либерал, властитель-самодур. Поэтому в их обрисовке преобладают сатира и ирония, причём фольклорное лукавство сочетается в сказках Салтыкова-Щедрина с литературным гротеском. В сюжетно-композиционной организации этих произведений используются троекратные повторы (трижды обращается Иван Грозный на пиру к Кирибеевичу, три медведя занимают по очереди должность воеводы), зачины и рефрены. Как и в поэме Некрасова, писатели применяют характерные для фольклора речевые средства: словесные повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы, постоянные эпитеты, сравнения.
6. Отправляясь в путь, некрасовские странники стремятся найти того, «кому живётся весело, вольготно на Руси». Мнения крестьян расходятся: претендентами на роль счастливца называют помещиков, чиновников, священников, «купчину толстопузого», «министра государева», царя. Из списка предполагаемых счастливце исключены представители трудового люда: крестьяне, ремесленники. Наверное, поэтому в вопросе звучит не только желание найти счастливого, но и определить истинного виновника страданий народных. Уже самое начало поэмы ориентировано на то, что маршрут странников может изменяться.
Первые встречи с предполагаемыми счастливцами приводят странников к мысли о том, что критерии счастья определены не совсем верно. В беседе с помещиком они выясняют, что реформа ударила «одним концом по барину, другим- по мужику». «Покой, богатство, честь», которые, по мнению и попа, и помещика, являются необходимым условием счастья, несовместимы. Поэтому ни помещик Оболт- Оболдуев, ни поп счастливыми себя не считают.
Характерно, что, встретив на ярмарке в Кузьминском купцов, исправника, земских чиновников, крестьяне-правдоискатели уже не пытаются выяснить, счастливы ли они. Наверное, поэтому странники обращаются к народу: «Эй! Нет ли где счастливого?» Однако оказывается, что счастье народное – «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями».
Постепенно в сознании правдоискателей зарождается мысль о том, что счастье не связано только с богатством и почестями, оно в чём-то ином. Они задумываются о том, что причиной народных страданий может быть и сам мужик. Наверное, поэтому возникает вопрос: «Кто грешней всех?» Довольно единодушно крестьяне приходят к выводу, что самый страшный грех – внутренне рабство. А потому и искать нужно счастливого не среди удачливых обладателей богатства и других жизненных благ, а среди тех, кто смог победить в себе этот грех. Крестьяне-правдоискатели не смогли встретиться с Гришей Добросклоновым, не сумели узнать, что быть счастливым можно только тогда, когда живёшь в соответствии с христианскими идеалами, когда девизом жизни становятся слова: «Иди к униженным, иди к обиженными!...»
О Некрасове
1. Главная книга поэта.Г.И. Успенский считал,что в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов выступил как «наиискреннейший выразитель сущности русской души – страстной, жаждущей жизни, испорченной тысячами дурных влияний, рвущейся из этих пут на волю к свету, к правде , души – страстной, больной, бездомной и испуганной…» Работа начата после отмены крепостного права, в 1863 г., работал до 1876-1877 г.г. Отражены события: 1740 г. – предполагаемая дата рождения Савелия, 1773- 1775 г.г.– Пугачёвскок востание, 1828 г. – русско-турецкая война, убит на войне Шалашников, 1846 –бунт деревни Корёжино, убийство Фогеля, 1879-1861 г.г.- революционная ситуация, Манифест об отмене крепостного права, 1863 г. – «Последыш», о восстании в Польше, 1876-1877 г.г. – революционное народничество. Работал до последних дней жизни. Много загадок. Это уникальное произведение в русской литературе. Его можно назвать поэмой – эпопеей. Совсем по-сказочному ведёт поэт своих читателей то в ночной лес, то по тропочке, указанной говорящей пеночкой. Реальная крестьянская жизнь уживается в поэме со сказочными элементами: говорящей пеночкой, скатертью-самобранкой. Всё это показывает, что поэт как-то по-новому обратился к теме народной жизни. Обращение к фольклору, к фольклорным элементам – свидетельство глубокого интереса Некрасова к народной жизни, к нравственному облику народа. «Пролог» можно воспринимать как разговор не о сказочной, а о реальной жизни народа в совершенно конкретный исторический период. . Изображена пореформенная Русь. Широкая панорама русской жизни. Есть сцены сатирические (описание жизни помещиков). Поэтический словарь – свидетельство богатства русского фольклора. Связь с фольклором – изобразительные средства, характерные для устного народного творчества, разговорная интонация, песни. Создаётся впечатление, что вся поэма написана для многоголосого пения. Характерна полифония.
2. Замысел автора и проблематика поэмы. Семь странников путешествуют по Руси в поисках счастливого. Временнообязанные крестьяне появились после реформы 1851 года. Они ещё обязаны были выполнять определённые повинности до выкупа земли. Встречаются с разными людьми, сталкиваются с событиями реальной жизни. А читатель знакомится и с дореформенной, и пореформенной Русью, узнаёт о противоречиях жизни. Остро звучит проблема счастья. Спор, в который активно включаются все герои, свидетельствует о пробуждении общественной активности. Поэт хотел изобразить все социальные слои. Основные мотивы – тяжёлая доля крестьян, их разорение. Но поэт правдиво показал и теневые стороны крестьянской жизни: грубость нравов, пьянство, невежество, предрассудки, холопство. Утверждается мысль о том, что дальше так жить нельзя.
3. Композиция и жанр поэмы. Опираясь на традиции народного эпоса, Некрасов создал произведение, подобного которому не было ни в русской, ни в мировой литературе. Поэт использовал в нём принципиально новое расположение цен и эпизодов. Он то расширяет рамки своего повествования, создаёт широкие эпические масштабные картины (толпу, массовые сцены, споры, в которых принимает участие множество лиц), то сосредотачивает внимание на судьбе отдельного человека поп, помещик, крестьянин, русская женщина). При этом поэт совершенно свободно обращается со временем и пространством, свободно переносит действие с одного места на другое, то замедляя, то ускоряя время. Исследователи творчества Некрасова предполагают три варианта расположения глав. 1 вариант – «Пролог» и первая часть поэмы – «Последыш» - «Пир – на весь мир» - «Крестьянка». 2 вариант - «Пролог» и первая часть поэмы – «Последыш» - «Крестьянка» -«Пир – на весь мир». 3 вариант - «Пролог» и первая часть поэмы – «Крестьянка» - «Последыш» - «Пир – на весь мир». Внутренняя логика прослеживается в третьем варианте: «Последы» и «Пир – на весь мир»: пир, устроенный по поводу смерти Последыша плавно переходит в «Пир - на весь мир», где читатель знакомится с человеком, по-настоящему счастливым. Некрасов называл своё произведение «эпопей современной крестьянской жизни». Композиционный стержень – путешествие семи мужиков, предельно расширившее границы художественного пространства поэмы.
4. Ответ на главный вопрос поэмы – счастье в единении с народом, в служении ему. Именно так думала передовая молодёжь – современники Некрасова.
5. Изображение народа. В центре поэмы – народ, народная правда: праведность и грех, бунтарство и долготерпение, совесть и честь, умение прощать, труд и праздность, счастье и горе и т.д. О тяжкой жизни народа свидетельствуют названия деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка, губерния Подтянутая, уезд Терпигорев. Волость Пустопорожняя. Крестьяне в 1861 году были освобождены от крепостной зависимости, но освобождены без земельных наделов. И поэтому они попали в ещё большую кабалу - зависимость от волостных и т.д. Герои поэмы, странники, поначалу как будто не вызывают к себе серьёзного отношения: они крикливы, грубоваты, упрямы, прямолинейны. Все мужики разного возраста. У каждого из них своя судьба, своя жизненная дорога, свои взгляды. Здесь и праведники, и правдоискатели, и странники, и солдаты, и народные заступники, и балаганные артисты, и дворовые. Здесь и крестьяне-правдоискатели (Савелий, Ермил Гирин, Яким Нагой, Матрёна Тимофеевна, Агап Петров), и крестьяне-холопы (дворовый князя Переметьева, дворовые князя Утятина и др.) Сталкивая своих странников со множеством людей, Некрасов не только раскрывает характеры предполагаемых «счастливцев», но и показывает, как крестьяне относятся к ним. Если сетования встреченного попа на свою жизнь в какой-то мере вызывают сочувствие мужиков, то жалобы помещиков Оболт-Оболдуева и Утятина ничего, кроме скрытой неприязни и насмешки, у них не вызывают. По-разному относятся странник и к крестьянам. Ведь есть среди них и «холопы примерные», и предатели вроде Глеба-старосты, который «на десятки лет, до недавних дней восемь тысяч душ закрепил злодей», и «любимый раб» князя Переметьева, который с гордостью рассказывает о том, как заболел подагрой – «благородной» болезнью, как «с французским лучшим трюфелем» лизал тарелки и допивал из рюмок «напитки иностранные».
Яким Нагой. Страшна бедность. Но Яким Нагой понимает, что причина его нищеты в том, что результатами его непосильного труда пользуются «дольщики»: «Бог, царь и господин». Он трудолюбив и умён. Речь его остроумна, отличается меткостью выражений, его бедная изба украшена картинками. Это крестьянский «праведник». Он нищ и бесправен, но у него непокорный нрав, развито чувство собственного достоинства.
Ермил Гирин. Грамотный крестьянин, служил писарем. Прославился своей справедливостью. Предан интересам народа, примерный староста. Народ во всём доверяет Ермилу (покупка мельницы). Но была совершена страшная ошибка: освободил от рекрутчины своего младшего брата, назначил в рекруты сына Власьевны. Способен к раскаянию. Сурово судит себя за этот поступок: хоте свести счёты с жизнью. Всенародно покаялся. Подвижническое служение народу. Во время бунта отказался принимать участие в усмирении бунтовщиков, за что попал в острог.
Савелий. Испытал на себе все тяготы жизни. Одержим жаждой свободы. Его стремление к свободе не смогли убить ни плётка помещика Шалашникова, ни хитрость немца-управляющего, ни 20 лет каторги. Его не сломили ни каторга, ни ссылка. . «Клеймёный, да не раб!» В последние годы жизни отверг всё земное, провёл их в посте и молитве. В чём-то близок Савелию и разбойник Кудеяр, не сумевший искупить своих тяжких прегрешений раскаянием и молитвами, но получивший прощение после того, как убил пана Глуховского, «богатого, знатного».
Матрёна Тимофеевна. «Голос Матрёны Тимофеевны – это голос самого народа. Поэтому она чаще поёт, чем рассказывает…» (Н.Н. Скатов). Сильная характером русская женщина. Прошла с честью все испытания, которые выпадают на долю любой крестьянки: тяжёлая, изнурительная работа, попрёки свекрови и невестки, побои мужа, смерть сынишки, незаконная рекрутчина мужа. Но умеет отстаивать свои права, даже к губернатору отправилась, чтобы спасти мужа от рекрутчины. Способна противостоять жизненным обстоятельствам, при это сохранила энергию и жизнелюбие. Умение прощать. Сила это или слабость?
Гриша Добросклонов. Горькое, безрадостное детство. Сын полунищего дьячка и безответной батрачки Домнушки. Но уже в 15 лет определил своё жизненное призвание: «жить для счастья убого и тёмного родного уголка». Песни Гриши. С образом Гриши Некрасов связывал своё представление об идеальном герое, сильном, гордом, волевом и целеустремлённом человеке, совершенном человеке. Именно Гриша был тем счастливцем, которого так долго искали странники, хотя его впереди ожидает нелёгкие испытания, «чахотка и Сибирь». И всё-таки Гриша счастлив, потому что
Слышал он в груди своей силы необъятные.
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного –
Пел он воплощение счастия народного!...
6. Помещики. Князь Утятин, не примирившийся с утратой безраздельной власти над крепостными, выживший из ума. Признаки вырождения в этом помещике видны совершенно отчётливо. Нелепы его приказы, посягающие на свободу крестьян. Оболт-Оболдуев, который кичится своим происхождением. Он тоскует по прежним порядкам, в основе которого право сильного, богатого. Утрачена прежняя безраздельная власть над крестьянами, приходится признавать это, считаться с новыми порядками, но вот этого-то помещики и не принимают. Самое «благородное», по мнению помещика, - псовая охота, в ней проявляется «рыцарский дух» помещиков. Но на самом деле – это роскошная забава, пример барского своеволия и мотовства. Бесчеловечие, произвол. Идеал счастья – отсутствие всякого труда, полный достаток, всеобщее подчинение и покорность.
7. Несчастливым считает себя и священник. Проблема духовенства была одной из самых актуальных. В литературе значительное место занимал вопрос о духовном назначении священников, об их месте в обществе. Некрасовский поп может вызвать даже симпатию. Это неглупый, незлой, ответственный человек. Труд его нелёгкий, беспокойный, вознаграждение зачастую мизерное. Безусловно, среди духовенства было много честных, добросовестных, образованных людей. Многие из них словом своим и просвещали, и лечили людей. Но поэт не идеализирует священников. В народном творчестве немало свидетельств неуважительного отношения русского народа к духовенству. Большое впечатление производит рассказ попа о посещении бедной семьи, потерявшей своего кормильца. Поп совершенно искренне сочувствует горю семьи, но берёт последний пятак за требу: «не брать, так нечем жить». Отсутствие признанных атрибутов счастья – покой, богатство, честь. Идеал счастья – жизнь без душевных затрат, без хлопот, богатство, желание всеобщего уважения.