Категория естественности в романе «Война и мир»
В чём проявляется естественность/неестественность в романе «Война и мир»? В авторской оценке героев, событий. В поведении героев, в мотивах их поступков. Жёсткие критерии оценивания естественности/неестественности, по которым распределяются герои. Это проверка героев. Проявления неестественности- лживость, позёрство, театральность. Естественная сила жизни делает героев более сильными, красивыми духовно. Элен Безухова – деланная улыбка, потребность досаждать, интриганство, ложь и неестественность в неспособности создать семью. То же самое в характеристике Наполеона, это игрок.
Естественность – неестественность
Проявление в мире проявление в годы испытаний: оценка войны - защита
Отечества («дубина народной войны) - фехтование
16. Оценить сочинение. Что такое, по мысли Толстого, «жизнь настоящая» и кто из героев романа живёт этой жизнью?
Все персонажи романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» делятся на хороших и плохих, и даже не на положительных и отрицательных, а на тех, кто способен изменяться, падать, спотыкаться, т.е. жить жизнью настоящей, и тех, чья душа подобна застывшей маске.
Сам автор в своём произведении утверждает такое определение жизни настоящей: «жизнь, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, восторгов, своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей…» Такой жизнью живут главные герои романа, такие как Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья, князь Андрей Болконский.
Если главный герой романа Пьер предстаёт перед нами в салоне у А.П. Шерер с «умным и вместе с тем робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной», то в портрете Элен автор постоянно подчёркивает такую деталь, как «неизменную улыбку вполне красивой женщины».
В такой системе героев, построенной на антитезе и конфликте внутри общества между «людьми настоящими» и «людьми-масками», Толстой также выделяет Болконского как человека, живущего настоящей жизнью, душа которого способна к изменениям. «Одного хочу – славы!» - узнаём мы из внутреннего монолога молодого князя в начале романа. И уже совершенно другим предстаёт он перед нами в эпизоде его собственной смерти: «вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшаяся до сих пор в его душе, была приподнята перед его душевным взором».
Но не только способностью меняться, падать, спотыкаться и совершенствоваться проверяет автор своих героев на право называться живущими по-настоящему. Жизнеспособность каждого из персонажей «Войны и мира» проверяется «мыслью народной».
Так, именно в крестьянской России Пьер видит «необычайно могучую силу жизненности, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживает жизнь этого целого, особенного и единого народа». Стремлением Пьера становится желание «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими», - то, к чему он так стремится во время войны и затем плена. Высшая же похвала для Андрея Болконского – прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка.
Главные черты героини романа Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она в русской пляске проявляет всю силу заключённого в ней национального духа.
Точно так же проявляет себя скромная, необщительная княжна Марья Болконская, когда она гневно отвергает нелепое предложение француженки мадмуазель Бурьен покориться французским завоевателям и остаться во власти Наполеона.
Таким образом, для Л.Н. Толстого главным критерием для определения героев, живущих настоящей жизнью, является близость к народу.