Можно ли утверждать, что в романе «Отцы и дети» изображён конфликт поколений в одной семье?
Само название романа Тургенева «Отцы и дети» говорит о том, что в основе произведения лежит конфликт двух поколений: «отцов и детей». Но можно ли утверждать, что это только конфликт разных поколений в одной семье?
Действительно, центральным в романе является конфликт поколений как в нравственно-философском плане, так и в социально-историческом смысле, связанном с противостоянии либерального дворянства, представленного в образах братьев Кирсановых, и разночинцев-нигилистов, показанных на примере Базарова. И если в начале произведении этот конфликт выражается в основном в форме диалогов, то по мере развития действия он переходит в открыт тую борьбу в сцене спора Базарова И Павла Петровича (глава 10). Мнения этих героев не сходятся по многим вопросам. Так, если Павел Петрович отстаивает незыблемость устоявшихся жизненных принципов, то Базаров, провозглашая идею «полного и беспощадного отрицания», считает, что, чтобы построить новый, лучший мир, необходимо «место расчистить». Если Кирсанов ценит в народе патриархальность, религиозность, то Базаров эти же качества считает недостатком. Различны и их точки зрения насчёт искусства и природы: для Павла Петровича это прежде всего эстетическое наслаждение (хотя сам он прочёл 4-5 книг), Базаров же смотрит на природу только с практической стороны: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».Однако этот конфликт нельзя назвать семейным. И то, что Аркадий отходит от теории нигилизма, сохраняя взгляды и привычки «либерального барича», лишний раз это доказывает. Нет особого конфликта между Аркадием и его отцом, Николаем Петровичем., как нет его и в семье Базарова.
Таким образом, конфликт романа не столько между разными поколениями, сколько между представителями различных общественных взглядов.
Смысл человеческой жизни…
… Есть небольшое сельское кладбище в одном из уголков России. Как почти все наши кладбища , оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными крышами… овцы безвозбранно ходят по могилам. Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка – муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын…
Так горько и торжественно звучат последние слова романа «Отцы и дети», романа о горькой и трудной судьбе человека, который умел любить, любить Отечество, родителей, женщину. Любить сильно, страстно, самозабвенно. Это произведение о Евгении Васильевиче, который умел жить гордо и красиво.
Когда я прочел первые страницы произведения, его главный герой сразу поразил меня своей непохожестью на привычных мне героев русской литературы. Это был «человек высокого роста в длинном балахоне с кистями». Его манера одеваться показалась мне вызовом, мне подумалось, что герой стремится подчеркнуть свою неординарность, свою самобытность. Но уже тогда я подумал о том, что жить так, чтобы не затеряться в толпе, необычайно трудно, что это под силу только людям сильным и гордым, тем, кто может пройти по жизни, «не склоняясь перед авторитетами». Сможет ли так жить Базаров? Сохранит ли он свои убеждения? Выстоит ли под ударами судьбы?
Быть может, поэтому я так внимательно следил за поведением героя, оказавшегося не в своей среде. Я внимательно вчитывался в каждую строчку романа и обратил внимание на суровую сдержанность Базарова, когда вышколенный слуга Прокофьич подчеркнуто пренебрежительно взял одежду Базарова, когда, нарушая все традиции гостеприимства, Павел Петрович ему «руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Я невольно испытал чувство уважения к Базарову и подумал о том, как ему будет трудно жить в имении аристократов, совершенно чужих ему по воспитанию, по взглядам людей.
Да, Базарову было трудно жить среди потомственных аристократов Кирсановых, гордящихся не только своей родословной, но и своими принципами. Оба брата сразу же поняли, какую опасность представляет для них Евгений Васильевич, умный, самоуверенный, напористый, правдивый и честный. Он совсем не похож на Кирсановых, много видящих и понимающих, но не обладающих должной силой, энергичным умом, беспомощных перед жизнью. Быть может, поэтому мне так интересно было читать о споре Базарова и Павла Петровича. Смело, уверенно говорит Базаров о своих взглядах на общественное устройство России. Его манера, его речь, речь широко образованного человека, не могут не вызывать уважения к нему. Говорит он просто, четко выражая свои мысли, сурово, с мужественной прямотой. Говорит настолько уверенно и аргументировано, что даже Павел Петрович вынужден признать свое поражение.
Может показаться, что Базаров, вышедший из этого спора победителем, торжествует, не испытывает никаких сомнений. Если бы это было так, то Базарова не стоило бы уважать. Иван Сергеевич Тургенев, объективный и честный писатель, не позволяет своим читателям делать поспешных выводов. Он рассказывает, что Базаровым свойственны не только «самоуверенность и ум», но и критическое отношение к себе. Но увидеть именно такого Базарова, сомневающегося, страдающего, мучающегося, дано лишь внимательным читателям. Только читатель – друг обратит внимание на то, как трудно жилось Евгению Васильевичу, с каким трудом пробивался он к знаниям, стараясь освободить родителей от заботы о нем. Наверное, было у него много трудных минут, но никто никогда не видел Базарова отчаявшимся, впавшим в уныние. Да, «Базаровым все-таки плохо живется на свете, хоть они припевают и посвистывают».
Но самое трудное испытание выпало на долю Базарова, когда он полюбил Анну Сергеевну Одинцову, полюбил самозабвенно и страстно. Теперь я увидел совсем другого Базарова. Гордый и самоуверенный, смеявшийся над любовью как над недостойным мужчины и борца романтизмом, он способен испытывать сильнейшее волнение, смущение. «Я люблю вас глупо, безумно», - так мог сказать только тот, чья самоуверенность теперь поколеблена. Базарову выпала на долю любить без взаимности. Немногие мужчины смогли бы достойно пережить испытание неразделенной любовью. Не смог Павел Петрович Кирсанов, утративший интерес к жизни, когда его разлюбила княгиня Р. Базаров смог. Нельзя без волнения читать его последнее объяснение с Одинцовой. Я невольно восхищался сдержанным мужеством Базарова, его умением не выдать своего отчаяния, своей боли.
Да, чтобы так жить, жить, не выдавая своей боли, своего отчаяния, нужно быть Базаровым, волевым, сильным, гордым. Но еще большее испытание выпало на долю героя, когда он смертельно заразился. Я был поражен тем, с каким мужеством расставался Базаров с жизнью. А ведь ему так хотелось жить, любить, быть любимым! Чувствуя приближение смерти, он не струсил, не сдался, остался верен себе и своим убеждениям. Именно сейчас я понял, какое нежное, благородное сердце билось в груди героя, как нежно и преданно любил он своих родителей, как страдал при мысли о том, что после его смерти они остаются совершенно одинокими. Теперь, пред смертью, он произносит совсем другие слова, слова нежности и признательности: «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Я еще раз подумал, что таким, как Базаров, живется трудно, что, быть может, поэтому они и скрывают свою нежность, благородство за внешней суровостью, сдержанностью и даже грубоватостью.
…Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами…
Грустно, больно, потому что безвременно ушел из жизни гордый и честный труженик, любящий и заботливый сын, Человек. Но именно теперь Базаров, колючий, самоуверенный, резкий, стал ближе и понятнее мне…