Соответствуют ли взгляды Евгения Базарова нигилистическим воззрениям или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам?
Научные и философские взгляды | Есть науки, как есть ремесла, знания; а науки вообще не существует вовсе… Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же: небольшие изменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой. Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь …мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не преклоняемся Узенькое место, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки! …я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мозг мой так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? – тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. |
Политические | Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы … - подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем…А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что все это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидели, что и умники наши, так называемые передовые люди, и обличители никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком – то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме…, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит…, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад сам себя обокрасть, чтобы налиться дурману в кабаке… А я тогда буду готов согласиться с вами… когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания … нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивали людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет… По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп человек или умен, зол или добр… |
Эстетические | Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта… И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник… Рафаэль гроша медного не стоит… Я нахожу, что говорить красиво – неприлично … Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему дельное что-нибудь почитать… Помилуй! В сорок четыре года человек, отец семейства,…- играет на виолончели! |
Почему роман заканчивается смертью главного героя?
Зачем Тургенев, начиная с 22 главы, сюжетно и композиционно повторяет цикл странствий героя?
Изменилось ли что-нибудь в Марьине, одумались ли Кирсановы после споров с Базаровым?
Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича?
Как, в связи с чем происходит разрыв Базарова и Аркадия?
Почему Базаров уверен, что они с Аркадием прощаются навсегда?
Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Тургенев Базарову?
Какое чувство испытывают читатели, читая последние страницы романа?
«Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано. (А.П. Чехов)
Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг (Писарев)
Почему Базаров становится ближе перед смертью?
Почему же Тургенев заканчивает роман смертью героя, несмотря на превосходство его перед другими?
- Противоречивость образа Базарова
В русской литературе есть произведения, о героях которых на протяжении многих лет спорят читатели разных поколений. Одним из них является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Евгений Базаров – разночинец, студент-медик, нигилист. Это дерзкий, непримиримый, бескомпромиссный молодой человек, уверенный в своих идеях и не признающий авторитетов и чужих мнений. Евгений против существующего государственного устройства, против самодержавия и крепостного прав. Гостя в доме своего друга Аркадия Кирсанова, Базарова настолько смело и аргументировано говорит о своих взглядах на общественное устройство страны, что даже дядя Аркадия аристократ и либерал Павел Петрович Кирсанов вынужден признать своё поражение.
Главный герой скептически относится к любви, искусству и природе. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, по его мнению, «гроша медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит о любви? «А всё-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, такой человек – не мужчина, не самец».
Однако за всей этой резкостью героя скрывается совершенно другой человек: добрый, чуткий, заботливый, ранимый. Неслучайно полугодовалый ребёнок Фенички легко идёт к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлён, потому что он знает такую «штуку». Это свидетельствует о том, что он мог бы стать нежным и любящим отцом, если бы его жизнь сложилась по-другому. Нельзя также не обратить внимания на то, каким любящим сыном был. Евгений, хотя и старался скрыть эту любовь за той же небрежностью, за которой прятал свои искренние чувства, например, привязанность к Аркадию. Взаимоотношения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, безусловно, играют значимую роль в раскрытии образа героя и помогают читателю лучше понять его истинную сущность. Любовь к Одинцовой поглотила его настолько, что не осталось и следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Зная характер этой дамы, понимая, что спокойствие для неё важнее сильных чувств, он всё-таки открывает ей своё сердце и рассказывает о своих чувствах. Он получает отказ, но тем не менее с достоинством переживает испытание неразделённой любви. И это горе, так же как и любовь, остаются с ним до последнего вздоха.
Пред смертью его прощальные слова к Одинцовой наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься: а тот ли это человек, который всеми силами старался уверить себя и других в том, что любви не существует.
Таким образом, мастерство Тургенева помогло писателю создать сложный, противоречивый образ, понять который можно лишь в результате внимательнейшего прочтения, и олицетворивший представителей нового поколения той эпохи.
Конфликт поколений
И.С. Тургенев очень глубоко вглядывался в жизнь и чётко прислушивался ко времени, он улавливал её малейшие изменения и потребности. Именно в основе его романа «Отцы и дети» лежит общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев.
Одним из представителей разночинцев является Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, глубоким умом и редким трудолюбием. Он олицетворяет собой поколение демократов, является противником существующего государственного устройства, самодержавия и крепостного права. Герой с гордым презрением отрицает опыт «отцов», отвергает культурные и нравственные ценности прошлого. Непрерывный труд во благо общества – вот его жизненная установка.
Базарову по его убеждениям противопоставляется Павел Петрович Кирсанов, который представляет собой поколение либерального дворянства. Это красивый самоуверенный аристократ, одетый в строгий английский костюм, с белоснежными накрахмаленными воротничками. Он отстаивает незыблемость устоявшихся жизненных принципов, благоговеет перед старыми авторитетами, а всё новое категорически не принимает. Однако собственных убеждений герой не имеет. Вместо них «принсипы», которые сводятся к соблюдению внешних приличий.
Сцена спора Базарова и Павла Петровича очень важна, так как раскрывает одну из основных проблем романа (конфликт между поколениями) и служит характеристикой каждого героя. Герои спорят о роли дворянства, нигилизме, русском народе, природе и искусстве. Павел Петрович убеждён, что аристократы – движущая сила общественного развития. Идеал дворян – «английская свобода» (конституционная монархия), а путь к идеалу – либеральные реформы. Базаров, напротив, уверен, что аристократы не способны к действию, не приносят никакой пользы, а потому не могут вести Россию к будущему. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что они никого не уважают, живут без принципов. Евгений же под отрицанием «всего» подразумевает религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Он утверждает необходимость революционных действий, критерием которых является польза народу. Кирсанов прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность и патриархальность русского мужика, но при встрече с ним «морщится и нюхает одеколон». А Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, тёмен, невежественен, но считает, что необходимо отличать народные интересы от предрассудков. Он утверждает, что народу присуща революционность, поэтому нигилизм – это проявление н6ародного духа. Если Павел Петрович считает природу и искусство возвышенным и прекрасным, необходимым каждому человеку явлением, чтобы испытывать эстетическое наслаждение, то Евгений отрицает полезность искусства. Рафаэль, по его мнению, «гроша медного не стоит», а «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Конфликтная ситуация у Базарова проявляется и с Аркадием Кирсановым. В нигилизме Аркадия привлекают возможности, ценные для молодого человека, вступающего в жизнь,- ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Вс1 это совмещается с другими свойствами юности, далёкими от нигилистических идей и принципов. Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта и к ценностям своей культуры. Неслучайно Тургенев относит героя к поколению «отцов», так увлечение новейшим учением Базарова достаточно поверхностно.
2-й вариант
В русской литературе есть произведения, о героях которых спорит вот уже не одно поколение читателей. Одним их таких произведений является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и его главный герой Евгений Базаров – один из самых противоречивых образов.
Базаров – представитель молодого поколения, нигилист, отрицающий существующий уклад жизни, государственное устройство, «не склоняющийся ни перед какими авторитетами. О том, что Базаров не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту, свидетельствует и его портрет )»длинный балахон с кистями», «обнажённая красная рука», «длинные волосы и висячие бакенбарды»), и манера разговора, простая, изобилующая народными пословицами и поговорками.
Но наряду с тем, что действительно отжило свой век, Базаров отрицает и общечеловеческие ценности: любовь, семью, искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»), природу как объект эстетического наслаждения («Природа –не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Всё это рисует перед нами нигилиста, резкого, бескомпромиссного, неспособного на высокие чувства.
Однако за внешней «Злобой» скрывается совершено другой человек. Глубоко в себе прячет Базаров тонкую душу. А понять его помогает испытание любовью, через которое проводит своего героя Тургенев.
По утверждению Базарова, в отношениях между мужчиной и женщиной нет никаких тайн, для него это всё – «романтизм, чепуха, гниль». Но любовь к Одинцовой заставляет героя понять, что вовсе не любовь, а его убеждения – «чепуха».
Базаров проявляется и как заботливый сын. На первый взгляд, он относится к родителям сухо, сдержанно, совершенно не заботясь об их чувствах. Но на самом деле глубоко в сердце он прячет сыновью любовь, понимая, что «таких, как они, днём с огнём не сыскать».
Это всё подтверждает, что критик Страхов был прав, утверждая, что «злоба» Базарова – только оборотная сторона его любви к людям».
Трудно переоценит мастерство Тургенева, сумевшего показать сильную, незаурядную личность, не сумевшую реализовать себя из-за узости и односторонности нигилистической теории.