Аркадий Кирсанов | Евгений Базаров |
Вместе учатся на медицинском факультете университета, связывает несколько лет дружбы |
Всегда опрятен, аккуратен, хорошо одет, у него аристократические манеры | Не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, небрежен в одежде, в манерах, в поступках |
Попадает под влияние Базарова, стремится быть похожим на него, но в глубине души чужд идеям Базарова | Отношение к Аркадию покровительственное, несколько насмешливое, понимает, что скоро они расстанутся |
Аркадий – натура слабая. Базаров – сильная. Постепенно Аркадий приобретает собственное мнение, перестаёт слепо повторять суждения Базарова, начинает спорить с ним, однажды спор едва не дошёл до драки |
В доме Кирсановых царит праздность. У Аркадия нет серьёзных дел, он ничем не увлекается, для него главное – уют и покой | Человек трудолюбивый, в любой обстановке занимается делом, и здесь, в гостях, продолжает занимать естественными науками. |
Крестьяне воспринимают его своим барином, хозяином | Для крепостных Кирсанова он не барин, «свой брат» |
Его идеал – семья, в этом он особенно убедился после знакомства с Катей | Убеждён, что общение с женщиной приводит к потере свободы, что только дурак может чувствовать с женщиной себя свободным |
Природа - объект наслаждения, любования, это «храм» | Противник созерцательного отношения к природе, относится к ней как заботливый хозяин, природа радует его, когда он видит результаты труда человека |
«Ты нежная душа, ранимая», - так оценивает его Базаров, понимая, что трудный тернистый путь революционера не для Аркадия | Стыдится естественных человеческих чувств, подавляет в себе нежные чувства, поэтому даже с родителями суховат |
Привита любовь к литературе, поэзии, искусству, старается убедить Базарова в величии и значимости Пушкина | Полагает, что «в 44 года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать тем более нелепо. Для него «порядочный химик полезнее всякого поэта» |
Отходит от нигилизма, сохраняет взгляды и привычки «либерального барича»» | Остаётся верным своим убеждениям |
Остаётся человеком, вечно кем-то опекаемым, не может жить без принципов родителей, принадлежит к лагерю «отцов» | Человек нового поколения, пришедшего на смену «отцам», которые не смогли решить проблем эпохи |
Павел Петрович Кирсанов | Евгений Васильевич Базаров |
Дворянин, изнеженный аристократ, представитель либералов | Студент, нигилист, представитель молодого поколения |
Лицо холёное, но желчное. Одет в строгий английский костюм, белоснежные накрахмаленные воротнички, «красивые руки с длинными розоватыми ногтями». «Изящный, породистый», изысканный аристократизм во всём. Красив, самоуверен. Жизнь вначале – череда удач. Самонадеянный и самовлюблённый | Плебейские манеры, небрежно и нелепо одет, но внешняя непривлекательность и глубокий ум |
Две сильные, яркие личности, гордые и самолюбивые, не поддающиеся чужому влиянию, умеющие подчинить себе других |
Отстаивает незыблемость устоявшихся жизненных принципов. Консервативен, благоговеет перед старыми авторитетами, всё новое категорически не принимает. Но собственных убеждений нет, вместо них –«принсипы», которые сводятся к соблюдению внешних приличий. Пристрастие к внешним эффектам. Неуживчивость с окружающим миром | Не признаёт никаких догм и авторитетов. Убеждён, что любую истину нужно подвергать сомнению, проверять опытным путём. Резок в своих суждениях, оценках, мнениях, нетерпим |
Слова расходятся с делом, с пафосом говорит о служении отечеству, но никаких поступков ради этого не совершает, его идеал – спокойная сытая жизнь, удовлетворённость своим положением. Его жизнь сломлена неразделённой любовью к княгине Р. Живёт бесцветно и бесплодно | Человек дела. Чужды условности и аристократический этикет. Каждые день заполнен трудом, поисками |
Не может прощать мнения молодых, не принимает их максимализма, нетерпимости | С гордым презрением отрицает опыт «отцов», отвергает культурные и нравственные ценности прошлого |
Трагический разлад между поколениями, отказывающимися понять друг друга, объединить усилия ради служения отечеству, ради совместной деятельности |
Не может победить Базарова в споре, поколебать его нравственные устои, находит повод для совершенно бессмысленной дуэли | Принимает вызов на дуэль, хотя и считает её выходкой «аристократишки». Благородно оказывает ему медицинскую помощь после ранения. |
Дуэль изображена сатирически, чтобы подчеркнуть её нелепость. В финале романа погибают оба героя: Базаров физически, Павел Петрович – духовно. Но общение с Базаровым всё-таки изменило Павла Петровича: он отказывается от всех условностей и даёт согласие на брак Николая Петровича с Фенечкой, не равной ему по происхождению |