Сравнительные характеристики

Аркадий Кирсанов Евгений Базаров
Вместе учатся на медицинском факультете университета, связывает несколько лет дружбы
Всегда опрятен, аккуратен, хорошо одет, у него аристократические манеры Не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, небрежен в одежде, в манерах, в поступках
Попадает под влияние Базарова, стремится быть похожим на него, но в глубине души чужд идеям Базарова Отношение к Аркадию покровительственное, несколько насмешливое, понимает, что скоро они расстанутся
Аркадий – натура слабая. Базаров – сильная. Постепенно Аркадий приобретает собственное мнение, перестаёт слепо повторять суждения Базарова, начинает спорить с ним, однажды спор едва не дошёл до драки
В доме Кирсановых царит праздность. У Аркадия нет серьёзных дел, он ничем не увлекается, для него главное – уют и покой Человек трудолюбивый, в любой обстановке занимается делом, и здесь, в гостях, продолжает занимать естественными науками.
Крестьяне воспринимают его своим барином, хозяином Для крепостных Кирсанова он не барин, «свой брат»
Его идеал – семья, в этом он особенно убедился после знакомства с Катей Убеждён, что общение с женщиной приводит к потере свободы, что только дурак может чувствовать с женщиной себя свободным
Природа - объект наслаждения, любования, это «храм» Противник созерцательного отношения к природе, относится к ней как заботливый хозяин, природа радует его, когда он видит результаты труда человека
«Ты нежная душа, ранимая», - так оценивает его Базаров, понимая, что трудный тернистый путь революционера не для Аркадия Стыдится естественных человеческих чувств, подавляет в себе нежные чувства, поэтому даже с родителями суховат
Привита любовь к литературе, поэзии, искусству, старается убедить Базарова в величии и значимости Пушкина Полагает, что «в 44 года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать тем более нелепо. Для него «порядочный химик полезнее всякого поэта»
Отходит от нигилизма, сохраняет взгляды и привычки «либерального барича»» Остаётся верным своим убеждениям
Остаётся человеком, вечно кем-то опекаемым, не может жить без принципов родителей, принадлежит к лагерю «отцов» Человек нового поколения, пришедшего на смену «отцам», которые не смогли решить проблем эпохи
Павел Петрович Кирсанов Евгений Васильевич Базаров
Дворянин, изнеженный аристократ, представитель либералов Студент, нигилист, представитель молодого поколения
Лицо холёное, но желчное. Одет в строгий английский костюм, белоснежные накрахмаленные воротнички, «красивые руки с длинными розоватыми ногтями». «Изящный, породистый», изысканный аристократизм во всём. Красив, самоуверен. Жизнь вначале – череда удач. Самонадеянный и самовлюблённый Плебейские манеры, небрежно и нелепо одет, но внешняя непривлекательность и глубокий ум
Две сильные, яркие личности, гордые и самолюбивые, не поддающиеся чужому влиянию, умеющие подчинить себе других
Отстаивает незыблемость устоявшихся жизненных принципов. Консервативен, благоговеет перед старыми авторитетами, всё новое категорически не принимает. Но собственных убеждений нет, вместо них –«принсипы», которые сводятся к соблюдению внешних приличий. Пристрастие к внешним эффектам. Неуживчивость с окружающим миром Не признаёт никаких догм и авторитетов. Убеждён, что любую истину нужно подвергать сомнению, проверять опытным путём. Резок в своих суждениях, оценках, мнениях, нетерпим
Слова расходятся с делом, с пафосом говорит о служении отечеству, но никаких поступков ради этого не совершает, его идеал – спокойная сытая жизнь, удовлетворённость своим положением. Его жизнь сломлена неразделённой любовью к княгине Р. Живёт бесцветно и бесплодно Человек дела. Чужды условности и аристократический этикет. Каждые день заполнен трудом, поисками
Не может прощать мнения молодых, не принимает их максимализма, нетерпимости С гордым презрением отрицает опыт «отцов», отвергает культурные и нравственные ценности прошлого
Трагический разлад между поколениями, отказывающимися понять друг друга, объединить усилия ради служения отечеству, ради совместной деятельности
Не может победить Базарова в споре, поколебать его нравственные устои, находит повод для совершенно бессмысленной дуэли Принимает вызов на дуэль, хотя и считает её выходкой «аристократишки». Благородно оказывает ему медицинскую помощь после ранения.
Дуэль изображена сатирически, чтобы подчеркнуть её нелепость. В финале романа погибают оба героя: Базаров физически, Павел Петрович – духовно. Но общение с Базаровым всё-таки изменило Павла Петровича: он отказывается от всех условностей и даёт согласие на брак Николая Петровича с Фенечкой, не равной ему по происхождению




Наши рекомендации