Структура методологической программы информационного подхода
К ПОЗНАНИЮ В ПОЗИТИВИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ[129]
1. Исходная установка этой программы содержит императивное требование понять научную деятельность, научное познание стороны как информационный процесс, а также содержит утверждение о возможности и продуктивности такого представления. Данная установка является общей для всех вариантов информационного подхода. |
2. Она дополняется содержательной интерпретацией понятия информации, информационного процесса, которая включает в себя, во-первых, общий философско-методологический подход к информации, опирающийся на принципы базовой философской системы и учитывающий основные итоги развития кибернетики, ее приложений и связанных с нею областей знания. Во-вторых, данная интерпретация включает в себя общую концепцию информации и информационных процессов, позволяющую выделять стороны, моменты, аспекты информационного процесса в их взаимосвязи, представлять информационный процесс в структурно расчлененном виде и т.п. |
3. Приложение общей концепции информации к сфере научной деятельности. Здесь решаются вопросы о том, какие именно стороны научного познания будут рассматриваться в качестве информационных процессов. Наука или некоторый ее аспект представляется в виде определенным образом структурированного информационного процесса. Выясняются на качественном уровне специфика научной информации, общие способы ее получения, построения, функционирования, развития и пр. На данной стадии активно используются материалы философской рефлексии над научным познанием, данные науковедения, историография науки и т.п. Число вариантов информационного представления науки может быть значительным. |
4. Логико-математическая экспликация общей концепции информации, главной задачей которой является введение количественных (формальных) мер информации. Данная экспликация может производиться в различных аспектах с использованием многообразных логико-математических средств. Заметим, что ни одна формальная экспликация не в состоянии полностью эксплицировать содержательную концепцию и каждая такая концепция необходимо порождает целую серию экспликаций |
5. Приложение разработанного логико-математического аппарата, и прежде всего мер информации, к анализу структурных составляющих, сторон, аспектов научного информационного процесса, в ходе которого проверяется адекватность аппарата и косвенным образом общей концепции реальным задачам познания, выявляются новые и уточняются уже известные закономерности научного познания. Чем в большей степени развиты последние два элемента программы информационного подхода, тем дальше они уходят из чисто философской области, приближаясь или даже сливаясь с формальной логикой, семиотикой, кибернетикой, превращаясь в собственный эмпирический базис информационного анализа науки. |
КОНКУРИРУЮЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПО ЛАКАТОСУ[130]
В современной философии науки в ходу различные методологические концепции, но все они отличаются от того, что обычно понимали под «методологией» в XVII и XVIII веках. Тогда надеялись, что методология снабдит ученых сводом механических правил для решения проблем. Современная методологическая концепция, или «логика открытия», представляет собой просто ряд правил для оценки готовых, хорошо сформулированных теорий. Такие правила или системы оценок часто используются также в качестве «теорий научной рациональности», «демаркационных критериев» или «определений науки».
Теория | Теоретическая структура для рациональной реконструкции истории науки |
Индуктивизм | Только те суждения могут быть приняты в качестве научных, которые либо описывают твердо установленные факты, либо являются их неопровержимыми индуктивными обобщениями. Научный кодекс его суров: суждение должно быть либо доказано фактами, либо выведено - дедуктивно или индуктивно - из ранее доказанных суждений. |
Конвенционализм | Допускает возможность построения любой системы классификации, которая объединяет факты в некоторое связное целое. Конвенционалист считает, что следует как можно дольше сохранять в неприкосновенности центр такой системы классификации: когда вторжение аномалий создает трудности, надо просто изменить или усложнить ее периферийные участки. |
Методологический фальсификационизм | Основная особенность состоит в том, что он разрешает принимать по соглашению фактуальные, пространственно-временные единичные «базисные утверждения», а не пространственно-временные универсальные теории. Согласно фальсификационистскому кодексу научной честности, некоторая теория является научной только в том случае, если она может быть приведена в столкновение с каким-либо базисным утверждением, и теория должна быть устранена, если она противоречит принятому базисному утверждению. Теория должна предсказывать факты, которые являются новыми, то есть неожиданными с точки зрения предыдущего знания. |
Методология научно-исследовательских программ | Говорит о длительном теоретическом и эмпирическом соперничестве главных исследовательских программ, прогрессивных и регрессивных сдвигах проблем и о постепенно выявляющейся победе одной программы над другой. Ни логическое доказательство противоречивости, ни вердикт ученых об экспериментально обнаруженной аномалии не могут одним ударом уничтожить исследовательскую программу. |
НЕПРИЯТИЕ УЧЕНИЯ О НАУЧНЫХ МЕТОДАХ[131]
Аргументы противников научных методов | Неприятие учения о методах характерно не для представителей субнаук, а для определенной части философов, тех, кто всего лишь поверхностно знаком с институтом науки. Непреклонными противниками научных методов зарекомендовали себя, в частности, философ жизни Ф. Ницше, интуитивист А. Бергсон, фундаментальный онтолог М. Хайдеггер, герменевт Х.-Г. Гадамер, представитель Франкфуртской школы Т. Адорно, деконструктивист Ж. Деррида, постмодернист Ж.-Ф. Лиотар, экзистенциалист Н.А. Бердяев. Все они считали, что приверженцы научных методов вносят в многообразие жизни совершенно чуждую ей монотонность, единообразие и даже скуку. Предположим на секунду, что критики научных методов правы, а потому представим себе науки без научных методов. Перед нашим взором окажется не пульсирующая бергсонианскими творческими порывами и ницшеанскими аффектами жизнь, а концептуальная пустыня. Возможно, она привлекает эстетствующих философов, но несомненно, что у подлинного ученого именно она вызовет скуку и разочарование. Для ученого всякий научный метод демонстрирует не унылое единообразие, а концептуальный успех, достижение, ставшее результатом научного творчества. |
Аргументы в пользу учения о научных методах | Современные научные методы и методологические принципы имеют трансдисциплинарный характер, они присущи не отдельным наукам, а их единству |
Актуальность всех научных методов и методологических принципов должна оцениваться в контексте специфики отдельных типов наук | |
Противники научных методов ограничиваются риторикой и не способны противопоставить этим методам сколько-нибудь жизненную альтернативу. Их беда состоит в том, что они не в состоянии оценить концептуальную содержательность научных методов. |