Которые базируются на общенаучных.
ОБЩЕНАУЧНЫЕ (ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ) МЕТОДЫ[99]
применяются на эмпирическом и теоретическом уровнях познания почти всеми науками.
Анализ | Анализ - метод исследования, состоящий в мысленном расчленении целого явления на составные более простые части, выделение отдельных сторон, свойств, связей |
Синтез | Синтез - метод исследования, состоящий в мысленном соединении отдельных сторон, свойств, связей сложного явления и постижение целого в его единстве |
Индукция | Индукция - метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общих закономерностей, существенных и необходимых связей |
Дедукция | Дедукция - метод перехода от общих предложений к частным, вывод новых истин из известных с помощью законов и правил логики. С помощью дедукции, при условии истинности посылок, получаем достоверное знание о мире. |
Моделирование | Моделирование - научный метод, основанный на использовании в качестве средства познания моделей и вывода по аналогии. Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Если делается логический вывод о наличии какого-либо свойства, признака, отношения у изучаемого объекта на основании установления его сходства с другими объектами, то этот вывод называют умозаключением по аналогии. Необходимость использования моделирования обусловлена: недоступностью объекта для непосредственного изучения, тем, что объект исследования чрезвычайно сложен или его прямое исследование экономически нецелесообразно. |
Обобщение | Мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях; от одного понятия, суждения к другому более общему понятию[100]. |
Аналогия | Метод научного познания, с помощью которого достигается знание об одних предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Умозаключение по аналогии - это когда знание о каком-либо объекте переносится, на другой менее изученный объект, но сходный с первым по существенным свойствам, качествам.[101] |
Сравнение | Это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка.[102] |
Классификация[103] | Разбиение множества объектов на подмножества по определенным признакам. Свойства объекта поставлены в функциональную связь с его положением в определенной системе. |
МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ[104]
Наблюдение | Это планомерное, целенаправленное, систематическое восприятие предметов и явлений внешнего мира. Наблюдение фиксирует и регистрирует факты, описывает объект исследования, обеспечивая эмпирическую информацию, необходимую для постановки новых проблем и выдвижения гипотез. Научные теории, созданные классической наукой, были сформулированы как эмпирическое обобщение данных наблюдения: теория Дарвина, классическая механика, теория гравитации, построенная Ньютоном, который опирался на факты, полученные в результате эмпирических наблюдений Т.Браге, обобщенных и систематизированных Кеплером. |
Описание | Основные требования, которые предъявляются к научному описанию, направлены на то, чтобы оно было возможно более полным, точным и объективным. Описание должно давать достоверную и адекватную картину самого объекта, точно отображать изучаемые явления. Важно, чтобы понятия, используемые для описания, всегда имели четкий и однозначный смысл. |
Эксперимент | Это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Субъект активно вмешивается в процесс исследования, воздействуя на изучаемый объект посредством специального инструментария и приборов, целенаправленно и фиксировано изменяет объект, выявляя новые его свойства. Благодаря этому исследователю удается изолировать объект от влияния побочных явлений и изучать явление в чистом виде; планомерно изменять условия протекания процесса; многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных и поддающихся контролю условиях. |
Измерение[105] | Это познавательный процесс, заключающийся в сравнении… данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения[106]. Можно выделить структуру измерения, включающую следующие элементы: 1) познающий субъект, осуществляющий измерение с определенными познавательными целями; 2) средства измерения, среди которых могут быть как приборы и инструменты, сконструированные человеком, так и предметы и процессы, данные природой; 3) объект измерения, то есть измеряемая величина или свойство, к которому применима процедура сравнения; 4) способ или метод измерения, представляющий собой совокупность практических действий, операций, выполняемых с помощью измерительных приборов, и включающий также определенные логические и вычислительные процедуры; 5) результат измерения, который представляет собой именованное число, выражаемое с помощью соответствующих наименований или знаков. |
Систематизация | Приведение в порядок разрозненных знаний на основании определенных теоретических признаков. |
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ[107]
На теоретическом уровне научного познания ученый исследует не эмпирический объект, а некоторый теоретический конструкт, который формируется с помощью абстрагирования и идеализации.
Абстрагирование | Абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений объектов и одновременно выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих объектов. Абстракции отождествления - мысленное отвлечение от несущественных признаков предметов, выделение существенных и образование на этой основе общих понятий типа "человек", "дом" и т.п. |
Идеализация | Идеализация - прием научно-теоретического исследования, основанный на процессе абстракции, формирование идеализированного объекта |
Системный подход | Системный подход (метод) - это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем. В центре его внимания находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта (характера и особенностей связи между элементами) и их функцией. |
Гипотетически-дедуктивный метод | Гипотетически-дедуктивный метод заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводят утверждение об эмпирических фактах. Этот метод начал использоваться еще в XVII в., но объектом методологического анализа стал сравнительно недавно. |
Аксиоматический метод | Суть аксиоматического метода состоит в следующем - задается (выбирается) набор исходных положений, не требующих доказательств - аксиом (входящие в них понятия явно не определяются в рамках данной теории). Затем из них путем логической дедукции строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию. |
Формализация | Отображение результатов мышления в точных понятиях и утверждениях. Является как бы мыслительной операцией второго порядка. Противопоставляется интуитивному мышлению[108]. |
Математические методы | Сначала для объяснения количественных зависимостей выискивается из смежных областей науки пригодное математическое уравнение, а потом ему пытаются дать содержательное толкование. |
МЕТОДЫ-ОПЕРАЦИИ И МЕТОДЫ-ДЕЙСТВИЯ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ[109]
Мы рассматриваем методологию как учение об организации деятельности. Тогда, если научное исследование - это цикл деятельности, то его структурными единицами выступают направленные действия. Как известно, действие - единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия
Теоретические | Эмпирические | |
Методы-операции (метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности) | Анализ; синтез; сравнение; абстрагирование; конкретизация; обобщение; формализация; индукция; дедукция; идеализация; аналогия; моделирование; воображение. | Изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; измерение; опрос (устный и письменный); экспертные оценки; тестирование. |
Методы-действия (метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи) | Диалектика как метод; научные теории, проверенные практикой; доказательство; метод анализа систем знаний; дедуктивный (аксиоматический) метод; индуктивно-дедуктивный метод; выявление и разрешение противоречий; постановка проблем; построение гипотез. | Методы отслеживания объекта: обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта; методы преобразования объекта: опытная работа, эксперимент. |
ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ МЕТОДУ[110]
Относительная строгость | Научный метод используется для получения определенных знаний и решения вполне определенных задач. Относительно строгим метод познания будет тогда, когда общие закономерности будут реконструированы в виде системы категорий и законов соответствующей науки. |
Однозначность | Знания, которые получают с помощью конкретного метода, не должны быть логически противоречивыми. Однозначность метода не исключает возможности различных точек зрения по одному и тому же вопросу. |
Устойчивость | Методы должны быть относительно постоянными, устойчивыми. Это постоянство сохраняется в его основных чертах, хотя один и тот же метод при достижении истины может наиболее рельефно выступать какой-то из сторон. |
Эффективность | Выражается в возможности достичь цели с минимальными усилиями и максимальным результатом за определенное количество шагов |
Экономичность | Если метод экономен, то цель в познании достигается без введения ряда дополнительных вспомогательных правил, понятий, принципов |
Простота | Доступность для понимания и использования в познании. Метод прост, если он сам по себе или без существенных изменений и дополнений достаточен для познания предмета. |
Плодотворность | Метод должен давать возможность получать знания, организованные в систему, где каждый элемент строго обозначен и может быть охарактеризован по тому месту, которое он занимает в системе |