Диалектика как общефилософский общенаучный метод познания

Значение термина[82]   Диалектика (греч. искусство вести беседу) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Диалектика есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения.
История термина   Само слово впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путём противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под диалектикой именно диалог как логические операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В смысле, близком к современному, понятие диалектика впервые употребляется Гегелем, трактовавшим её как умение отыскивать противоположности в самой действительности.
Материалистическая диалектика[83]   Это всеобщий метод научного мышления, охватывающий все явления материального и духовного мира. Ее всеобщий характер проявляется в том, что она адекватна требованиям к теоретическим формам мышления. Диалектика – это реальная логика содержательного творческого мышления, отражающая объективную диалектику самой действительности. Основой диалектики как метода научного познания является восхождение от абстрактного к конкретному – от общих и бедных содержанием форм к расчлененным и более богатым содержанием, к системе понятий, позволяющих постичь предмет в его сущностных характеристиках. В диалектике все проблемы обретают исторический характер, исследование развития объекта является стратегической платформой познания. Наконец, диалектика ориентируется в познании на раскрытие и способы разрешения противоречий.
Основные принципы[84]   Принцип развития. Принцип всеобщей связи.
Законы диалектики Закон Отвечает на вопрос:
Закон единства и борьбы противоположностей. Что является причиной развития?
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Каков механизм развития?  
Закон отрицания отрицания. Куда идет развитие?


МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ[85]

Определение Метод (от греч. methodos) - в самом широком смысле слова - «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.
Понятие Это совокупность специальных приемов, норм, правил, процедур, регулирующих процесс познания и обеспечивающих решение исследовательской задачи[86]. Это совокупность приемов и операций познавательного освоения действительности опирающихся на закономерности изучаемого объекта[87].
Суть Это абстрактно-теоретическое выражение закономерностей познаваемого предмета и самого процесса познания, т.е. это путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний[88]. Это система принципов, требований, правил, руководствуясь которыми исследователь может достичь намеченной цели[89].
Основная функция Внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.
Главное предназначение На основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов
Критическое отношение Недопустимо впадать в крайности: а) недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом, отвлекающим от настоящей работы, подлинной науки и т. п. {«методологический негативизм»); б) преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращать метод в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия {«методологическая эйфория»). Дело в том, что «...ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования»






СООТНОШЕНИЕ МЕТОДА, ТЕОРИИ И ПРЕДМЕТА[90]

Метод и теория Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила того или иного метода обусловлены содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь «метод расширяется в систему», т. е. используется для дальнейшего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, его материализации, объективизации в практике. Тем самым теория и метод одновременно тождественны и различны. Их сходство состоит в том, что они взаимосвязаны, и в своем единстве есть аналог, отражение реальной действительности. Основные различия теории и метода состоят в следующем:  
ТЕОРИЯ МЕТОД
результат предыдущей деятельности исходный пункт и предпосылка последующей деятельности
главные функции теории - объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т. п.), регуляция и ориентация деятельности
система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности
нацелена на решение проблемы - что собой представляет данный предмет нацелен на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования
Метод и предмет   Каждый метод обусловлен прежде всего своим предметом, т. е. тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы). Метод как способ исследования и иной деятельности не может оставаться неизменным, всегда равным самому себе во всех отношениях, а должен изменяться в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен. Это значит, что истинным должен быть не только конечный результат познания, но и ведущий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживающий именно специфику данного предмета. Поэтому нельзя «разводить» предмет и метод, видеть в последнем только внешнее средство по отношению к предмету, никак не зависимое от него и лишь «налагаемое» на предмет чисто внешним образом. Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой.


МНОГОУРОВНЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ[91]

Группы методов по степени общности и широте применения Философские методы Наиболее древними являются диалектический и метафизический методы. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. К числу философских методов относятся аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
Общенаучные подходы и методы исследования Получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.
Частнонаучные методы Совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
Дисциплинарные методы Система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.
Методы междисциплинарного исследования Совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.


МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ[92]

Общие приемы   Обобщение, анализ и синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация; абстрагирование и идеализация[93].  
Методы эмпирического исследования   Наблюдение, измерение, эксперимент; сравнение, описание[94]; систематизация, классификация, анализ, индукция[95].
Методы теоретического исследования   Идеализация, формализация, математические методы; синтез, дедукция, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы[96]; абстрагирование[97]; системный подход[98].

Наши рекомендации