Значение термина[82] | Диалектика (греч. искусство вести беседу) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Диалектика есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения. |
История термина | Само слово впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путём противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под диалектикой именно диалог как логические операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В смысле, близком к современному, понятие диалектика впервые употребляется Гегелем, трактовавшим её как умение отыскивать противоположности в самой действительности. |
Материалистическая диалектика[83] | Это всеобщий метод научного мышления, охватывающий все явления материального и духовного мира. Ее всеобщий характер проявляется в том, что она адекватна требованиям к теоретическим формам мышления. Диалектика – это реальная логика содержательного творческого мышления, отражающая объективную диалектику самой действительности. Основой диалектики как метода научного познания является восхождение от абстрактного к конкретному – от общих и бедных содержанием форм к расчлененным и более богатым содержанием, к системе понятий, позволяющих постичь предмет в его сущностных характеристиках. В диалектике все проблемы обретают исторический характер, исследование развития объекта является стратегической платформой познания. Наконец, диалектика ориентируется в познании на раскрытие и способы разрешения противоречий. |
Основные принципы[84] | Принцип развития. Принцип всеобщей связи. |
Законы диалектики | Закон | Отвечает на вопрос: |
Закон единства и борьбы противоположностей. | Что является причиной развития? |
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. | Каков механизм развития? |
Закон отрицания отрицания. | Куда идет развитие? |
МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ[85]
Определение | Метод (от греч. methodos) - в самом широком смысле слова - «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. |
Понятие | Это совокупность специальных приемов, норм, правил, процедур, регулирующих процесс познания и обеспечивающих решение исследовательской задачи[86]. Это совокупность приемов и операций познавательного освоения действительности опирающихся на закономерности изучаемого объекта[87]. |
Суть | Это абстрактно-теоретическое выражение закономерностей познаваемого предмета и самого процесса познания, т.е. это путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний[88]. Это система принципов, требований, правил, руководствуясь которыми исследователь может достичь намеченной цели[89]. |
Основная функция | Внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок. |
Главное предназначение | На основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов |
Критическое отношение | Недопустимо впадать в крайности: а) недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом, отвлекающим от настоящей работы, подлинной науки и т. п. {«методологический негативизм»); б) преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращать метод в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия {«методологическая эйфория»). Дело в том, что «...ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования» |
СООТНОШЕНИЕ МЕТОДА, ТЕОРИИ И ПРЕДМЕТА[90]
Метод и теория | Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила того или иного метода обусловлены содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь «метод расширяется в систему», т. е. используется для дальнейшего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, его материализации, объективизации в практике. Тем самым теория и метод одновременно тождественны и различны. Их сходство состоит в том, что они взаимосвязаны, и в своем единстве есть аналог, отражение реальной действительности. Основные различия теории и метода состоят в следующем: |
ТЕОРИЯ | МЕТОД |
результат предыдущей деятельности | исходный пункт и предпосылка последующей деятельности |
главные функции теории - объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т. п.), | регуляция и ориентация деятельности |
система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта | система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности |
нацелена на решение проблемы - что собой представляет данный предмет | нацелен на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования |
Метод и предмет | Каждый метод обусловлен прежде всего своим предметом, т. е. тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы). Метод как способ исследования и иной деятельности не может оставаться неизменным, всегда равным самому себе во всех отношениях, а должен изменяться в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен. Это значит, что истинным должен быть не только конечный результат познания, но и ведущий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживающий именно специфику данного предмета. Поэтому нельзя «разводить» предмет и метод, видеть в последнем только внешнее средство по отношению к предмету, никак не зависимое от него и лишь «налагаемое» на предмет чисто внешним образом. Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. |
МНОГОУРОВНЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ[91]
Группы методов по степени общности и широте применения | Философские методы | Наиболее древними являются диалектический и метафизический методы. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. К числу философских методов относятся аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. |
Общенаучные подходы и методы исследования | Получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. |
Частнонаучные методы | Совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. |
Дисциплинарные методы | Система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования. |
Методы междисциплинарного исследования | Совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ. |
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ[92]
Общие приемы | Обобщение, анализ и синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация; абстрагирование и идеализация[93]. |
Методы эмпирического исследования | Наблюдение, измерение, эксперимент; сравнение, описание[94]; систематизация, классификация, анализ, индукция[95]. |
Методы теоретического исследования | Идеализация, формализация, математические методы; синтез, дедукция, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы[96]; абстрагирование[97]; системный подход[98]. |
Наши рекомендации